Какие налоговые правоотношения являются наиболее массовыми
Налоговые правоотношения: понятие и разновидности
Содержание:
Налоговые правоотношения — это отношения общественного характера, которые контролируются нормами налогового права и возникают в связи с потребностью установления, введения и взимания налогов, а также из-за потребности в контроле за ними и привлечении к ответственности за нарушения соответствующего законодательства. Участники подобных отношений обладают субъективными правами и обязанностями юридического характера, которые связаны с налогообложением.
Для налоговых правоотношений характерен двусторонний волевой принцип:
- норма налогового права проявляется в процессе реализации воли государства;
- правоотношение осуществляется посредством определенного участника налогового правоотношения (за счет его поведения).
Налоговые правоотношения отличаются следующими особенностями:
- они возникают в результате деятельности государства, направленной на установление и взимание налогов (включая прочие платежи обязательного характера);
- они обладают целевой системностью — то есть их система подчиняется конкретной цели по установлению/взиманию налогов;
- они имеют формальное определение, то есть они регулируют строго определенные связи, которые возникают между конкретными субъектами;
- они находятся на обеспечении государственного принуждения, что означает возникновение ответной реакции государственного охранительного механизма на нарушение налогового законодательства.
Такое правоотношение отличается сложной структурой, которая состоит из:
- объектов и субъектов правоотношений;
- прав/обязанностей таких субъектов;
- оснований, согласно которым возникают такие правоотношения.
Налоговые правоотношения: виды участников
Объект налоговых правоотношений — это то, что формирует определенную связь правового характера между субъектами.
К объектам налогообложения можно отнести имущество, доходы, стоимость товаров/услуг/работ (которые были реализованы), прибыль и иные экономические основания, которые имеют стоимостную характеристику (либо количественную/физическую) — то есть все то, что связывает законы о налогах и сборах с налогоплательщиком посредством обязанностей, связанных с налоговой уплатой. В любой налог включен самостоятельный объект налогообложения, который характеризуется согласно статье 38 и части 2 Налогового Кодекса РФ.
Субъект налогового правоотношения — лица, чье поведение регулируют нормы налогового права и которым доступно участие в налоговых отношениях, включая возможность быть носителями субъективных прав/обязанностей.
Участники налоговых правоотношений регулируются налоговым правом, которое предоставляет им права, одновременно наделяя обязанностями.
Участники таких правоотношений делятся на:
- субъекты налогового права — это лица, у которых имеется правосубъектность и которые могут быть участниками налоговых правоотношений (потенциально);
- субъекты налоговых правоотношений — это лица, действительно участвующие в налоговых правоотношениях.
Виды налоговых правоотношений экономических субъектов
Экономические субъекты в налоговых отношениях выполняют разнообразные функции и выступают в качестве налогоплательщиков, а также налоговых агентов, представителей и посредников. Согласно законодательству такие субъекты налогового права можно разделить на:
- государственные органы, которые устанавливают и регулируют механизм налогообложения (к ним относятся органы ФНС РФ, госфондов внебюджетного типа, финансовые органы и прочие, схожие с ними);
- налогоплательщиков — физлиц, организации и иные типы плательщиков, которые обязуются законом уплачивать налоги;
- лиц, которые содействуют уплате налогов — они относятся к обязанным лицам, от которых зависит исполнение обязанностей и реализация прав уполномоченных органов в надлежащем виде, помимо этого к ним относят лиц, которые располагают информацией о плательщике, которая необходима для налогового исчисления;
- налоговых представителей — тех лиц, которые представляют налогоплательщиков в налоговых правоотношениях.
Понятие правосубъектности
Субъектам налогового права присуща правосубъектность.
Правосубъектность — способность выступать участниками правоотношений, которые связаны с установлением (формированием), изменением и отменой налоговой уплаты, что предусмотрено нормами налогового права. Помимо этого, это возможность иметь субъективные права и обязанности.
Субъективное налоговое право — это вид и мера поведения, которое имеют возможность проявлять субъекты налогового права. Такому праву противопоставляется субъективная обязанность — то есть, требуемые на законном уровне вид и мера должного поведения.
Чтобы субъекты налогового права могли участвовать в налоговых правоотношениях их наделяют налоговыми правоспособностью и дееспособностью, которые в совокупности являются правосубъектностью.
Налоговой правоспособностью является возможностью иметь права и обязанности в отношении налоговых объектов, что предусмотрено нормами налогового права.
Налоговая дееспособность представляет собой способность, предусмотренную нормами налогового права, которая дает возможность лицу посредством своих действий приобретать и реализовывать права, которые ему принадлежат и исполнять свои обязанности.
Юридическим содержанием налоговых правоотношений являются права, а также обязанности их участников.
Может ли налоговый орган инициировать возникновение каких–либо налоговых правоотношений? Какие налоговые правоотношения являются наиболее массовыми?;
Какие налоговые правоотношения являются наиболее массовыми?
Всегда ли одним из участников налогового правоотношения является орган исполнительной власти?
Ответ: 2. существуют налоговые правоотношения, в которых органы исполнительной власти не участвуют.
Ключ:Большинство налоговых правоотношений предполагают наличие органа власти (в т.ч. отношения между налоговым органом, выступающим от имени публично–правовых образований, и налогоплательщиком – при уплате или взыскании налога). Однако, существуют налоговые правоотношения между субъектами, вообще не являющимися органами власти (в т.ч. между налоговым агентом и налогоплательщиком – ст. 24 НК РФ).
Ответ: 2. правоотношения по уплате налогов.
Ключ:Общественные отношения по уплате налогов (ст. 2 НК РФ) на практике являются наиболее массовыми. Именно они предопределяют конечную цель правового регулирования в налоговом праве – финансовое обеспечение деятельности публично–правовых образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).
Ответ: 2. налоговый орган может инициировать возникновение некоторых налоговых правоотношений.
Ключ:Налоговый орган может инициировать возникновение некоторых налоговых правоотношений (например – правоотношения налогового контроля, правоотношения по взысканию неуплаченного налога).
100. Правоотношение по уплате налога может быть охарактеризовано, как:
Ответ: 1. имущественное, предусматривающее одностороннюю обязанность налогоплательщика.
Ключ:Правоотношение по уплате налога является имущественным и предусматривающим одностороннюю обязанность налогоплательщика по уплате налога. Другой участник правоотношения – публично–правовое образование, имеет право на получение налога и никаких обязанностей в данном правоотношении не несет.
101. Правоотношение налогового контроля может быть охарактеризовано, как:
Ответ: 3. неимущественное, предусматривающее права и обязанности контролирующего и контролируемого субъектов.
Ключ:Очевидно, что правоотношение налогового контроля (гл. 14 НК РФ) не является имущественным. В силу п. 1 ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Права и обязанности в данном правоотношении могут быть у всех участников. Например, налоговый орган может затребовать документы (ст. 93 НК РФ), а налогоплательщик вправе представить пояснения при камеральной проверке (п. 3 – 5 ст. 88 НК РФ).
102. Законодатель может установить, что правоотношение по уплате некоторого налога возникает:
Ответ: 3. в результате правомерной деятельности налогоплательщика, имеющей экономическое содержание и результат.
Ключ:Правоотношение по уплате налога не может возникнуть в результате неправомерной деятельности налогоплательщика, поскольку налоги не являются следствием такой деятельности. Кроме того, правомерная деятельность, не имеющая экономического содержания и результата, не может породить обязанность по уплате налога.
103. НК РФ не регулирует правоотношений:
Ответ: 3. возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового преступления.
Ключ:В силу п. 1 ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые преступления и привлечение к уголовной ответственности за их совершение в НК РФ не урегулированы.
104. Исходя из нормативного определения, налог – это:
Ответ: 1. индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Ключ:П. 1 ст. 8 НК РФ: под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
105. Алименты отличаются от налогов тем, что:
Ответ: 3. алименты не уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности публично–правовых образований.
Ключ:Алименты (разд. V СК РФ) являются индивидуальным безвозмездным платежом, выплачиваемым в целях содержания лиц, имеющих на это право. Индивидуальный характер алиментов следует из п. 1 ст. 116 СК РФ: алименты не могут быть зачтены другими встречными требованиями.
106. Штрафы отличаются от налогов тем, что:
Ответ: 2. штрафы не уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности публично–правовых образований.
Ключ:Штраф, как наказание за правонарушение, является индивидуальным безвозмездным платежом, налагаемым от имени государства в целях превенции правонарушений. Индивидуальность штрафа следует, например, из ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ: административный штраф в общем случае должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности. Цель применения штрафа следует, например, из ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ: административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
107. Налог отличается от сбора в первую очередь тем, что:
Ответ: 1. налог является безвозмездным платежом, а сбор – возмездным.
Ключ:Ст. 8 НК РФ: под налогом понимается . безвозмездный платеж … Под сбором понимается . взнос, … уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов . юридически значимых действий…
108. Устанавливая налог, публичная власть преследует:
Ответ: 2. фискальную цель, но не исключена цель косвенного регулирования правомерной деятельности частных субъектов.
Ключ:Основной целью установления (введения) налога является финансовое обеспечение деятельности публично–правовых образований (п. 1 ст. 8 НК РФ, иногда именуется «фискальная цель»). В то же время, налоги могут применяться и для достижения иных публично значимых целей (обычно – целей повышения или снижения экономической привлекательности какой–либо деятельности). Соответственно, налоги могут преследовать и цель косвенного регулирования правомерной деятельности частных субъектов.
109. Регулирующая функция конкретного налога заключается в том, что в законе об этом налоге:
Ответ: 3. предусмотрены более или менее обременительные налоговые последствия определенных видов экономической деятельности.
Ключ:Норма закона о конкретном налоге не может предписывать налогоплательщику, какую деятельность (действия) он должен осуществлять. В законе о конкретном налоге устанавливаются налоговые последствия различных видов экономической деятельности (действий), которые могут возникнуть у налогоплательщика. Например, если физическое лицо выиграло в лотерею и получило выигрыш, у данного лица может возникнуть обязанность по уплате НДФЛ по ставке 35 %, но закон о налоге не может обязывать играть (не играть) в лотерею, получить выигрыш (отказаться от него).
110. Используя регулирующую функцию налога, государство стремится оказывать воздействие на:
Ответ: 1. правомерную деятельность частных субъектов.
Ключ:Регулирующая функция налога проявляется в воздействии на правомерную деятельность частных субъектов. Определенные виды такой деятельности государство делает более или менее привлекательными с точки зрения налогообложения. Неправомерную деятельность государство стремится сделать непривлекательной, вводя санкции за нарушение законодательства (не являющиеся налогами и обычно имеющие штрафной характер).
111. Действующий перечень введенных федеральных налогов, а также возможных к введению региональных и местных налогов установлен в:
Ответ: 2. НК РФ.
Ключ:Действующий перечень введенных федеральных налогов, а также возможных к введению региональных и местных налогов установлен в ст. 13, 14, 15 НК РФ. В Конституции РФ конкретные налоги не указаны, Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» с 01.01.2005 утратил силу.
112. Какой из приведенных перечней является нормативной классификацией налогов в НК РФ?
Ответ: 1. федеральные, региональные и местные налоги.
Ключ:П. 1 ст. 12 НК РФ: в РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Иные классификации (из числа приведенных) в НК РФ прямо не выделены.
113. С точки зрения НК РФ, налог, уплачиваемый в связи с применением специального налогового режима (УСН, ЕНВД, патентной системы налогообложения…), является:
Ответ: 1. федеральным налогом
Ключ:П. 7 ст. 12 НК РФ: настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 настоящего Кодекса.
114. Отметьте правильное утверждение:
Ответ: 3. федеральный налог по общему правилу зачисляется в федеральный бюджет, но может полностью (частично) зачисляться в региональный (местный) бюджеты.
Ключ:Исходя из ст. 50, 56, 58, 61, 61.1, 61.2, 146 БК РФ федеральный налог по общему правилу зачисляется в федеральный бюджет, но может полностью (частично) зачисляться в региональный (местный) бюджеты.
115. Региональный орган законодательной власти:
Ответ: 3. имеет право по своему усмотрению установить на подведомственной территории региональные налоги.
Ключ:В соответствии с п. 3 ст. 12 НК РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов.
116. Местный орган исполнительной власти:
Ответ: 2. не может устанавливать местные налоги и регулировать их уплату.
Ключ:На основании п. 4 ст. 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Соответственно, местный орган исполнительной власти не может устанавливать местные налоги и регулировать их уплату.
117. В поимущественных налогах способность налогоплательщика к их уплате:
Ответ: 1. презюмируется.
Ключ:В поимущественных налогах (уплачиваемых в связи с владением на определенном праве отдельными видами имущества – в т.ч. транспортный, земельный, на имущество физических лиц и организаций) способность к их уплате всегда презюмируется (можешь позволить себе владение облагаемым имуществом – имеешь денежные средства).
118. В налогах на доход (прибыль) при условии получения дохода в денежной форме способность налогоплательщика к их уплате:
Ответ: 2. является действительной.
Ключ:В налогах на доход (прибыль) при условии получения дохода в денежной форме способность к их уплате является действительной, поскольку данные налоги обычно устанавливаются, как доля (процент) от полученного дохода (прибыли). Например – НДФЛ с доходов от трудовой деятельности, полученных в денежной форме, составляет 13 % от дохода.
119. В косвенных налогах способность юридического налогоплательщика к их уплате:
Ответ: 3. не принципиальна.
Ключ:Наукой налогового права выделяются косвенные налоги (в настоящее время – НДС и акциз), обязанность по уплате которых, как правило, возникает в случае реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Законодатель предлагает «юридическому налогоплательщику» включать сумму налога в цену товара (работы, услуги), получить ее с покупателя (заказчика) – «фактического налогоплательщика» и уплатить в бюджет. Таким образом, бремя уплаты налога обычно несет фактический налогоплательщик (как правило, конечный потребитель).
Налоговые правоотношения: понятие, признаки, структура
Согласно ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговое право в целом призвано стабилизировать конфликт частных и публичных интересов в финансовой сфере. В качестве универсального инструмента управления налогообложением право способно не только реагировать на соответствующие изменения, упорядочивая их, но и обеспечить развитие общественных отношений в нужном для общества направлении.
Налоговые правоотношения — это общественные отношения, урегулированные нормами налогового права, носящие властно-имущественный характер и выражающие публичные интересы.
Будучи урегулированными нормами права, налоговые отношения систематизируются, приобретают устойчивость и начинают развиваться в векторе, заданном государством. Опосредуя процесс налогообложения нормами права, государство получает возможность контролировать финансово-хозяйственную деятельность частных собственников и при необходимости управлять ею. Под воздействием правовых норм участники налоговых правоотношений наделяются правосубъектностью, юридическими правами и обязанностями в налоговой сфере.
Таким образом, налоговые правоотношения — это центральное звено механизма налогово-правового регулирования, основной канал реализации налогового права.
Важно обратить внимание, что налоговые отношения сами по себе в обществе не складываются, они не возникают в качестве фактических. Напротив, отчисление части своего дохода в пользу государства противоречит природе предпринимательской деятельности и не свойственно человеческой природе. Однако без этих отчислений государство не сможет функционировать. Поэтому изъятие части дохода с частной собственности возможно только через правовые предписания, обеспеченные государственным принуждением. С этих позиций правовое регулирование налогообложения является социально необходимым. Налоговые правоотношения возникают только как правовые и в другом качестве существовать не могут.
Налоговые правоотношения наряду с уголовными, процессуальными, административными представляют собой классический пример общественных отношений, вызванных к жизни нормой права. Вместе с тем норма налогового права сама по себе, «в одиночку», не может вызвать к жизни налоговое правоотношение. Наряду с ней предпосылками возникновения налоговых правоотношений являются юридические факты и налоговая правосубъектность.
Признаки налоговых правоотношений
Налоговые правоотношения являются разновидностью финансовых правоотношений, поэтому им присущи все признаки последних, но они имеют и характерные черты.
Общеправовые признаки:
- формальная определенность;
- связь участников налоговых правоотношений юридическими правами и обязанностями;
- устанавливаются только между самостоятельными и равными (с точки зрения закона) сторонами;
- волевой характер (возникают только на основе нормы налогового права, которая устанавливается по воле государства);
- индивидуализация субъектов (отличаются определенностью прав и обязанностей субъектов, координацией их взаимного поведения);
- охрана налоговых правоотношений государством.
Характерные черты налоговых правоотношений:
- возникновение и функционирование в процессе налоговой деятельности государства (деятельности по образованию за счет налоговых поступлений государственных и муниципальных фондов денежных средств в публичных целях);
- имущественный характер (являются разновидностью финансовых отношений, в основе которых лежат имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, носящие публичный характер);
- направленность на образование государственных и муниципальных фондов денежных средст в;
- участие в налоговых правоотношениях государства или муниципальных образований (обязательным участником и воздействующим субъектом является государство или муниципальное образование непосредственно или в лице компетентных органов);
- наличие третьей стороны при исполнении налоговой обязанности (НК РФ допускает возможность участия в налоговых правоотношениях лиц, не являющихся налогоплательщиками, но обязанных исчислить налог, удержать его из дохода налогоплательщика и перечислить в соответствующий бюджет).
Вышеперечисленные признаки не являются исчерпывающими, но позволяют отграничить налоговые правоотношения от иных общественных отношений, более четко определить их место и роль в финансовой деятельности государства и правовой системе общества.
Структура налоговых правоотношений
Существуют разнообразные типы (виды, подвиды) налоговых правоотношений (по установлению и введению налогов, контрольные, обеспечительные, по применению налоговых льгот и т.д.), каждый из которых обладает не только общими, но и специфическими признаками, элементами структуры, содержания, формы, составом участников и т.д.
Налоговое правоотношение имеет свою структуру (состав), т.е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов:
- субъектов;
- объекта;
- содержания (субъективных прав и юридических обязанностей).
Объектом налоговых правоотношений является все то, по поводу чего между субъектами налоговых отношений формируется определенная правовая связь.
Содержанием налогового правоотношения выступают права и обязанности его участников. Содержание налогового правоотношения формируется в результате действия юридических норм, волеизъявления его участников, а также в соответствии с решениями правоприменительных органов.