Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Постановление правительства по пеням и штрафам

Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063
«Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом»

С изменениями и дополнениями от:

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 г. N 1042 настоящее постановление признано утратившим силу с 9 сентября 2017 г.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

25 ноября 2013 г.

Правила
определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом
(утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063)

С изменениями и дополнениями от:

ГАРАНТ:

См. Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 г. N 1042

Об определении размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, см. письмо Минфина России от 24 декабря 2014 г. N 02-02-07/66867

1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства (далее соответственно — штраф, пеня).

2. Размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с настоящими Правилами.

3. Размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — цена контракта).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2017 г. N 570 в пункт 4 внесены изменения

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 19 октября 2016 г. N АКПИ16-831 пункт 4 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству

4. За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4.1 настоящих Правил):

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2017 г. N 570 Правила дополнены пунктом 4.1

4.1. За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.

5. За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

6. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:

Ц — цена контракта;

В — стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;

С — размер ставки.

7. Размер ставки определяется по формуле:

,

— размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;

ДП — количество дней просрочки.

8. Коэффициент К определяется по формуле:

,

ДП — количество дней просрочки;

ДК — срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

При К, равном 0 — 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

При К, равном 50 — 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

Установлен порядок определения в контракте размера штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, а также пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения (начиная со дня, следующего после истечения предусмотренного контрактом срока).

За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств по контракту размер штрафа устанавливается в виде следующей фиксированной суммы. Если цена контракта не превышает 3 млн руб. — 10% от нее. Если цена контракта составляет от 3 млн до 50 млн руб. — 5%; от 50 млн до 100 млн руб. — 1%; свыше 100 млн руб. — 0,5%.

Если свои обязательства не исполнил заказчик, штраф составит 2,5%, 2%, 1,5% и 0,5% цены контракта соответственно.

Приведена формула, по которой рассчитывается пеня, начисляемая за просрочку исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, поставщиком (исполнителем, подрядчиком).

Постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.

Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом»

Читать еще:  Бойко валерий петрович правительство омской области

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.

Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 28 ноября 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. N 48 ст. 6266

Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 г. N 1042 настоящее постановление признано утратившим силу с 9 сентября 2017 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 15 мая 2017 г. N 570

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Новые правила расчёта пеней и штрафов по государственным контрактам

С 9 сентября 2017 года правила, по которым начисляют штрафы и пени заказчики по 44-ФЗ, действуют согласно Постановлению Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042. Разберемся с новыми правилами и приведем отдельные примеры сложившейся к настоящему времени практики их применения.

Нужны качественные знания и удостоверение о повышении квалификации? Регистрируйтесь на онлайн курс « Повышение квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ», 120 ак.часов ». Программа разработана на основе требований профстандарта «Специалист в сфере закупок» Условие об ответственности сторон является существенным и должно быть согласовано между сторонами контракта. Исключение составляют случаи, определенные ч. 15 ст. 34 для отдельных оснований закупок у единственного поставщика.

В качестве меры ответственности для сторон контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предусматривается взыскание неустойки в 2 формах: штраф и пени.

Ответственность заказчиков и поставщиков в виде пени устанавливается за нарушение сроков исполнения контрактных обязательств в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.

Пени рассчитывайте по следующей формуле:

Пени = Цена контракта х (1/300 х Размер ключевой ставки) х количество дней просрочки

Минфин РФ в письме от 13.04.2016 № 02-04-06/21780 разъяснил, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая выходные и праздничные дни, начиная со дня, следующего после дня истечения срока исполнения обязательства по контракту.

Начислять пени в размере, превышающем 1/300 ключевой ставки недопустимо (см. решение, предписание Омского УФАС от 16.10.2017 № 03.10.1/279-2017).

В случае если поставщик выполнил обязательства не полностью, размер пени уменьшается на сумму, пропорциональную объему исполненных поставщиком обязательств. При расчете количества дней просрочки следует исключить дни, потребовавшиеся заказчику для приемки (оформления ее результатов) поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, если иное не предусмотрено контрактом (Письмо Минфина России от 07.11.2017 № 24-03-08/73293).

Штраф устанавливается за нарушение иных контрактных обязательств, не связанных со сроками, напрмиер, за каждый факт неисполнения сторонами обязательств по контракту. Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены фиксированные суммы штрафа. Рассмотрим их разновидности.

Штрафы для заказчика

За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
  • 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Расчитывать штраф следует от цены контракта, а не от начальной (максимальной) цены такого контракта (решение и предписание Кемеровского УФАС от 28.11.2017 по делу № 828/3-2017).

Обратите внимание, что независимо от того, заключен ли контракт на 30 000 рублей или на 300 000 рублей, или даже на 3 000 000 рублей размер штрафа будет 1 000 рублей.

Штрафы для поставщика

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 10% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
  • 5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 0,5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
  • 0,4% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
  • 0,3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
  • 0,25% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
  • 0,2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
  • 0,1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.

Из этой линейки штрафов выбирайте соответствующий цене вашего контракта. В ситуациях, когда заказчик прописывает все возможные штрафы, даже с пояснением, что исключит из условий все, кроме общих штрафов на поставщика, когда направит контракт победителю, такие действия заказчика признаются нарушением требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 23.11.2017 № 03-10.1/298-2017).

Штрафы для поставщика — СМП или СОНО

Особые условия ответственности установлены для случаев заключения контракта с СМП/СОНО.

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом по результатам закупку у СМП/СОНО, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
  • 2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
  • 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

Обратите внимание, что, если вы провели закупку на общих основаниях, а выиграл участник, являющийся СМП/СОНО, тем не менее контракт заключается на условиях объявленной закупки, без изменения условий о штрафах для СМП/СОНО.

Аналогична и ситуация, если объявленная закупка для СМП/СОНО не состоялась из-за признания только 1 заявки соответствующей требованиям и последующего заключения контакта по п. 25 ч. 1 ст. 93 у единственного поставщика, штрафы должны быть прописаны в соответствии с условиями несостоявшейся закупки по п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 для субъектов СМП/СОНО (решение Ивановского УФАС от 23.10 2017 № 07–15/2017–189).

Штрафы для поставщика, предложившего наиболее высокую цену за право заключить контракт

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 10% начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) в случае, если НМЦК не превышает 3 млн. рублей;
  • 5% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 1% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

Данные положения применяются только в случае проведения электронного аукциона с так называемым переходом через «0». Соответственно, при проведении аукциона следует уже в проект контракта включать рассматриваемые условия, поскольку заказчик никогда заранее не знает, как сложится ситуация, будут ли участники закупок снижаться до «0». Более того, в отсутствии соответствующих условий антимонопольные органы указывают заказчикам на нарушение требований контрактного законодательства (решение Челябинского УФАС от 30.10.2017 № 732-ж/2017).

Читать еще:  П 4 постановления правительства 781

Штрафы для поставщика за ненадлежащее исполнение обязательства, которое не имеет стоимостного выражения

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
  • 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Штраф устанавливается от цены контракта. В контракте должны быть выделены соответствующие обязательства, не имеющие стоимостного выражения, нарушение которых будет являться основанием для применения установленных штрафов. Это могут быть обязательства предоставить соответствующие товаросопроводительные документы, требования к доставке товара, требования о непревышении допустимого уровня брака и пр. При отсутствии в контракте соответствующих мер ответственности за нарушение обязательств, не имеющих стоимостного выражения (при их наличии), заказчика могут оштрафовать за утверждение документации с нарушением требований контрактного законодательства (см. решение Челябинского УФАС от 20.10.2017 по делу № 713-ж/2017).

Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены также специальные штрафы для участников закупки за невыполнение отдельных видов требований:

  • Штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ.
  • Штраф для поставщика, взыскиваемый в случае если в соответствии с ч.6 ст. 30 контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП (СОНКО) — устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, установленного контрактом.

При описании условий о применении мер ответственности для сторон по контракту, необходимо, помимо прочего, установить условие о том, что общая сумма неустойки не может превышать цену контракта. Отсутствие такого условия расценивается контрольными органами как нарушение требований законодательства о контрактной системе (решение Челябинского УФАС от 03.11.2017 по делу № 257-ВП/2017).

Рассмотренные выше меры ответственности для сторон по контракту требуют от заказчика тщательной проработки проекта контракта, анализа соответствующих условий привлечения к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение контрактных обязательств. Заказчику следует прописывать в контракте все особенности применения неустойки. Указание простой отсылки на применение законной неустойки свидетельствует о ненадлежащем исполнении заказчиками своей обязанности по соблюдению требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 15.11.2017 № 03–10.1/295–2017).

В завершении следует также отметить, что при заключении отдельных контрактов, имеющих специальное нормативное регулирование, заказчику следует руководствоваться соответствующими нормативными актами. Так, например, при заключении договора энергоснабжения устанавливается неустойка, определенная абз. 8 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Данная позиция изложена в том числе в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016. Аналогично, при заключении договора на оказание услуг по ОСАГО неустойка устанавливается в соответствии с п. 21 ст.12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а не в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе и Постановление Правительства РФ № 1042.

Каким образом начисляются штрафы и пени по 44-ФЗ, и какими правовыми нормами они регулируются?

За нарушение действующего законодательства о госзакупках 44-ФЗ заказчик может быть привлечен к ответственности в виде штрафа, а за просрочку в исполнении финансовых обязательств ему могут быть начислены пени. С 2017 года правила их начисления несколько изменились.

Правовое регулирование

Начисление пени и штрафов регулируется положениями:

  • 44-ФЗ;
  • Постановлением Правительства №1042 от 2017 года;
  • КоАП РФ.

В 44-ФЗ предусмотрены две ключевые разновидности материальной ответственности сторон за совершение правонарушений, которые следует отделять друг от друга:

  1. Ненадлежащее исполнение контракта, которое грозит штрафом.
  2. Просрочка в исполнении обязательств, за которую могут быть начислены пени (например, несвоевременное выполнение работ или оплата поставленного товара).

По Постановлению Правительства №1042 от 2017 года были пересмотрены правила расчета штрафных санкций за ненадлежащее исполнение контрагентами своих обязательств по 44-ФЗ. За каждый день просрочки в исполнении финансовых обязательств, помимо штрафов, начисляются пени. Штрафные санкции могут быть наложены как на заказчика, так и на исполнителя.

Какие изменения произошли в правилах расчета штрафов по 44-ФЗ

Согласно Постановлению Правительства №1042 от 2017 года, был отменен ранее действующий порядок расчета штрафных санкций по Постановлению Правительства №1063. Новые правила начали применяться с сентября 2017 года.

Штрафы для заказчиков также могут быть установлены в фиксированном значении, то есть как определенная сумма в рублях. Так, если цена контракта свыше 100 млн р., то размер штрафа составляет 100 тыс. р.

В качестве других изменений в законодательстве, которые были внесены Постановлением Правительства №1042, можно выделить следующие:

  • детализированы штрафные санкции за факт неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по контрактам с ценой свыше 100 млн р.;
  • внедрены новые правила расчета штрафных санкций по госконтракту, который подписан по итогам закупки среди представителей малого бизнеса или НКО;
  • установлены правила расчета штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам без стоимостного выражения;
  • прописаны правила расчета штрафов по контрактам, которые заключены с победителями, предложившими наиболее высокую цену;
  • указано условие о том, что сумма начисленных штрафов и пени за неисполнение обязательств по контракту не может превышать его цены.

Измененные правила начисления штрафных санкций стали более детализированные и понятные.

Размер штрафов на исполнителя или поставщика и правила их расчета

Рассмотрим, как изменился размер штрафов для исполнителей или поставщиков с принятием нового Правительственного Постановления. Если штрафные санкции начисляются в рамках закупок без ограничения круга участников, то они по прежним правилам устанавливались в следующем размере:

  • 10% при цене контракта до 3 млн р.;
  • 5% — от 3 до 50 млн р.;
  • 1% — от 50 до 100 млн р.;
  • 0,5% — от 100 млн р.

С сентября 2017 года было увеличено число ценовых диапазонов, на основании которых рассчитывают штраф. Теперь они начисляются следующим образом:

  • 10% — при НМЦК госконтракта или этапа до 3 млн р.;
  • 5% — от 3 до 50 млн р.;
  • 1% — от 50 до 100 млн р.;
  • 0,5% — от 100 до 500 млн р.;
  • 0,4% — от 500 млн р. до 1 млрд р.;
  • 0,3% — от 1 до 2 млрд р.;
  • 0,25% — от 2 до 5 млрд р.;
  • 0,2% — от 5 до 10 млрд р.;
  • 0,1% — при цене контракта свыше 10 млрд р.

В отношении закупок, в которых могут принять участие только представители малого бизнеса, раньше применялись две группы штрафов. Для контрактов до 3 млн р. – 10%, свыше – 5%. С 2017 года величина штрафов для НКО и представителей малого бизнеса уменьшилась:

  • 3% при цене контракта до 3 млн р.;
  • 2% — от 3 до 10 млн р.;
  • 1% — при цене от 10 до 20 млн р. (свыше 20 млн р. закупки среди малого бизнеса не проводятся).

Были введены штрафы для победителей в госзакупке на право заключить контракт.

  • 10% от НМЦК — если НМЦК до 3 млн р.;
  • 5% от НМЦК — от 3 млн до 50 млн р.
  • 1% от НМЦК — от 50 млн до 100 млн р.

Такая ситуация может возникнуть в ходе электронного аукциона, когда участники снизят цену госконтракта до 0,5% от НМЦК, и оператор ЭТП объявит торги на право заключения контракта. Предельная сумма такого контракта составляет 100 млн р.

Наказание за привлечение субподрядчика к тем работам по госконтракту, которые исполнитель должен был выполнить самостоятельно, осталось прежним – 5% от стоимости данных работ.

Читать еще:  Основные правила работы архива в организации

Если не было исполнено обязательство, стоимость которого не может быть высчитана, то штраф устанавливается в размере 1000 р. при цене контракта до 3 млн р., 5000 р. – от 3 до 50 млн р., 10000 р. – от 50 до 100 млн р., 100000 р. – свыше 100 млн р.

Поставщик имеет право оспорить штрафные санкции в судебном порядке. Например, если он не мог своевременно приступить к работам из-за отсутствия у него нужной документации от заказчика. Суд в ходе рассмотрения дела по существу освободит поставщика от штрафов, удовлетворит требования заказчика полностью или частично.

Размер штрафов на заказчика

Размер штрафных санкций для государственного и муниципального заказчика по 44-ФЗ также изменился. До сентября 2017 года они определялись в виде фиксированной величины в размере;

  • 2,5% от цены контракта, которая не превышала 3 млн р.;
  • 2% — при цене контракта 3-50 млн р.;
  • 1,5% — при цене от 50 до 100 млн р.;
  • 0,5% — при цене более 100 млн р.

Теперь штрафы не рассчитываются в каждом случае, а начисляются в виде определенной суммы:

  • 1000 р. – при цене контракта до 3 млн р.;
  • 5000 р. — от 3 до 50 млн р.;
  • 10000 р. – от 50 до 100 млн р.;
  • 100000 р. – свыше 100 млн р.

Таким образом, твердая сумма штрафов во многих случаях привела к снижению материальной ответственности заказчика.

Пени за просрочку при исполнении обязательств и особенности их расчета

Ранее размер ответственности поставщика в виде пени мог превысить размер ответственности заказчика в несколько раз и снизить его допускалось только в судебном порядке. Теперь правила начисления пени упростили: для заказчика и поставщика они установлены в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта за каждый день просрочки.

При этом цена контракта уменьшается на сумму уже выполненных исполнителем или поставщиком работ. Опять же при начислении пени сумма неустойки не может превышать цены контракта.

Заказчик по 44-ФЗ не вправе самостоятельно решать, начислять ли ему пени или нет. Начислить пени поставщику при просрочке — это его обязанность. Но есть некоторые исключения. Так, заказчик может не устанавливать пени, если проводит закупки у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. р. на посещение зоопарка, цирка, кино, на поставку лекарственных средств.

Размер пени не подлежит изменению в одностороннем порядке по ч. 5 ст. 34 44-ФЗ. Законодательство не содержит такой возможности.

Приведем пример расчета пени по 44-ФЗ. Заказчик просрочил оплату за товары по госконтракту на 10 дней в сумме 200 тыс. р. Ставка рефинансирования в апреле 2019 года составляет 7,75%. Пени будут рассчитаны так:

(200000 * (1/300 * 7,75%) *10) = 516,67 р.

Фиксированная величина штрафов должна быть прописана уже на этапе подготовки конкурсной документации. Но рассчитать их сложно, так как цена контракта становится известна только по результатам торгов. Поэтому в проект контракта можно включить пункт с незаполненными полями (например, «За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта поставщик устанавливает заказчику штраф в размере __% от цены контракта, а именно ___руб.»). Уже при подписании договора сюда можно включить конкретные значения.

Но если заказчик уверен, что по итогам закупки цена не упадет так сильно, чтобы попасть в иной диапазон для расчета штрафа, то он может изначально указать здесь величину штрафа.

Требования 44-ФЗ обязывают заказчика, помимо штрафов, указать и правила расчета пени или их размер (согласно ч.7 ст. 34 44-ФЗ). Для этого можно просто продублировать величину пени из Положения.

Таблица штрафов за нарушение норм 44-ФЗ

Помимо штрафов, которые накладываются на стороны по подписанному ими госконтракту, им также грозит административная ответственность. Она предусматривается положениями КоАП РФ. Помимо штрафов, в некоторых случаях здесь прописана такая форма ответственности, как дисквалификации.

Привлечением к административной ответственности уполномочена заниматься ФАС и ее территориальные подразделения.

Количество потенциальных нарушений по 44-ФЗ и наказаний за них в КОАП весьма велико, поэтому для наглядности их целесообразно привести в табличной форме.

Постановление №1042 о штрафах и пенях для заказчиков и поставщиков (подрядчиков, исполнителей) приведено в соответствие с действующим законодательством о контрактной системе

Коллизия между положениями статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ) и постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее – Постановление №1042) вызывала множество споров среди специалистов в сфере закупок, поскольку несмотря на изменение положений Закона №44-ФЗ в Постановление №1042 изменений не вносилось. В связи с чем возникал вопрос как составлять проект контракта в соответствии с условиями Закона №44-ФЗ или Постановления №1042.

Изменения в постановлении №1042 в 2019 г.

Вопрос относительно указания в условиях контракта ставки рефинансирования либо ключевой ставки ЦБ РФ при расчете размера пени за просрочку поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом разрешен путем исключения пункта 10 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее – Правила), который указывал на ставку рефинансирования.

В связи с отказом в положениях Закона №44-ФЗ от условий, определяющих размеры штрафов в виде фиксированной цены, аналогичным образом указанная формулировка исключена и из текста Правил. Это означает что заказчики теперь могут не только не указывать фразу «фиксированная цена», но и не обязаны указывать фиксированную сумму в рублях. Достаточно указать порядок определения штрафа в виде процентов от цены контракта либо начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно принятых изменений в контрактах, заключенных по итогам закупок среди СМП и СОНО в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона №44-ФЗ, заказчики должны будут указывать размер штрафа за неисполнение обязательств, не связанных с просрочкой, независимо от цены контракта следующим образом: 1 процент цены контракта (этапа), но не более 5 тысяч рублей и не менее 1 тысячи рублей.

Изменен порядок определения размера штрафа по контрактам, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта. Так в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 % начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 % начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 % начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

В случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 % цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 % цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 % цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

В указанных случаях в качестве цены контракта выступает цена за право заключить контракт, которую победитель готов заплатить за то, чтобы с ним был заключен контракт.

Для особых случаев в Постановление № 1042 внесли оговорку о том, что в случае если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафа, чем порядок, предусмотренный настоящими Правилами, размер такого штрафа и порядок его начисления устанавливается контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичная оговорка присутствует в ч. 7 и 8 ст. 34 Закона №44-ФЗ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector