Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Требования к системе управления рисками

Указание Банка России от 15 апреля 2015 г. N 3624-У «О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы» (с изменениями и дополнениями)

Указание Банка России от 15 апреля 2015 г. N 3624-У
«О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы»

С изменениями и дополнениями от:

3 декабря 2015 г., 16 ноября 2017 г., 27 июня 2018 г.

ГАРАНТ:

Настоящее Указание на основании Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973; N 48, ст. 6728; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 14, ст. 1649; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3438, ст. 3476, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 49, ст. 6336; N 51, ст. 6695, ст. 6699; N 52, ст. 6975; 2014, N 19, ст. 2311, ст. 2317; N 27, ст. 3634; N 30, ст. 4219; N 45, ст. 6154; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 4, ст. 37) и Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3459, ст. 3469; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, ст. 45; N 30, ст. 3117; 2006, N 6, ст. 636; N 19, ст. 2061; N 31, ст. 3439; N 52, ст. 5497; 2007, N 1, ст. 9; N 22, ст. 2563; N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 45, ст. 5425; N 50, ст. 6238; 2008, N 10, ст. 895; 2009, N 1, ст. 23; N 9, ст. 1043; N 18, ст. 2153; N 23, ст. 2776; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5731; N 52, ст. 6428; 2010, N 8, ст. 775; N 27, ст. 3432; N 30, ст. 4012; N 31, ст. 4193; N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6728, ст. 6730; N 49, ст. 7069; N 50, ст. 7351; 2012, N 27, ст. 3588; N 31, ст. 4333; N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7605, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 19, ст. 2317, ст. 2329; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3438, ст. 3477; N 30, ст. 4048; N 40, ст. 5036; N 49, ст. 6336; N 51, ст. 6683, ст. 6699; 2014, N 6, ст. 563; N 19, ст. 2311; N 26, ст. 3379, ст. 3395; N 30, ст. 4219; N 40, ст. 5317, ст. 5320; N 45, ст. 6144, ст. 6154; N 49, ст. 6912; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 37) (далее — Федеральный закон «О банках и банковской деятельности») устанавливает требования к системе управления рисками и капиталом в кредитной организации и банковской группе.

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 мая 2015 г.
Регистрационный N 37388

Установлены требования к системе управления рисками и капиталом в кредитной организации и банковской группе. Создание такой системы предусмотрено требованиями Базеля II.

Кредитная организация создает систему управления рисками и капиталом путем реализации внутренних процедур оценки достаточности капитала (ВПОДК). Совет директоров (наблюдательный совет), исполнительные органы кредитной организации принимают участие в разработке и утверждении ВПОДК, осуществляют контроль за их реализацией на основе отчетности, формируемой в рамках ВПОДК.

Предусмотрено поэтапное внедрение требований. Кредитные организации с размером активов не менее 500 млрд руб. должны будут обеспечить разработку и внедрение ВПОДК на индивидуальном уровне до 31 декабря 2015 г., на уровне банковской группы — до 31 декабря 2016 г. Остальные — на индивидуальном уровне до 31 декабря 2016 г., на уровне банковской группы до 31 декабря 2017 г.

Указание вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования в «Вестнике Банка России».

Указание Банка России от 15 апреля 2015 г. N 3624-У «О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 мая 2015 г.
Регистрационный N 37388

Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России»

Текст Указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 15 июня 2015 г. N 51

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Указание Банка России от 27 июня 2018 г. N 4838-У

Изменения вступают в силу с 21 сентября 2018 г.

Указание Банка России от 16 ноября 2017 г. N 4606-У

Изменения вступают в силу с 8 января 2017 г.

Указание Банка России от 3 декабря 2015 г. N 3878-У

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Указания в «Вестнике Банка России»

Требования к системе управления рисками до их реализации

Система управления рисками является вспомогательной по отношению к основной деятельности организации. Поэтому на этапе, пока риски еще не реализовались (pre-loss), основными требованиями к ней являются:

  1. обеспечить приемлемый уровень риска,
  2. не вызывать неоправданных расходов;
  3. не нарушать законность.

Рассмотрим эти требования несколько подробнее.

4.3.1. Обеспечение приемлемого уровня риска

Понятие «приемлемый» подразумевает наличие некоего лица или группы лиц, которые имеют право судить о степени допустимости того или иного риска для организации. Как правило, речь идет о руководстве. Это вносит в данное требование высокую долю субъективности. Для двух одинаковых предприятий с разными руководителями, скорее всего, приемлемыми будут считаться различные степени риска.

Читать еще:  Организация системы управления рисками на предприятии

Делать выводы о существующем уровне риска, пока он не наступил, приходится на основании косвенных показателей. К ним относится разнородные данные, например:

  • уменьшающееся или растущее количество несчастных случаев на производстве;
  • научные расчеты или прогнозы развития чрезвычайных ситуаций;
  • наличие или отсутствие претензий проверяющих органов в области охраны труда, пожарной безопасности и т.д.;
  • убедительный или неуверенный доклад лица, ответственного за управление рисками;
  • происшествия на аналогичных объектах в других организациях и т.д.

В совокупности все эти отдельные данные создают у руководства ощущение защищенности бизнеса либо, напротив, существующей или надвигающейся угрозы.

Поэтому приемлемым для конкретной организации можно считать такой уровень риска, который:

во-первых, может быть подтвержден логическими, статистическими или иными выводами и расчетами (объективный уровень);

во-вторых не вызывает беспокойства у руководства организации (субъективный уровень).

Задача риск-менеджера сводится к приведению объективного и субъективного уровня риска к приемлемым показателям за счет принятия реальных мер.

4.3.2. Соблюдение допустимого уровня затрат на управление рисками

Смысл данного ограничения состоит в том, что управление рисками не должно требовать неоправданных расходов, тормозящих развитие предприятия. Но какие затраты можно считать оправданными и чем они оправдываются? При анализе этого требования руководству приходится оценивать выгоды и затраты от реализации риск-менеджмента в организации.

Существование риска для любой организации порождает различные расходы (убытки), которые в совокупности условно составляют цену риска. Она складывается из трех составляющих:

  1. Непредвиденные убытки, вызванные реализацией риска, включая реальный ущерб и упущенную выгоду. Они имеют место только, если наступило опасное явление, которое вызвало неблагоприятные последствия. До того, как такое произошло, непредвиденные убытки считаются потенциально возможными (вероятными) и с трудом поддаются объективной оценке.
  2. Выгоды, упущенные из-за опасений. Сюда относятся возможные доходы и другой положительный эффект, которые можно было бы получить от проектов, не реализованных из-за страха. Руководство посчитало эти проекты слишком рискованными и отказалось от них. В результате организация не получила от них никаких выгод. Эти упущенные доходы тоже с трудом поддаются оценке, поскольку они не являлись бы гарантированным, даже если бы были соответствующие проекты реализованы.
  3. Ресурсы, направленные на управление рисками. Их основную часть составляют административные расходы на создание и функционирование системы риск-менеджмента, уплаченные организацией страховые премии, расходы на предупредительные мероприятия и меры по уменьшению возможных убытков. В отличие от предыдущих составляющих цены расходы на управление риском хорошо поддаются учету и бюджетированию.

Правильно организованный риск-менеджмент может снизить непредвиденные потери и связанные с ними опасения, делая убытки

а) менее вероятными;

б) менее тяжелыми;

в) более предсказуемыми.

За счет этого происходит уменьшение неопределенности (риска), что снижает страхи руководителей и делает венчурные проекты более осуществимыми. Одновременно создается впечатление надежности компании. Она становится более привлекательной для инвесторов, которые предоставляют ресурсы для развития.

Развитие системы управления рисками предприятия уменьшает первые две составляющие цены риска, но требует увеличения третьей. Решения руководства в части риск-менеджмента строятся на сопоставлении указанных выгод и затрат. Но здесь приходится сравнивать возможные потери с реальными расходами, что достаточно трудно и в значительной степени зависит от субъективных оценок. Решение относительно оптимального уровня затрат на управление рисками является творческой задачей, не имеющей однозначных идеальных решений. И риск-менеджер должен грамотно помогать руководству в принятии подобных решений.

4.3.3. Соблюдение законности

Мероприятия по управлению рисками должны быть легальны. Это означает соответствие действующим нормативным требованиям, и реализацию законным методами, без нарушений и ограничений прав других лиц. Такой риск-менеджмент обеспечит отсутствие претензий со стороны различных регулирующих органов и отдельных лиц, что позволит спокойно заниматься основной деятельностью.

«Управление риском в социально-экономических системах»
© Богоявленский С.Б., 2010

Как внедрять новые требования 209-ФЗ по управлению рисками

Что надо знать о новых законодательных требованиях относительно риск-менеджмента? Рекомендации юриста для советов директоров акционерных обществ.

Федеральный закон от 19 июля 2018 года №209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» закрепил следующие положения:

  • В соответствии со статьей 65.1, к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относится в том числе определение принципов и подходов к организации в обществе управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита (пп. 9.2 введен Федеральным законом от 19.07.2018 N 209-ФЗ).
  • В статье 87.1. «Управление рисками, внутренний контроль и внутренний аудит в публичном обществе» устанавливается требование, что:

1. В публичном обществе должны быть организованы управление рисками и внутренний контроль. Совет директоров (наблюдательный совет) публичного общества утверждает внутренние документы общества, определяющие политику общества в области организации управления рисками и внутреннего контроля.

2. Для оценки надежности и эффективности управления рисками и внутреннего контроля в публичном обществе должен осуществляться внутренний аудит. Совет директоров (наблюдательный совет) публичного общества утверждает внутренние документы общества, определяющие политику общества в области организации и осуществления внутреннего аудита.

Часть требований вступила в силу с сентября 2018 года, п. 2 ст. 87.1 вступает в силу с 01 июля 2020 (ФЗ от 19.07.2018 N 209-ФЗ). Оцените готовность вашей организации к изменениям с помощью короткого онлайн-опроса.

Управление рисками является неотъемлемой частью управления организацией. Это не только важный элемент корпоративного управления, но и практический инструмент принятия бизнес-решений. При внедрении крайне важно избегать позиционирования управления рисками как обособленной деятельности, отдельной системы. Важна интеграция в бизнес, которая может быть достигнута путем встраивания риск-менеджмента в процессы принятия решений, использования инструментов анализа рисков при оценке проектов, эффективности деятельности и стратегических инициатив, интегрирования в стратегическое планирование, бюджетирование и другие ключевые процессы организации. В данной статье мы описали процедуру внедрения управления рисками и подготовили несколько практических рекомендаций для собственников, руководителей и членов совета директоров.

Процесс внедрения

Международный стандарт по управлению рисками ISO31000:2018 (в России адаптирован как ГОСТ Р ИСО 31000) описывает процесс внедрения управления рисками следующим образом:

  1. Для внедрения управления рисками в организации необходимо определить, где, когда, как и кем принимаются наиболее существенные решения в организации.
  2. Необходимо проанализировать, учитываются ли риски в процессе принятия этих существенных решений, делается ли это последовательно, системно и насколько результаты задокументированы. Если анализ рисков в процессе принимаемых решений производится неформально или не документируется, необходимо модифицировать (изменить) процедуры принятия решений. Изменить процедуры принятия решений таким образом, чтобы перед принятием любого существенного решения проводился анализ рисков, а его результаты учитывались при принятии решения.
  3. Необходимо обеспечить понимание и правильное применение механизмов управления рисками организации. Обычно это делается через изменение существующих нормативных документов, должностных инструкций, обучение и взаимодействие с внутренним аудитом.
Читать еще:  Предпринимательские риски в россии

Обратите внимание, что в соответствии с международным стандартом, нет требований о создании отдельной службы или подразделения по управлению рисками, а также ничего не говорится о необходимости циклично повторяемых процедур по выявлению, оценке и митигации рисков. Скорее наоборот, международный стандарт описывает управление рисками, как некий элемент каждого принимаемого в организации существенного решения, а не как отдельный отчет о рисках всей организации. Требования к отчетности о рисках также отсутствуют в стандарте, так как информация о рисках должна стать частью обычной управленческой отчетности. Руководству компании следует обеспечивать интеграцию управления рисками во все виды деятельности организации, демонстрировать лидерство и ответственность путем:

  • Утверждения положения или политики, устанавливающих подход, план или порядок действий в части внедрения управления рисками.
  • Обеспечения выделения необходимых ресурсов для интеграции управления рисками.
  • Установления полномочий, ответственности и подотчетности на соответствующих уровнях организации для принятия решений с учетом рисков.

Роль совета директоров в процессе внедрения управления рисками должна включать:

  • Выстраивание мотивации руководителей организации с учетом рисков.
  • Обеспечение адекватного учета рисков при определении целей организации.
  • Понимание рисков, с которыми организация сталкивается при достижении своих целей.
  • Обеспечение внедрения управления рисками в ключевые бизнес-процессы.
  • Обеспечение надлежащего обмена информацией о рисках и их управлении в процессе принятия решений, которые входят в компетенцию совета директоров.

Практические рекомендации

1. Разработайте политику по управлению рисками. Для многих организаций может быть целесообразным документировать представление руководства о риск-менеджменте в высокоуровневом документе, таком как политика по управлению рисками. Политика должна описывать общее отношение компании к рискам, принципы управления рисками, роли и обязанности, инфраструктуру управления рисками, а также ресурсы и процессы, посвященные управлению рисками.

2. Документируйте допустимый аппетит к риску для различных типов решений в существующих нормативных документах. Утверждение лимитов одобрения сделок, требования финансовой политики к привлечению финансирования, критерии инвестирования в различные типы проектов, нулевая толерантность к рискам коррупции, травматизма или смертельных случаев, требования, установленные к экологической или промышленной безопасности – все это примеры того, как руководство компании, акционеры или советы директоров устанавливают рамки, лимиты, аппетит к риску. Задача риск-менеджера убедиться, что для наиболее существенных рисков действительно установлены требования и лимиты в действующих нормативных документах. Если это не так, риск-менеджер может, совместно с владельцем процесса, инициировать рассмотрение подобных лимитов на правлении или совете директоров.

3. Включите вопрос в повестку дня совета директоров. Вместо того чтобы включать обсуждение рисков как отдельный пункт в повестку совета директоров, сделайте раскрытие информации о рисках частью каждого вопроса, который обсуждается на совете директоров. Риск-менеджер должен, совместно с секретарем совета директоров, внести необходимые дополнения в шаблоны презентаций для совета директоров с целью включения информации о рисках, их влиянии на принимаемые решения и способы нивелирования в каждое существенное решение, связанное с одобрением планов, бюджетов, прогнозов, сделок или отчетов о результатах деятельности. Риск-менеджер также, совместно с внутренним аудитом, должен убедиться, что информация о рисках, предоставляемая совету директоров, является полной и правдивой.

4. Рассмотрите возможность создания отдельного комитета по управлению рисками на уровне правления или расширьте мандат существующего органа управления (официально такого требования нет). Большинство опрошенных риск-менеджеров утверждают, что наличие консультационного органа по управлению рисками на уровне правления оказывает существенный положительный эффект на развитие культуры управления рисками в организации. Комитет может фокусироваться на рассмотрении методологических вопросов с целью, в первую очередь, разгрузки повестки дня правления или принимать непосредственное участие в процессе принятия инвестиционных, проектных и прочих решений, связанных с высокими рисками, или же совмещать обе функции.

5. Актуализируйте существующие политики и процедуры с учетом рисков. Вместо того чтобы разрабатывать отдельные регламенты или методики по управлению рисками, необходимо актуализировать существующие регламенты и процедуры, например финансовую политику, регламент бюджетирования или положение о закупках. В существующих регламентах необходимо зафиксировать необходимость анализа рисков в процессе принятия решений. Вместо единых централизованных документов по управлению рисками, владельцами которых являются риск-менеджеры, должны быть изменены существующие нормативные документы, что усиливает интеграцию управления рисками в бизнес-процессы. Таким образом, ответственность за соблюдение нормативных документов закрепляется за бизнес-подразделениями.

6. Вовлекайте риск-менеджера (если он есть) в процессы принятия решения для оцифровки рисков. С целью развития культуры управления рисками важно избегать восприятия риск- менеджмента как отдельного от бизнеса, самостоятельного процесса. Один из наиболее действенных и простых способов – включение элементов анализа рисков в процесс принятия решений. Например, использование вероятностного подхода к оценке инвестиционной привлекательности проектов может позволить компании избежать многих ошибок, присущих более традиционным методам оценки. Вместо точечной оценки чистой приведенной стоимости (NPV) компании могут рассчитывать на распределение целого ряда показателей, в том числе вероятность отрицательного NPV. Сценарный анализ или имитационное моделирование могут существенно повысить качество инвестиционного анализа.

7. Проводите обучение по управлению рисками. Ключевым компонентом развития риск-ориентированного управления является обучение членов совета директоров, руководства, сотрудников и развитие культуры управления рисками.

8. Закрепите роли и обязанности по управлению рисками. Данная задача предполагает документирование ролей и обязанностей в области управления рисками в существующих должностных инструкциях, положениях о подразделениях и комитетах и мониторинг выполнения обязанностей по управлению рисками в процессе ежегодной оценки персонала.

9. Выстраивайте мотивацию руководителей с учетом рисков. Управление рисками должно начинаться с непреодолимого желания каждого из руководителей управлять, просчитывая свои действия на несколько шагов вперед, проактивно снимать угрозы и использовать возможности. Желание определяется мотивацией.

Требования к системе управления рисками

Нормативно-правовые акты, а также материалы Банка России, регулирующие деятельность кредитной организации в области управления рисками.

Документы сгруппированы по различным темам и доступны для скачивания (законы актуальны на июнь 2015 г.)

Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ

определяет Центральный банк как орган банковского регулирования и надзора, основной целью деятельности которого является поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов. При этом в круг полномочий регулятора входит издание нормативных актов, контроль за их исполнением кредитными организациями, а также применение санкций за их нарушение. Банк России может устанавливать обязательные нормативы ликвидности, достаточности капитала и обязательных резервов для банков.

Читать еще:  Оценка риска акций

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. №395-1

с точки зрения управления рисками дополняет первый перечнем видов банковских операций, понятием банковской тайны, перечнем оснований для отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности, обязательством для банков организовывать внутренний контроль и проходить ежегодную аудиторскую проверку.

Система управления рисками

Указание Банка России от 15.04.2015 №3624-У

устанавливает требования к системе управления рисками и капиталом, а также процедурам оценки достаточности капитала (ВПОДК).

Письмо от 29.06.2011 г. №96-Т

содержит минимальные стандарты по организации кредитными организациями внутренних процедур оценки достаточности капитала для покрытия принятых и потенциальных рисков и планирования капитала в связи с предстоящим внедрением Компоненты 2 Базеля II. В настоящее время переработаны в виде требований, обязательных для внедрения кредитными организациями (см. Указание Банка России 3624-У).

Письмо Банка России от 23.06.2004 №70-Т

Органы управления рисками

Письмо от 13.09.2005 г. №119-Т

Банк России информирует о современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях, основанных на передовой зарубежной практике и учитывающих требования законодательства Российской Федерации

Письмо от 06.02.2012 г. №14-Т

cодержит рекомендации по Базельского комитета по повышению вовлеченности Совета директоров и исполнительных органов в управление рисками

Формирование резервов и обязательные нормативы

Положение Банка России от 26 марта 2004 г. №254-П

определяет порядок создания резервов на возможные потери по ссудам, отнесенным к определенной категории качества в соответствии с профессиональным суждением.

Положение Банка России от 20 марта 2006 г. №283-П

регулирует Порядок резервирования денежных средств по условным обязательства кредитного характера, которые не приравнены к ссудной задолженности, Принцип резервирования предполагает использование фиксированных коэффициентов кредитного риска по различным группам активов, которые определяются регулирующим органом.

Инструкция Банка России от 03.12.2012 №139-И

в части регулирования кредитных рисков устанавливает нормативы максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков и максимального размера крупного кредитного риска. Данная инструкция также устанавливает числовые значения и методику расчета нормативов ликвидности и достаточности капитала, с целью ограничения риска ликвидности.

Положение от 6 августа 2015 г. №483-П

устанавливает порядок расчета величины кредитного риска на основе внутренних рейтингов, в том числе требования к банковским методикам управления рисками и моделям количественной оценки рисков, используемым для расчета величины кредитного риска на основе внутренних рейтингов для включения в нормативы достаточности капитала банка

Письмо от 29 декабря 2012 г. №192-Т

составленное в соответствии с рекомендациями Базеля II, предлагает альтернативный подход к управлению кредитным риском на основе построения рейтинговой системы. Данная система предполагает соблюдение рекомендуемых Банком России минимальных требований к внутренним системам и процессам присвоения рейтингов, оценке отдельных компонентов кредитного риска по классам кредитных требований, качеству корпоративного управления и внутреннего контроля.

Положение Банка России 03.11.2009 №346-П

в котором фиксирован способ расчета размера риска

Письмо Банка России от 24.05.2005 №76-Т

в котором закреплена процедура управления риском, факторы и методы управления.

Письмо Банка России от 16.05.2012 г. №69-Т

Риск потери деловой репутации и правовой риск

Письмо от 30 июня 2005 г. №92-Т

В данном документе закреплены факторы, влияющие на эти виды риска, способы выявления рисков и их оценки.

Письмо Банка России от 13.09.2005 №119-Т

в котором делается упор на необходимость разработки стратегии банка. Необходимо рассматривать альтернативы стратегического развития направлений деятельности, в том числе наихудший, наилучший и наиболее вероятный варианты развития событий, а также соизмерять возможные последствия принимаемых решений с предельно допустимым совокупным уровнем риска, который может принять кредитная организация.

Риск потери ликвидности

Письмо Банка России от 27.07.2000 №139-Т

устанавливает необходимость разработки банками политики управления ликвидностью, приводятся рекомендации по оценке состояния ликвидности и его влияния на финансовое состояние кредитного учреждения.

Положение Банка России от 30.05.2014 г. №421-П

Положение Банка России от 3.12.2015 г. №511-П

Положение устанавливает порядок расчета кредитной организацией величины рыночного риска, то есть риска возникновения у кредитной организации финансовых потерь (убытков) вследствие изменения справедливой стоимости финансовых инструментов и товаров, а также курсов иностранных валют и (или) учетных цен на драгоценные металлы. Содержит ряд уточнений и нововведений по сравнению с предыдущим положением (387-П).

Письмо Банка России от 15.06.2006 №85-Т

Письмо Банка России от 2.10.2007 г. №15-1-3-6/3995

описаны подходы к управлению процентным риском и приведены методы (и примеры) расчета процентного риска с применением гэп-анализа и методом дюрации

Инструкция Банка России от 15.07.2005 г. №124-И

Письмо Банка России от 29.12.2012 г. №193-Т

Банк России рекомендует кредитным организациям, в первую очередь крупнейшим, начать разработку Планов самооздоровления после опубликования настоящего письма.

Указание Банка России от 30.04.2008 г. №2005-У

Методика оценки экономического положения кредитной организации на основе оценки обязательных нормативов, показателей капитала, активов, доходности, ликвидности, качества управления и прозрачности структуры собственности.

Указание Банка России от 11.06.2014 г. №3277-У

устанавливает состав показателей, методики их расчета и определения обобщающего результата по ним в целях признания финансовой устойчивости банка достаточной для участия в системе страхования вкладов (взамен утратившей силу 1379-У).

Письмо Банка России от 15.04.2013 г. №69-Т

содержит ключевые показатели для выявления ситуаций быстрого ухудшения финансового положения кредитных организаций

Контроль за системой управления рисками:

Положение Банка России от 16.12.2003 г. №242-П

устанавливает требования к системам внутреннего контроля, в частности, включат функцию проверки эффективности методологии оценки банковских рисков и процедур управления банковскими рисками, установленных внутренними документами кредитной организации, и полноты их применения.

Письмо от 23.03.2007 №26-Т

является Нормативным документом, предусматривающим порядок проведения внешнего контроля по управлению банковскими рисками со стороны Банка России,

Отчетность и бухучет

Положение Банка России от 16.07.2012 г. №385-П

Содержит подробный план счетов банка.

Положение Банка России от 28.12.2012 г. №395-П

Указание от 12.11.2009 г. №2332-У

Прочие материалы Банка России и международных организаций

Письмо Банка России от 27.05.2014 №96-Т

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector