Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оговорка в праве

Правовая оговорка: понятие, признаки, значение и функции

В действующем российском законодательстве дефиниция «правовая оговорка» отсутствует. В Словаре русского языка находим следующее определение слова «оговорка»: «небольшое замечание, дополнение к сказанному» [93] .

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. определяет оговорку как одностороннее заявление в любой формулировке и под любым наименованием, сделанное государством при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора или присоединении к нему, посредством которого оно желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству (подп. «d» п. 1. ст. 2) [94] .

В части 2 этой же статьи установлено, что положения пункта 1, касающиеся употребления терминов в настоящей Конвенции, не затрагивают употребления этих терминов или значений, которые могут быть приданы им во внутреннем праве любого государства.

Обычно в качестве юридического термина данное понятие используется в значении «обстоятельства, условия, при наличии которых правовые отношения отклоняются от некоей нормы, устойчивого стандарта».

В научных исследованиях выделяются следующие признаки правовой оговорки:

1. Правовая оговорка — особый прием законодательной техники, предполагающий возможность изменения общего правила при наличии предусмотренных правом условий. При определенных обстоятельствах правовую оговорку можно рассматривать в качестве содержательного элемента правовой нормы.

2. Правовая оговорка — необходимое, свойственное праву средство конструирования правовых норм. Усложнение общественной жизни, ускорение темпов развития многих юридически значимых процессов — основная причина, вызывающая появление все большего числа правовых оговорок как одного из способов отражения и одновременно упрощения этой сложности.

3. Существенным признаком правовой оговорки является фиксация противоречивых интересов, конфликтов потребностей и необходимости их адекватного нормативного отражения. Правовая оговорка является формой согласования противоречивых интересов, способом достижения компромисса, средством защиты государственных и личных интересов конкретных индивидов и их объединений.

4. Правовая оговорка всегда создает особый правовой режим, привносит в правовые отношения субъектов права нечто новое.

5. Правовая оговорка влечет юридические последствия. В зависимости от вида правовой оговорки юридические последствия могут быть самыми разными, но они всегда наступают либо создают необходимые правовые возможности для их наступления.

В учетом изложенного предлагается использовать следующую общетеоретическую дефиницию правовой оговорки.

Правовая оговорка — «социально обусловленное, имеющее специальную нормативно-лексическую форму условие (заявление, положение), которое частично изменяет содержание или объем действия нормы права, создает новый правовой режим, выступает формой согласования интересов и порождает определенные юридические последствия» [95] .

Значение правовой оговорки определяется ее многоплановостью. Правовые оговорки выступают и могут анализироваться в качестве:

— формы согласования противоречивых интересов;

— средства обеспечения прав и свобод граждан, компетенции организаций, суверенитета государства;

— метода ориентации для выбора юридически значимого поведения;

— способа оптимизации правового регулирования;

— формы выражения и определения границ усмотрения правоприменителя.

Функция правовой оговорки — основное направление воздействия названного приема законодательной техники на сферу, процесс и результат регулируемой ею деятельности.

Общей и, пожалуй, главной функцией правовой оговорки выступает функция поддержания стабильности правопорядка, самосохранение системы сложившихся юридических отношений. Уступая в частностях, деталях правовой регуляции, оговорки позволяют сохранить «ядро» системы регулируемых отношений, принципы их взаимодействия.

Другими важными функциями правовых оговорок являются: 1) разграничение и интеграция юридически значимых интересов; 2) расширительная, направленная либо на повышение правового статуса субъекта, либо расширение сферы его правомочий; 3) ограничительная, направленная на сужение пределов регулирования того или иного фрагмента деятельности; 4) индивидуализация правового регулирования, устанавливающая условия «исключительного решения»;

5) обеспечительная, направленная на согласование норм права различных отраслей или различных правовых систем;

6) координации и субординации.

Таким образом, несмотря на то, что юристы довольно активно пользуются таким приемом законодательной техники, как «правовая оговорка», сам термин продолжает относиться к числу тех, которые недостаточно определены.

Оговорки к международным договорам. Условия правомерности оговорок.

Оговорка к международному договору (англ. reservation) в праве международных договоров означает одностороннее заявление, сделанное государством при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора или присоединении к нему, посредством которого оно желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству.

Основными источниками международно-правовых норм, относящихся к оговоркам, являются Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года, Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года и Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года, а также обычные нормы международного права.

Комиссия международного права ООН, много лет изучавшая вопрос об оговорках к международным договорам и выпустившая «Руководство по практике в отношении оговорок к международным договорам» в 2011 году, дополнила определение оговорки с учетом положений Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года[2].

Право делать оговорки к международным договорам закреплено в статьях 19 Венских конвенций 1969 и 1986 года. Оговорки должны делаться в письменной форме и доводиться до сведения договаривающихся государств и договаривающихся организаций и других государств и международных организаций, имеющих право стать участниками договора[3]. На практике доведение оговорок до сведения договаривающихся государств или организаций часто берет на себя депозитарий международного договора (государство или международная организация).

От оговорок следует отличать односторонние заявления о толковании. Назначение заявления о толковании или подобных односторонних заявлений — толкование договора в целом или его определенных положений, высказывание замечаний общеполитического характера и т. п. При этом делающим такое заявление государством не преследуется цель исключения или изменения определенных положений договора в отношении этого государства.

Читать еще:  Злоупотребление правом верховный суд

Необходимо также иметь в виду, что оговорками иногда называют определенные часто встречающиеся статьи (клаузулы) международных договоров, например, оговорка о наибольшем благоприятствовании, оговорка о коренном изменении обстоятельств и т. п. В отличие от таких статей международного договора, оговорка к международному договору не является частью договора, но имеет целью исключить или изменить действие его отдельных положений в отношениях сделавшего оговорку государства с другими участниками.

УСЛОВИЯ

В Венской конвенции о праве международных договоров определяются условия, в которых могут делаться оговорки к международным договорам при подписании, ратификации, утверждении или присоединении. Для этого необходимо, чтобы оговорки:

не запрещались прямо этим договором; или

входили в число разрешенных договором оговорок; и

не были несовместимы с объектом и целями договора[4].

Пример запрещения оговорок договором: статья 26 (п.1) Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 года гласит: «Никакие оговорки к настоящей Конвенции или отступления от неё не допускаются». Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву содержит статьи 309 и 310, которые прямо запрещают оговорки. Аналогичным образом статья 120 Римского статута Международного уголовного суда 1998 года предусматривает: «Никакие оговорки к настоящему Статуту не могут делаться». Существуют и другие договоры, не допускающие оговорок, например, Договор о создании Экономического союза стран СНГ.

Договоры могут содержать как общее разрешение оговорок, так и разрешение оговорок к конкретным статьям договора. Примером разрешения определенных оговорок является пункт 1 статьи 14 Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов от 2 ноября 1973 года: «При подписании, ратификации, принятии, одобрении настоящей Конвенции или присоединении к ней государство может заявить, что оно не принимает Приложения III, IV и V (называемые далее „факультативные приложения“) к настоящей Конвенции или какое-либо из них»

Согласно Венским конвенциям 1969 года и 1986 года, не допускаются оговорки, которые противоречат объекту и цели договора. Так, например, в практике Международной Организации Труда традиционно считается, что: «Оговорки к конвенциям МОТ несовместимы с объектом и целью этих конвенций. Процедурные механизмы заявления оговорок совершенно неприменимы в отношении МОТ по причине её трехстороннего характера как организации, в которой, говоря словами её Устава, „представители предпринимателей и трудящихся“ пользуются „равным статусом с представителями правительств“»[7]. В целом, признание недопустимости оговорок, противоречащих объекту и цели договора, устанавливает баланс между необходимостью сохранять суть договора и желанием способствовать присоединению к многосторонним договорам как можно большего числа государств.

Принятие оговорок

Сроки, в которые могут делаться оговорки, как правило, ограничены моментом, в которые государство выражает согласие на обязательность для себя положений договора (подписание, ратификация, сдача ратификационной грамоты на хранение). Если договор нуждается в последующем подтверждении после подписания, оговорки, сделанные при подписании, должны подтверждаться при выражении государством согласия на обязательность договора для него при ратификации, принятии или утверждении. Нарушение этих сроков может вызвать протесты других участников

Простая оговорка не требует принятия другими участниками международного договора, однако если круг таких участников ограничен и из целей и объекта договора следует, что существенным условием договора является его применение в целом, может потребоваться согласие остальных участников

Оговорка считается принятой другими участниками, если до истечения 12 месяцев с момента, когда о ней были осведомлены другие участники, или с момента выражения их согласия на обязательность договора, не было сделано возражений против этой оговорки

Оговорки в нормативных правовых актах

Правовые оговорки – это особое средство юридической техники. Они представляют собой условия полного или частичного изменения действия нормативного правового акта.

В законодательстве правовая оговорка используется:

— в целях конкретизации нормы права,

— в целях изменения содержания и пределов интересов сторон по тому или иному вопросу индивидуального регулирования (границ) действия нормы права.

В сфере реализации права оговорки, введенные в текст нормативного правового акта, способствуют правильному толкованию воли законодателя и определяют границы усмотрения правоприменителя.

В юридической практике оговорки наиболее известны в сфере международного права; они рассматриваются как условия международных договоров, создающие особый правовой режим (оговорка о публичном порядке), а также используются в частноправовых договорах с участием иностранного элемента как средство согласовывания (к примеру, арбитражная оговорка).

Применение правовой оговорки влечет за собой юридические последствия, в том числе в виде качественно нового правового режима (новой правовой ситуации). К примеру, предусмотренная гражданским законодательством эмансипация.

Формы выражения правовой оговорки

Для формулирования законодательных оговорок применяются своеобразные устоявшиеся языковые конструкции, специализированные фразы, знаки препинания.

Оговорки, конкретизирующие содержание нормы права, обычно выражаются с помощью слов и словосочетаний «включая», «в том числе», «как правило», «в частности», «и в других случаях», «в случаях, установленных законом» и др. Тем самым уточняется объем прав и обязанностей, субъектный состав, перечень юридически значимых обстоятельств и т. п.

Использование правовой оговорки способствует правильному толкованию (возможно, расширительному или ограничительному) и применению нормы права.

Оговорки, изменяющие пределы действия нормативного правового акта, могут предусматривать условия, относящиеся к субъектному составу, обстоятельствам (т. е. гипотезе), круг которых устанавливается нормой права. Подобные оговорки выражаются с помощью словесных формул: «кроме случаев», «за исключением», «с изъятиями, установленными настоящей статьей (главой)» и т. д. Тем самым ограничивается сфера действия правовой нормы.

Читать еще:  Бедринец игорь александрович правительство тульской области

Оговорки, которые устанавливают варианты поведения и пределы усмотрения субъектов права, могут быть выражены с использованием словосочетаний: «если не указано иное» (в договоре сторон, в законе), «в случае, если», «в исключительных случаях», «при наличии оснований», «с учетом особенностей» и др. В некоторых случаях законодатель использует «удвоенные» оговорки, т. е. типовая оговорка содержит в себе еще одну, существование или отсутствие которой вызывает определенные юридические последствия. К примеру, использование формулировки «кроме…, в том числе…».

Виды правовых оговорок:

— по отраслевой принадлежности можно выделить конституционно-правовые, уголовно-правовые, процессуально-правовые оговорки и др.;

— по содержанию оговорки могут быть количественными (увеличивающими или сужающими перечень обстоятельств) и качественными (изменяющими содержание правовой нормы);

— по целям в правовом регулировании следует выделить оговорки, конкретизирующие нормы права и оговорки, изменяющие (сужающие или расширяющие) пределы действия нормы права;

по методу правового регулирования правовые оговорки могут быть императивными и диспозитивными.

Правовые символы

Символ — это некоторая знаковая структура, служащая для обозначения идеального содержания, отличная от ее непосредственного предметного бытия, открывающегося органам чувств. Символы являются одним из древнейших средств правового регулирования.

Правовой символ представляет собой условный образ (вещественный, вербальный, звуковой и т. д.), которому придается определенное политико-правовое значение. Символы, которые связаны с правовой сферой, можно условно разделить на три группы:

— символы, которые закреплены в официальных источниках права (они устанавливаются правом, охраняются им, имеют определенное юридическое значение);

— символы, используемые в правовой сфере, но не имеющие официального нормативного закрепления и непосредственно не имеющие юридического значения (например, образ Фемиды как символ правосудия);

— символы, использование которых запрещается законодателем, поскольку выражают негативные явления (демонстрирование фашистской атрибутики или символики).

Правовым символом как средством юридической техники является лишь первая группа символов.

Они могут выступать специфической формой правовых предписаний, которая способствует доступности, краткости его выражения и позволяет быстро и понятно довести его до сведения адресата (дорожные знаки, жесты регулировщика и т. д.).

Правовые символы могут выступать в качестве юридических фактов, порождающих определенные правовые последствия (провозглашение судебного решения, подписание нормативного правового акта и др.). Наконец, символы могут являться средством определения правового статуса субъекта (форма, знаки отличия, служебное удостоверение и т. п.).

Виды правовых символов

1) в зависимости от внешней формы:

— предметные символы, которые представляют собой определенные материальные объекты (флаги, акцизные марки, государственные награды, денежные банкноты и др.);

-изобразительные символы, в которых юридическое значение имеет некоторое изображение, независимо от материального носителя, на котором одно размещено (оттиск печать, товарный знак, герб, знак охраны авторского права и др.);

— письменные символы — надпись, выраженная в словесной форме (подпись, виза на документе и др.);

— устные словесные символы, которые приобретают юридическое значение после публичного воспроизведения (оглашение судебного решения, присяга);

— символы — действия, составляющие как простые единичные акты (жесты регулировщика, заслушивание стоя приговора), так и определенные ритуалы, церемонии (регистрация брака, поднятие флага и др.);

— световые символы (сигналы светофора, использование проблесковых маячков на спецтранспорте);

— звуковые символы, которые воспроизводятся с помощью музыкальных инструментов (гимн) либо специальных устройств (звуковой сигнал регулировщика).

2) по функциям в системе правовых средств символы могут быть разделены на два вида:

— регулятивные, которые выражают правовое предписание (дорожный знак);

— декларативные, которые воздействуют на эмоциональную сферу субъекта (государственные награды).

Контрольные вопросы по главе 2.

1. Какие юридические инструменты включаются в понятие «содержание юридической техники»?

2. Что понимается под требованием системности при определении содержания юридической техники?

3. Как соотносятся между собой элементы содержания юридической техники, по мнению С.С. Алексеева? Чем он аргументировал свою позицию?

4. Какие требования юридической техники необходимо соблюдать при использовании различных средств ЮТ?

5. Что представляет собой системы ресурсов юридической техники? Охарактеризуйте по своему выбору один из ресурсов.

6. Что представляет собой понятийный аппарат права с точки зрения юридической техники?

7. Какие требования предъявляются к правовым дефинициям?

8. Какие функции выполняют в праве правовые дефиниции? Почему их считают «новым средством выражения содержания права?

9. Объясните предназначение юридической терминологии. Какие правила должны соблюдаться при ее использовании?

10. Что такое «специальные юридические термины»? Какую роль в правовом регулировании они выполняют?

11. Как создается юридическая конструкция? В чем ее назначение в праве?

12. Какие требования предъявляются к юридическим конструкциям? Приведите два примера и объясните, как в этих конструкциях эти требования воплощены.

13. Перечислите обязательные черты, которыми должна обладать правовая аксиома.

14. Какие философско-логические основания лежат в основе правовых презумпций?

15. Чем правовая презумпция отличается от принципа права?

16. Какие функции выполняют юридические фикции? Чем это объясняется?

17. Почему преюдиция рассматривается как разновидность «нетипичного» нормативного предписания?

18. Какие связи устанавливаются при использования правового перечня как средства юридической техники?

19. С какой целью в юридической практике используются правовые оговорки? Приведите два примера использования правовых оговорок в различных сферах.

20. Какие символы могут быть признанными правовыми по своей природе? В чем заключается специфика их формы как правовых предписаний?

Глава 3.

Основные приемы и правила юридическойтехники

Классификация приемов и способов юридической техники. Стандарты юридической техники. Юридические документы.

Общая характеристика правил юридической техники. Содержательные правила. Правила логики. Структурные правила. Языковые правила. Формальные (реквизитные) требования. Процедурные правила.

Читать еще:  Пучков андрей владимирович правительство ростовской области

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

§ 5. Оговорки

Оговорка — одностороннее заявление, сделанное государством или международной организацией в процессе заключения договора, имеющее целью исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в отношении автора оговорки.

Право государства делать оговорки было закреплено Венской конвенцией о праве международных договоров (ст.

Из этого видно, что институт оговорок имеет смысл лишь в отношении многосторонних договоров, хотя в Венской конвенции о праве международных договоров об этом прямо не сказано. Значительную роль здесь сыграла позиция США, в практике которых оговорки к двусторонним договорам встречаются нередко . В отношении двусторонних договоров существует правило, согласно которому оговорка равносильна предложению о пересмотре принятого текста. Невозможность оговорок к двусторонним договорам подтверждена Комиссией международного права ООН, которая в настоящее время кодифицирует правила относительно оговорок.

См.: Henkin L. Ratification of Human Rights Conventions // AJIL. 1995. N 2.

Оговорки делаются при подписании, ратификации, утверждении, принятии или присоединении к договору, а также при уведомлении о правопреемстве в отношении договора. Оговорка, сделанная при подписании, должна быть подтверждена при ратификации, утверждении и т.д. Правом делать оговорки обладают те же лица и органы, которые представляют государство при подписании, ратификации и утверждении договора.

Оговорка не должна противоречить целям и принципам договора, изменять его главное содержание. Она не может иметь места, если такого рода оговорки запрещены договором или если договор допускает лишь определенный вид оговорок, к которому данная оговорка не относится. Есть немало договоров, не допускающих оговорок, например Договор о создании Экономического союза стран СНГ. Оговорка может быть в любой момент снята сделавшим ее государством.

Оговорка, которая определенно допускается договором, не нуждается в согласии других договаривающихся государств. Во всех иных случаях такое согласие необходимо. Если из ограниченного числа участников, а также из целей и принципов договора следует, что он должен применяться лишь в целом между всеми участниками, то оговорки к нему нуждаются в принятии всеми участниками. В остальных случаях возражение против оговорки части участников не препятствует участию в договоре государства, сделавшего оговорку. Оговорка считается принятой участником, если в течение года он не заявит возражения.

Оговорка к учредительному акту организации нуждается в принятии ее соответствующим органом.

Юридические последствия оговорки состоят в том, что она вносит соответствующие изменения в договор во взаимоотношениях стороны, ее сделавшей, и сторон, ее принявших. В случае возражений против оговорки со стороны отдельных участников в их взаимоотношениях со сделавшим оговорку государством соответствующее положение не применяется.

Закон о международных договорах в целом закрепил приведенным режим оговорок, установленный Венской конвенцией о международных договорах. Вызывает сомнение лишь требование, чтобы принятие или возражения против оговорок осуществлялись тем же органом, который выразил согласие на обязательность договора. В частности, в отношении ратифицированных договоров принятие или возражения против оговорок оформляются законом (п. 2 ст. 25). Едва ли Федеральное Собрание РФ сможет своевременно принять значительное количество соответствующих законов. В других странах принятие или возражение против оговорок отнесены к компетенции исполнительной власти.

Кроме оговорок государства делают заявления о толковании, цель которых состоит в уточнении смысла того или иного положения или его понимания автором заявления. Такие заявления возможны в отношении как многосторонних, так и двусторонних договоров. В отличие от оговорок они не изменяют содержания договора и не нуждаются в согласии других участников. Обязывают они лишь государство, которое их сделало. Тем не менее заявления о толковании нельзя считать лишенными всякого правового значения. Они представляют собой разновидность практики. Согласно Венской конвенции о праве международных договоров наряду с контекстом договора при толковании учитывается практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования (п. 3 ст. 31).

Практике известны также общеполитические заявления, содержащие оценку договора или его отдельных положений, без намерения оказать юридическое воздействие на договор. Такие заявления могут иметь лишь политическое значение. Тем не менее порою бывает нелегко провести границу между заявлением, имеющим и не имеющим юридического значения .

Постановление Верховного Совета РФ о ратификации договора между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических вооружений содержало также заявление: «Какое-либо отступление участников от Договора, от соответствующих правовых и политических обязательств бывшего СССР и США, содержащихся в связанных с Договором отдельных соглашениях, юридически обязательных письменных, политически обязывающих заявлениях, совместных заявлениях и других заявлениях по соответствующим вопросам, несовместимо с Договором» (РГ. 1992. 21 нояб.).

При всех условиях односторонние заявления не влияют на содержание договора и не обязывают других участников. Поэтому едва ли обоснованно включение в закон о ратификации запрещения другим государствам делать определенные заявления .

Такое запрещение содержит Федеральный закон «О ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств», подписанный Президентом 18 июня 1998 г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector