Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ сервисной деятельности

МЕТОДЫ СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сервисная деятельность- это активность людей, вступающих в специфические взаимодействия по реализации общественных, групповых и индивидуальных услуг. Одна сторона в этих взаимодействиях, обладая многообразными потребностями, желает получить определенные блага, а другая сторона, оказывая конкретные услуги, предоставляет им возможность обладать такими благами. Цель этих отношений- не создание материальных ценностей, а удовлетворение человеческих потребностей. Исторически вырастая из процессов самообеспечения и родственной взаимопомощи, сервисная деятельность успешно интегрировалась в отношения рыночного обмена. Это обусловило разделение и профессионализацию труда работников, оказывающих услуги, а также их предпринимательскую активность на рынке услуг.

Сервисология — наука о сервисной деятельности, которая формируется ныне в мировой аналитике как междисциплинарная, теоретическая и прикладная область исследований. Давно было установлено, что труд в сфере сервиса во многом отличается от труда в промышленном или сельскохозяйственном производстве.

В настоящее время научный анализ сервисной деятельности, имеет разные уровни и компоненты рассмотрения своего предмета.

На эмпирическом уровнеанализа осуществляется сбор данных о сервисной деятельности — определяется ее природа, описывается характеризующие ее факты, процессы, устанавливаются границы и составные части. Более сложный анализ осуществляется на следующем уровне познания, который связан с формированием обещающих теоретических представлений о сервисной деятельности.

Общетеоретический анализ- наиболее высокий уровень осмысления сервисной деятельности как целостного феномена общества. В этом случае отрабатываются теории, рассматривающие сервисную деятельность как явление хозяйства, социальных отношений, духовной активности, а также устанавливаются закономерности ее исторического развития, изучается характер ее трансформации под влиянием внешних изменений. Осознание теоретических аспектов этого уровня позволяет выработать методологию анализа сервиса.

Под методологией анализа сервисной деятельностипонимается система общетеоретических представлений, познавательных принципов, положенных в исследование ее сущности, закономерностей ее исторической эволюции, а также места в общественном производстве, в социальной структуре и культурной практике. В науке о сервисной деятельности прикладной уровень приобретает огромную важность, так как вопрос о совершенствовании сервиса актуален для работников этой сферы.

Теоретические представления об услугах на первоначальном этапе их анализа носили экономико-централистическую направленность. Во второй половине 20 века понимание сервисной деятельности приобретает междисциплинарный характер, в рамках которого экономические, социологические аспекты анализа рассматриваются как равноправные.

Частные, более конкретные методы деятельности в сфере удовлетворения потребностей можно, с нашей точки зрения, классифицировать на основе главных видов профессиональной деятельности работников сервиса:

Методы эксплуатационно-технологической деятельности – это разработка технологического процесса оказания услуги, зависящего от свойств используемых материалов и от поставленной цели (какой результат мы должны получить). Для услуг, направленных непосредственно на организм человека, необходимы методы воздействия, учитывающие его особенности.

Методы производственно-управленческой деятельности – это психологические методы организации общения с клиентами и между сотрудниками сферы услуг, экономические (например, статистические) методы планирования и оценки процесса оказания услуги, а также технические методы воздействия на организм человека или на используемые для удовлетворения потребностей приборы и материалы.

Проектно-конструкторская деятельность – использует специфические методы конструирования и проектирования, методы сбора и анализа информации.

Методы экспертно-аудиторской деятельности — это методы тестирования, оценки, измерения и сравнения приемов и результатов оказания услуги с существующими нормами и стандартами.

Методы научно-исследовательской деятельности в сервисологии – это в основном общенаучные методы наблюдения, эксперимента, моделирования, анализ, синтез, метод системного анализа. Специфика сферы услуг проявляется здесь в разработке особых стратегий и алгоритмов обслуживания: связанные с ними методы используются только в сервисной деятельности.

Таким образом, методология сервисной деятельности представляет собой синтез сложного набора общих и специфических методов, представляющих практически все сферы человеческой деятельности. Только такой комплексный подход создает условия для качественного удовлетворения потребностей человека.

Методологические основы и междисциплинарный характер научного анализа сервисной деятельности

Анализ исторической эволюции услуг в обществах разного типа позволяет сформулировать научное понимание сервисной деятель­ности, которая свойственна современному миру. Сервисная дея­тельность — это активность людей, вступающих в специфические взаимодействия по реализации общественных, групповых и ин­дивидуальных услуг. Одна сторона в этих взаимодействиях, обла­дая многообразными потребностями, желает получить определен­ные блага, а другая сторона, оказывая конкретные услуги, предо­ставляет им возможность обладать такими благами. Цель этих отношений — не создание материальных ценностей, а удовлетво­рение человеческих потребностей (хотя нередко это происходит с помощью таких ценностей). Исторически вырастая из процессов самообеспечения и родственной взаимопомощи, сервисная дея­тельность успешно интегрировалась в отношения рыночного об­мена. Это обусловило разделение и профессионализацию труда работников, оказывающих услуги, а также их предприниматель­скую активность на рынке услуг. Другая сторона, желающая реа­лизовать свои потребности и оплачивающая услуги, предъявляет к сервисной деятельности специфические требования, привнося в нее свои запросы и ценностные ориентации. Это сообщает сер­висной деятельности внеэкономические характеристики, усили­вает ее социальную и эмоционально-психологическую определен­ность.

Сложный характер сервисной деятельности обусловливает спе­цифику сервисологии — науки о сервисной деятельности, которая формируется ныне в мировой аналитике как междисциплинарная, теоретическая и прикладная область исследований. Давно было установлено, что труд в сфере сервиса во многом отличается от труда в промышленном или сельскохозяйственном производстве. Но сам по себе характер сервисного труда долгое время оставался неочевидным для исследователей. Понадобилось немало времени, чтобы установить его многоплановый характер, а также место и роль не только в промышленном производстве, но и в воспроиз­водстве общественных связей, в культурной жизни людей. Ниже рассмотрим становление и основные этапы научного анализа сер­висной деятельности. Начнем с раскрытия общетеоретических и специфических особенностей научного анализа, задачей которо­го является изучение сервисной активности.

В настоящее время научный анализ сервисной деятельности, так же как и любое другое научное направление, имеет разные уровни и компоненты рассмотрения своего предмета. На эмпири­ческом уровне анализа осуществляется сбор данных о сервисной деятельности — определяется ее природа, описываются характе­ризующие ее факты, процессы, устанавливаются границы и со­ставные части и т.п.

Читать еще:  Экономический анализ задачи линейного программирования

Более сложный анализ осуществляется на следующем уровне познания, который связан с формированием обобщающих теоре­тических представлений о сервисной деятельности. Осмыслению подвергаются причинно-следственные связи между разными ее частями, более глубоко изучается структура, важнейшие направ­ления и разновидности.

Общетеоретический анализ — наиболее высокий уровень ос­мысления сервисной деятельности как целостного феномена об­щества. В этом случае отрабатываются теории, рассматривающие сервисную деятельность как явление хозяйства, социальных от­ношений, духовной активности, а также устанавливаются зако­номерности ее исторического развития, изучается характер ее трансформации под влиянием внешних изменений. Осознание те­оретических аспектов такого уровня осмысления позволяет выра­ботать методологию анализа сервиса.

Под методологией анализа сервисной деятельности понимается система общетеоретических представлений, познавательных прин­ципов, положенных в исследование ее сущности, закономернос­тей ее исторической эволюции, а также места в общественном производстве, в социальной структуре и культурной практике.

Во многих социальных и гуманитарных науках существует при­кладной уровень анализа, предполагающий использование полу­ченных научных результатов в практической деятельности. В науке о сервисной деятельности прикладной уровень приобретает огром­ную важность, поскольку вопрос о совершенствовании сервиса весьма актуален для работников этой сферы, органов государствен­ной власти, для многочисленного контингента потребителей.

Особое значение в научном анализе любого объекта приобре­тает определение предметно-дисциплинарного ракурса, который обес­печивает адекватное отображение сущности сервиса. В этой связи важен отбор различных методов сбора и анализа данных о серви­се, а также его осмысление в ключе определенной дисциплины.

Теоретические представления об услугах на первоначальном этапе их анализа носили ярко выраженную экономико-центрист­скую направленность. Во второй половине XX в. понимание сер­висной деятельности приобретает междисциплинарный характер, в рамках которого экономические, социологические, управленчес­кие и другие аспекты анализа рассматриваются как равноправные.

Историческая практика свидетельствует, что научный анализ услуг начинался не столько со сбора эмпирических фактов, сколько с выяснения их общественной и экономической природы. Этот процесс происходил в XVIII-XIX вв. в рамках английской политэ­кономии. Теоретики взяли за методологическую базу комплекс политэкономических представлений, сложившийся в Новое вре­мя в рамках английской философии хозяйствовани. Таким обра­зом, в основу методологии исследования услуг было положено пред­ставление об общественных благах, пользе, принципы рациональ­ного анализа и здравого смысла, понимание общих интересов людей и одновременном отстаивание каждым своего интереса.

Английская политэкономия рассматривала услуги как состав­ную часть экономических отношений. При этом ученые относили услуги к нематериальным благам (хотя анализировали их посред­ством экономических категорий). Тем самым закладывалось про­тивопоставление невещественных услуг и конкретных товаров, которые олицетворяли материальные блага. Еще одна особенность в понимании характера услуг: производительный труд, связанный с созданием техники, товаров повседневного спроса, рассматривал­ся как более важный сравнительно с непроизводительным трудом в сфере обслуживания.

А. Смит писал: «Труд некоторых самых уважаемых сословий об­щества, подобно труду домашних слуг, не производит никакой сто­имости и не закрепляется и не реализуется ни в каком длительно су­ществующем предмете или товаре, могущем быть проданным, кото­рый продолжал бы существовать и по прекращению труда. Например, государь со всеми своими судебными чиновниками и офицерами, вся армия и флот представляют собой непроизводительных работников. К одному и тому же классу должны быть отнесены как некоторые из самых серьезных и важных, так и некоторые из самых легкомыслен­ных профессий — священники, юристы, врачи, писатели всякого рода, актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр.». <Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Пер. с англ. Т. 1. М., 1962)

К. Маркс не так пренебрежительно отзывался о товарных свой­ствах услуг, но и он вынужден был констатировать, что они — товар особого рода. Далее Маркс отмечал, что услуги, являясь особым ви­дом товара, тем не менее имеют стоимость, как потребительскую, так и меновую: «Для производителя этих услуг они — товары. Они имеют определенную потребительную стоимость (воображаемую или дей­ствительную) и определенную меновую стоимость». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. 1)

Неосязаемый, невещественный результат труда при оказании многих видов услуг стал определяющим признаком, позволяющим считать сервисную деятельность непроизводительным трудом в отли­чие от производительного труда в материальном производстве. Эта позиция не только была свойственна экономистам XVIII-XIX вв., но существовала и позже, продолжая находить сторонников в тече­ние всего XX в. Это приводило многих экономистов к недооценке рационального содержания и товарной формы блага-услуги, а также к недостаточному анализу услуги как экономической категории.

В частности, такие представления получили широкое распро­странение в советской политэкономии, наследовавшей марксист­скую методологию анализа. Именно представления К. Маркса о переходе от капиталистического способа хозяйствования к социа­листическому закладывались в советскую экономику. В этом случае удовлетворение потребностей ставилось в подчиненную зависи­мость от действия общеэкономических законов, от развития мате­риального производства. Руководители советского государства, орга­низаторы производств нацеливали усилия на формирование хо­зяйственной социалистической практики, которая приобретала серьезные отличия от практики капиталистической.

В СССР была сформулирована конкретная цель — через совер­шенствование системы экономических отношений добиться удов­летворения значимых потребностей всех членов общества, создать условия для гармонического развития личности. Предполагалось, что потребности человека в этом случае станут более рациональными, многообразными, постепенно обретут совершенный характер.

Советское общество смогло продвинуться в направлении к этой цели, но ее полная реализация оказалась невозможной в силу це­лого ряда практических и концептуальных причин, включая и сла­бую теоретическую проработку всех проблем, свойственных дея­тельности по обслуживанию населения.

Сервисная деятельность

Основные понятия сервисной деятельности

Широко распространенным видом деятельности практически любого человека является оказание услуг. Оказывая помощь людям в повседневной жизни, предоставляя полезные сведения, информацию, человек оказывает простейшую услугу, которая не требует особых знаний и подготовки. Однако уже в древние времена существовали люди и организации, которые на высоком уровне предоставляли сложные, часто дорогостоящие услуги, требующие специальных знаний, профессиональных навыков и соответствующего оборудования.

Читать еще:  Анализ эффективности работы предприятия

На современном этапе сервис превратился в безграничную сферу человеческой активности. В экономике промышленно развитых стран более 70% населения являются участниками рынка услуг. На уровне современных требований закономерности сервисной деятельности требуют детального анализа, без которого невозможна ее организация.

Сервис – это особый вид человеческой деятельности, который направлен на удовлетворение потребностей клиента путем оказания услуг, востребованных отдельными людьми, социальными группами или организациями.

Таково общее определение сервиса, в котором используются ключевые понятия: деятельность, потребность, услуга. Подробнее объяснить, что такое сервис и в каких формах он может осуществляться, возможно, раскрыв содержание этих понятий.

Сервисная деятельность — это вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей людей путем оказания индивидуальных услуг. Сервисной деятельностью занимаются как индивидуальные предприниматели, так и сервисные организации и предприятия. Результатом их труда является услуга. Услуга представляет собой продукт труда, назначением которого является удовлетворение конкретных потребностей людей.

Услуга – это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя (заказчика), а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности человека. Услуга – это деятельность по удовлетворению нужд и потребностей людей.

Эта деятельность может воплощаться в изделиях (материальные услуги), но может существовать и как полезный эффект труда, потребляемый в самом процессе труда (нематериальные услуги). Например, услуга кондитера состоит в том, что он готовит и печет необыкновенный торт. Превращение ингредиентов в торт и является услугой кондитера. Деятельность кондитера воплощается в торте (материальная услуга).

Важной особенностью услуги является полезное действие для потребителя, причем это действие может оказывать как живой труд (нематериальная услуга), так и труд, овеществленный в осязаемом продукте. В этом и состоит принципиальное назначение услуг, их общественная функция – непосредственное обслуживание населения, создание комфортных условий жизнедеятельности: в транспорте, в общественных местах, во время отдыха.

Полезный эффект от услуги – это совокупность полезных свойств услуги, непосредственно направленных на удовлетворение той или иной потребности услуги.

Потребитель услуги – это человек (или предприятие), получающий, заказывающий или имеющий намерение получить или заказать услуги для личных нужд (нужд организации).

Исполнитель услуги – это предприятие, организация или предприниматель, оказывающий услугу потребителю.

Результатом услуги является восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств товара, создание нового изделия, перемещение, создание

условий потребления, обеспечение или поддержание здоровья, духовное или физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства.

В сервисологии существуют понятия идеальной и реальной услуги.

Идеальная услуга – это абстрактная, теоретическая модель того или иного вида сервисной деятельности. Она включает правила обслуживания населения, стандарты качества, технологию оказания услуги.

Реальная услуга – это конкретные материальные действия, направленные на удовлетворение потребностей потребителя. Услуги в их реальном исполнении всегда отличаются от идеальных. Эти услуги индивидуализированы по исполнителям, потребителям, конкретным условиям их предоставления.

Материальные услуги – это услуги, удовлетворяющие материальные потребности людей. Они обеспечивают восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых по заказам населения, а также перемещения грузов и людей, создание условий для потребления. К материальным услугам относятся бытовые услуги (услуги по ремонту и техническому обслуживанию изделий, зданий и сооружений, фотоуслуги, парикмахерские услуги), жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и т.д.

Социально-культурные услуги – это услуги, удовлетворяющие духовные, интеллектуальные потребности людей и поддерживающие их нормальную жизнедеятельность. Социально-культурные услуги обеспечивают поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К ним относятся медицинские услуги, услуги культуры, туризма и образования.

Результатом материальных услуг является выполненная работа или изделие. Результат социально-культурных услуг не имеет материальной формы (результат туристического или экскурсионного обслуживания).

Материальные и социально-культурные услуги являются взаимодополняющими. Часто приобретению товаров сопутствует потребление услуг, например, по послепродажному обслуживанию, а потребление услуг сопровождается приобретением сопутствующих товаров. Так, потребитель услуг пунктов общественного питания (кафе, ресторанов) получает товар – продукты питания, место потребления этих продуктов, услугу официанта, психологическую разгрузку.

Предоставление услуги – это деятельность исполнителя услуги, необходимая для обеспечения выполнения услуги, и делится на отдельные этапы:

— обеспечение необходимыми ресурсами;

— технологический процесс исполнения;

— контроль и оценка;

Услуги неотделимы от потребителей и исполнителей.

Жизненный цикл услуги подразделяется на несколько этапов:

— предоставление информации по услугам, предлагаемым потребителям;

— принятие заказа на услугу;

— контроль качества исполнения услуги;

— выдача заказа потребителю.

Характер взаимодействия потребителя и исполнителя услуги в процессе обслуживания зависит от формы предоставления услуги и бывает непосредственным (очным) и опосредованным (заочным).

При непосредственном взаимодействии происходит прямой контакт исполнителя и потребителя (заказчика), а при опосредованном – контакт может осуществляться через посредников или вспомогательный персонал исполнителя услуги.

Обслуживание – это деятельность исполнителя услуги, происходящая при непосредственном контакте с потребителем. Сам процесс обслуживания обеспечивается необходимыми средствами производства и персоналом сервисного предприятия. Обслуживание включает анализ заказа потребителя, разработку проектов предоставления услуг (технических заданий и процесса оказания услуги), поиск компромиссных решений в условиях многовариантности способов оказания услуг, установление и обеспечение необходимого качества услуги, согласование, оформление и доведение услуги до потребителя.

Специалисты по сервису должны быть профессионально подготовленными и обладать навыками обслуживания. При обслуживании населения все сотрудники сферы услуг должны владеть навыками общения с посетителями, знаниями этикета. Качество обслуживания в значительной степени определяется приемами, применяемыми в процессе оказания услуг. Приемы обслуживания согласуются с типом сервисного предприятия. Высокая скорость приготовления и подачи блюд необходимы на предприятиях общественного питания, выполняющих быстрое обслуживание посетителей, а в ресторане с вечерним или ночным обслуживанием требуется высококвалифицированное обслуживание с учетом этикета, правил особой сервировки стола, постепенной подачи блюд.

Читать еще:  Анализ товаров конкурентов

Обслуживание потребителей возможно в специализированных помещениях сервисного предприятия, либо в определенных для выполнения услуги местах, в соответствии с видом услуги и потребностью заказчика. Определенным образом на качество обслуживания влияют условия окружающей обстановки, которые психологически воздействуют на потребителя в процессе обслуживания.

Таким образом, основой сервисной деятельности являются персонал, выполняющий обслуживание, средства обслуживания и условия.

Для эффективной работы сервисного предприятия должна быть продуманной, правильной организационно-управленческая деятельность руководителей.

Организационно-управленческая работа заключается в следующих направлениях:

— планирование деятельности сервисной организации, прогнозирование ее развития при изменении рынка или видов услуг;

— оценка производственных и непроизводственных затрат;

— оптимизация состава технологического оборудования и технических средств с учетом ассортимента и уровня качества услуг;

— организация контактной зоны для обслуживания потребителей услуг;

— подбор сотрудников, обладающих профессиональными знаниями и психологическими навыками для работы с людьми.

Сложный многогранный процесс, которым является сервисная деятельность, должен обеспечиваться грамотным управлением персоналом и ресурсами предприятия, соблюдением требований нормативных документов и стандартов обслуживания, соответствием оказываемых услуг запросам потребителей.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

3.1. МЕТОДОЛОГИЧНСКИЕ ОСНОВЫ СЕРВИСНОЙ

Сервисная деятельность – это активность людей, вступающих в

специфические взаимодействия по реализации общественных, групповых и

индивидуальных услуг. Одна сторона в этих взаимодействиях, обладая

многообразными потребностями, желает получить определенные блага, а

другая сторона, оказывая конкретные услуги, предоставляет им возможность

обладать такими благами. Цель этих отношений – не создание материальных

ценностей, а удовлетворение человеческих потребностей. Исторически

вырастая из процессов самообеспечения и родственной взаимопомощи,

сервисная деятельность успешно интегрировалась в отношения рыночного

обмена. Это обусловило разделение и профессионализацию труда работников,

оказывающих услуги, а также их предпринимательскую активность на рынке

Сервисология – наука о сервисной деятельности, которая

формируется ныне в мировой аналитике как междисциплинарная,

теоретическая и прикладная область исследований. Давно было установлено,

что труд в сфере сервиса во многом отличается от труда в промышленном или

В настоящее время научный анализ сервисной деятельности, имеет

разные уровни и компоненты рассмотрения своего предмета. На эмпирическом

уровне анализа осуществляется сбор данных о сервисной деятельности –

определяется ее природа, описывается характеризующие ее факты, процессы,

устанавливаются границы и составные части.

Более сложный анализ осуществляется на следующем уровне

познания, который связан с формированием обещающих теоретических

представлений о сервисной деятельности.

Общетеоретический анализ – наиболее высокий уровень

осмысления сервисной деятельности как целостного феномена общества. В

этом случае отрабатываются теории, рассматривающие сервисную

деятельность как явление хозяйства, социальных отношений, духовной

активности, а также устанавливаются закономерности ее исторического

развития, изучается характер ее трансформации под влиянием внешних

изменений. Осознание теоретических аспектов этого уровня позволяет

выработать методологию анализа сервиса.

Под методологией анализа сервисной деятельности понимается

система общетеоретических представлений, познавательных принципов,

положенных в исследование ее сущности, закономерностей ее исторической

эволюции, а также места в общественном производстве, в социальной

структуре и культурной практике.

В науке о сервисной деятельности прикладной уровень приобретает

огромную важность, так как вопрос о совершенствовании сервиса актуален для

работников этой сферы.

Теоретические представления об услугах на первоначальном этапе их

анализа носили экономико-централистическую направленность. Во второй

половине 20 века понимание сервисной деятельности приобретает

междисциплинарный характер, в рамках которого экономические,

социологические аспекты анализа рассматриваются как равноправные.

Научный анализ услуг начинался не столько со сбора эмпирических

фактор, сколько с выяснения их общественной и экономической природы. Этот

процесс происходил в 18-19 веках в английской политэкономии. Английская

политэкономия рассматривала услуги как составную часть экономических

отношений. Ученые относили услуги к нематериальным благам. Особенностью

характера услуг является: производительный труд, связанный с созданием

техники, товаров повседневного спроса.

А. Смит писал: «Труд некоторых самых уважаемых сословий общества,

подобно, труду домашних слуг, не производит никакой стоимости и не

закрепляется и не реализуется ни в каком длительно существующем предмете

или товаре, могущем быть проданным, который продолжал бы существовать и

по прекращении труда…» (Смит А. Исследование о природе и причинах

богатства народов/Пер. с англ. Т.1 М., 1962)

Неосязаемый, невещественный результата труда при оказании многих

видов услуг стал определяющим признаком, позволяющим считать сервисную

деятельность непроизводительным трудом в отличие от производительного

труда в материальном производстве.

В научном анализе любого объекта большое значение приобретает

определение предметно-дисциплинарного ракурса, который обеспечивает

адекватное отображение сущности сервиса.

3.2. ИЗУЧЕНИЕ СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ

В середине 20 века в экономической практике расширяется анализ

сервисной деятельности. В науке происходит переосмысление услуги как

элемента производительного труда.

Теории социального взаимодействия и обмена сделали возможным

рассмотрение сервисной деятельности в тесном соотношении с задачами

удовлетворения потребностей людей.

Развитие сферы услуг социологи связали с увеличением свободного

времени у работников современного производства. Сформировался целый

раздел социологии, связанный с анализом отдыха, — социология свободного

времени и рекреации. В изучении отдельных направлений и сфер рекреации

невозможно ограничиваться лишь сведениями социального характера.

Например, изучая оздоровительный и медицинский сервис, невозможно уйти от

биологический, психологических, медицинских знаний и выводов. В разделе

социологии рекреации, связанном с туризмом и путешествиями, используются

научные данные о географии, ландшафте, климате. Анализ образовательных

услуг включает в себя научные представления о возрастной психологии,

Формулируются также практические рекомендации по

использованию возможностей маркетинга и рекламы в повышении

эффективного обслуживания. Особое направление в исследовании сервисной

деятельности связано с формированием представлений о производственном

менеджменте, включая и менеджмент сервисной деятельности. Рассмотрим на

примере эволюцию теоретических представлений об организационных основах

предприятия, управленческой деятельности и ее критерии за последние 100 лет

Эволюция теоретических представлений об организационных основах

предприятия, управленческой деятельности и ее критерии эффективности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector