Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Политика дешевых денег характеризуется

34. Кредитно-денежная политика: цели и инструменты. Политика дорогих и дешевых денег

Кредитно–денежная политика – часть общей макроэкономической политики, которая влияет на монетарные факторы нестабильности.

Кредитно–денежная политика – совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в кредитно–денежной сфере с целью регулирования экономики.

Цели кредитно–денежной политики:
1) устойчивые темпы роста национального производства;
2) стабильные цены;
3) высокий уровень занятости населения;
4) равновесие платежного баланса.

Кредитно–денежная политика осуществляется Центральным банком страны.

На первом этапе Центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов. На втором – изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.

Эффективность кредитно–денежной политики зависит от выбора инструментов (методов) кредитно–денежного регулирования. Основными общими инструментами кредитно–денежной политики являются:
1) изменение учетной ставки;
2) изменение нормы обязательного резервирования;
3) операции на открытом рынке.

Изменение учетной ставки – старейший метод кредитно–денежного регулирования, в основе которого лежит право Центрального банка предоставлять ссуды коммерческим банкам под определенный процент, который он может изменять, регулируя тем самым предложение денег в стране.

При понижении учетной ставки (r) увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды (Dм), которые они могут использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег (Sм) ведет к снижению ставки ссудного процента (%) (по которому коммерческие предоставляют ссуды предпринимателям, населению). Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства (Y) (политика “дешевых денег”)

.

При повышении учетной ставки происходит обратный процесс. Оно ведет к сокращению спроса на ссуды Центрального банка, что замедляет темпы роста (или сокращает) предложение денег и повышает ставку ссудного процента. “Дорогой ” кредит предприниматели берут меньше, а значит меньше средств вкладывается в развитие производства (политика “дорогих денег”)

.

Изменение нормы обязательных резервов (часть вклада в коммерческий банк, которая необходима для обеспечения гарантии выплаты денег вкладчикам в случае банкротства) позволяет Центральному банку регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов (R) влияет на объем избыточных резервов (Е) (Депозит=R+E, т. е. чем больше R, тем меньше Е), а значит способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.

Если Центральный банк повысил резервную норму, то коммерческие банки увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд (Е) (политика “дорогих денег”)

.

И наоборот, понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к созданию денег путем кредитования (“политика дешевых денег”)

.

Следует учитывать, что повышение или понижение нормы обязательных резервов изменяет банковский мультипликатор.

Операции на открытом рынке – покупка или продажа Центральным банкам государственных ценных бумаг.

Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг. Покупая и продавая ценные бумаги, Центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку, и , следовательно, на предложение денег.

Для увеличения денежной массы он начинает покупать ценные бумаги у коммерческих банков и населения, что позволяет коммерческим увеличить резервы, а также выдачу ссуд и увеличить предложение денег (политика “дешевых денег”).

Если количество денег в стране необходимо сократить, Центральный банк продает государственные ценные бумаги, что ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы (политика “дешевых денег”).

Операции на открытом рынке являются наиболее важным, оперативным средством воздействия Центрального банка на кредитно–денежную сферу.

В зависимости от состояния экономики страны Центральный банк может выбрать следующие типы кредитно–денежной политики и определенные цели. В условиях инфляции проводится политика “дорогих денег”, направленная на сокращение денежной массы: 1) повышение учетной ставки, 2) увеличение нормы обязательного резерва, 3) продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке. Политика “дорогих денег” является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика “дешевых денег”. Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Центральный банк:
1) снижает учетную ставку
2) сокращает резервную норму
3) покупает государственные ценные бумаги.

ПОЛИТИКА ДОРОГИХ И ДЕШЕВЫХ ДЕНЕГ

Политика дешевых денег.

Применяется в период спада в экономике и безработицы. ПДД – увеличивает избыточные резервы коммерческих банков и тем самым увеличивает предложение денег в экономике. В ее задачи входит удешевление кредита и облегчение доступа к нему с тем, чтобы увеличит совокупный спрос и занятость.

Читать еще:  Эмиссия безналичных денег кратко

ПДД предполагает следующие мероприятия:

1. Покупка ценных бумаг. ЦБ покупая ценные бумаги, увеличивает резервы коммерческих банков.

2. Снижение резервной нормы. ЦБ снижая РН автоматически переводит обязательные резервы в избыточные и возрастает величина денежного мультипликатора.

3. Снижение учетной ставки. ЦБ снижая учетную ставку, побуждает коммерческие банки к расширению своих резервов посредством заимствования у ЦБ.

Политика дорогих денег.

Применяется в период повышенной инфляции, то есть когда «экономика перегрета». Её цель – ограничить денежное предложение, для того чтобы сократить расходы и сдержать инфляцию.

Включает в себя следующие мероприятия:

1. Продажа ценных бумаг . ЦБ продавая гос. ценные бумаги на открытом рынке уменьшает резервы ком. банков.

2. Повышение резервной нормы . Увеличение РН автоматически лишает коммерческие банки избыточных резервов и уменьшает величину денежного мультипликатора.

3. Повышение учетной ставки . Увеличение УчС снижает интерес коммерческих банков к наращиванию своих резервов посредством заимствования у ЦБ.

Среди трех методов денежного контроля наиболее важным регулирующим механизмом является операции на открытом рынке. Этот механизм обладает важным преимуществом – гибкостью: гос. ценные бумаги можно продавать или покупать в больших или меньших количествах. Его применение сказывается на резервах банка без промедления.

Учетная ставка играет менее важную роль по двум взаимосвязанным причинам .

а) Величина резервов комерческих банков, получаемых путем займов у ЦБ обычно очень мала (2-3%). Именно операции на открытом рынке (продажа ценных бумаг ЦБ) побуждают ком банки брать ссуды у ЦБ, т.к. это приводит к временной нехватке резервов у комерческих банков и наоборот.

б) Эффективное воздействие учетной ставки зависит от инициативы комерческих банков, а не от ЦБ. Если УчС понижается в то время, когда очень немногие банки стремятся получить заем в ЦБ, то такое снижение окажет очень слабое воздействие либо вовсе не повлияет на банковские резервы и предложение денег.

Резервная норма используется ЦБ лишь в качестве вспомогательной меры при операциях на открытом рынке. Снижение и повышение РН может оказать существенное воздействие на банковские прибыли.

Тем не менее, некоторые экономисты отмечают, что изменение учетной ставки и резервной нормы имеет важный «информационный эффект», то есть может служить ясным и понятным способом оповещения финансистов и экономике в целом о намеченном курсе кредитно-денежной политике.

Политика дешевых денег

Политика дешевых денег – комплекс мер, реализуемых государством для нормализации показателей экономики в периоды валютно-финансовой нестабильности на внутреннем рынке.

В первую очередь выражается в снижении минимальных процентных ставок банковского кредитования, что приводит к росту денежной массы, находящейся в обращении, и стимулированию роста производства через увеличение доступности инвестиционных кредитов.

Историческая справка

Особая эффективность политики дешевых денег была отмечена в Соединенных Штатах Америки, где подобные меры применялись с конца 19-го века, неоднократно позволяя преодолевать периоды спада в экономике. К примеру, в конце 1980-х финансовые фонды США испытывали большой денежный дефицит. Это вынудило Конгресс пойти на еще большее снижение уровня кредитной ставки, что в итоге позволило стабилизировать американскую экономику за счет роста инвестиционного и потребительского кредитования.

Дешевые деньги использовались и в Великобритании. При этом особенно эффективным был период 30-х и начала 40-х годов прошлого века, когда принятые правительством меры по регулированию процентных ставок способствовали выводу экономики Великобритании на лидирующие позиции.

Механизм воздействия на экономику

Дешевые деньги влияют на ключевые показатели экономики: рост ВВП, уровень цен и объем занятости населения. При этом механизм работы данной денежной политики имеет следующую структуру:

  • Центральный банк (ЦБ) активно скупает ценные бумаги, выпущенные государством, что обеспечивает рост денежных резервов национальных коммерческих банков (КБ).
  • ЦБ снижает планку обязательных резервов для КБ, тем самым увеличивает так называемую избыточную часть денежных активов.
  • ЦБ или иной регулятор снижает процентную ставку, стимулируя коммерческие банки к получению дополнительных займов у ЦБ для еще большего наращивания денежных активов.
  • Возросший объем избыточных активов позволяет банкам выдавать больше кредитов со сниженными процентными ставками, что в свою очередь стимулирует инвестирование в промышленные предприятия и приводит к росту потребительского кредитования, оживляя процесс роста экономики.
Читать еще:  Как заработать много денег девушке

Преимущества

Преимущество политики дешевых денег — быстрое формирование надежного валютно-финансового фундамента, обеспечивающего вывод экономики из режима стагнации. Кроме того, дешевые деньги повышают конкурентоспособность местных предприятий, способствуют дальнейшему наращиванию их производственной мощности и, соответственно, снижению безработицы.

Недостатки

Ключевой недостаток дешевых денег — их эффективность возможна только в условиях, когда объем экспорта существенно преобладает над объемом импорта. К тому же, длительное использование данной политики ускоряет процессы инфляции и способствует девальвации местной валюты из-за чрезмерного роста потребительского спроса, покрыть который национальная промышленность не в состоянии.

Современные реалии

Политика дешевых денег будет эффективна только на фоне жесткого контроля расходования финансовых активов государственным сектором экономики.Также необходимо развитие внутреннего рынка ценных бумаг с привлечением инвесторов для пополнения государственных финансовых резервов, истощение которых может привести к необходимости внешних заимствований, нивелирующих практически все плюсы дешевых денег.

Политика дорогих и дешевых денег;

Обычно выделяют конечные и промежуточные цели кредитно-денежной политики. В качестве конечных целей формулируют:

— обеспечение стабильности экономического роста;

— борьба с безработицей;

— снижение инфляции и достижение стабильности цен;

— устойчивость платежного баланса страны.

Промежуточными целевыми ориентирами являются:

— денежная масса и прежде всего агрегаты М1 и М2;

Предложение денег тесно связано с политикой Национального банка, определяющей стоимость денег в зависимости от состояния реального сектора экономики. Поэтому говорят о политике «дорогих» и политике «дешёвых» денег.

Политика «дорогих» денег проводится в период высокой инфляции. Это означает большое количество денег в экономике, превышающее потребности в них. Национальный банк ограничивает предложение денег за счёт продажи государственных ценных бумаг, роста учётной ставки и нормы обязательных резервов. В результате этих мер сокращается возможность коммерческих банков создавать деньги, которые становятся относительно редким, менее доступным ресурсом, что вызывает сокращение спроса на деньги и тормозит инфляцию.

Часто с инфляцией в рамках политики дорогих денег борются с помощью политики таргетирования. В этом случае правительство ставит определенные цели по изменению объема денежной массы в стране и стремится их достигнуть несмотря на колебания экономической конъюнктуры. Темпы роста денежной массы должны быть ниже темпов роста спроса на деньги, что позволяет снизить инфляционные ожидания и, как следствие, уровень инфляции.

При высокой инфляции в стране происходит замещение отечественной валюты более стабильной иностранной валютой. В “долларизованной” экономике паритет покупательной способности, как правило, выдерживается весьма точно. Поэтому в ходе инфляции обменный курс национальной валюты снижается примерно тем же темпом, которым растут внутренние цены. Если обменный курс может быть стабилизирован, внутренние цены также могут быть стабилизированы.

Стандартная стабилизационная программа направлена на закрепление обменного курсана приемлемом уровне, то есть на уровне, который может быть защищён Национальным банком. Но устойчивость обменного курса требует жёсткой фискальной политики, которая смогла бы освободить правительство от сеньоражного финансирования. Если правительство одновременно пытается печатать деньги и поддерживать фиксированный обменный курс, оно утратит валютные резервы и столкнётся с кризисом платёжного баланса.

Поскольку большинство внутренних цен связано с долларом через паритет покупательной способности, то инфляция теоретически может прекратиться буквально за день, как только обменный курс стабилизируется.

В странах с переходной экономикой и развивающихся странах используется практика валютного комитета. В этом случае фиксируется курс национальной валюты к иностранной или корзине валют. Дополнительная эмиссия денег осуществляется только в том случае, если растут валютные резервы Национального банка. Это позволяет ограничить темпы роста денежной массы в стране и сделать деньги «более дорогими». Поэтому основными антиинфляционными мероприятиями здесь являются:

1) гласное и широкое разъяснение через средства массовой информации намеченной антиинфляционной стратегии с целью завоевания общественного доверия и поддержки;

2) создание специального стабилизационного фонда (золотовалютных резервов) путем внутреннего и внешнего заимствования;

3) ужесточение бюджетной политики, направленное на значительное сокращение или ликвидацию существующего бюджетного дефицита;

Читать еще:  Формы и виды денег кратко

4) введение фиксированного обменного курса и ряда сопутствующих ограничений во внешнеэкономической и валютной сфере;

5) стимулирование экспорта и торможение импорта различными средствами;

6) снятие введенных ограничений и либерализация соответствующих сфер экономической деятельности по мере подавления инфляции и роста золотовалютных резервов.

Денежная реформа: введение новой денежной единицы.Наиболее популярный способ стабилизации состоит в “отбрасывании нулей” сильно обесценившейся денежной единицы. Старые деньги меняются на новые по определённому курсу:

а) без изменения,

б) с изменением уровней заработной платы и цен.

Второе – чисто косметическое средство. Первое же приведёт к значительному сокращению реальных денежных остатков и сильному экономическому спаду. В целом это наиболее полезно в ситуации подавленной инфляции, когда предложение денег выросло, а контроль за ценами препятствует их росту в соответствии с увеличением предложения денег. Денежная реформа в таком случае приводит предложение денег в соответствие с ценами, вместо того, чтобы позволить им резко возрасти.

Политика «дешёвых» денегпроводится в тех случаях, когда Национальный банк считает, что рост предложения денег является недостаточным и сдерживает экономический рост, порождает безработицу. Целью политики «дешёвых» денег является сделать деньги относительно дешёвыми и доступными для инвестиционных расходов. Это достигается за счёт покупки государственных ценных бумаг, уменьшения нормы обязательных резервов и учётной ставки.

Эти меры означают расширение возможностей коммерческих банков создавать деньги и повышает стремление домохозяйств иметь депозиты в банке. В результате этого увеличивается объём инвестиций, т.к. они являются обратной функцией от ставки процента. Рост инвестиций означает увеличение совокупного спроса на величину прироста инвестиций и через эффект мультипликатора вызывает дополнительное расширение ВНП, одновременно содействуя росту занятости в экономике. Данная взаимосвязь выражена графически (Рис.5.7):

Рис. 5.7 Эффект политики дешевых денег

Политика дешёвых денег может стимулировать инфляцию спроса (рис.5.8). Это связано с тем, что спрос на товары и услуги растет быстрее, чем возможности экономики увеличить производство. Поэтому увеличение количества денег в экономике приводит к превышению в краткосрочном периоде совокупного спроса над совокупным предложением, в результате чего происходит повышение цен в экономике (c P1.до Р2). Впоследствии растущий спрос начинает удовлетворяться за счёт привлечения более дорогих ресурсов, которые приводят к росту издержек у предпринимателей и побуждают их вернуться к первоначальному объёму производства. Но, чтобы компенсировать покупку более дорогих ресурсов, цены на конечные продукты должны повышаться. Данное явление представляет собой инфляцию предложения (с Р2 до Р3).

Рис. 5.8 Политика дешевых денег и инфляция спроса

В ряде случаев она сопровождается падением объёмов производства, т.е. стагфляцией. Чтобы не допустить сокращения объёма производства, Национальный банк должен постоянно подпитывать экономику дополнительной эмиссией денег, стимулируя тем самым совокупный спрос и поддержание объёма производства на неизменном уровне, большем чем потенциальный объем производства (Yf). Последствием такого подхода может быть гиперинфляция (Рис.5.9).

Рис. 5.9 Политика дешевых денег и гиперинфляция

В рамках классической теории сформулирован вывод о влиянии денег в долгосрочном периоде на уровень цен, ВНП и ставку процента. Эти выводы получили название принцип нейтральности денег: однократный рост предложения денег содействует изменению реального объема производства только в краткосрочном периоде и не оказывает воздействия на равновесный объём ВНП в долгосрочном периоде. Это связано с тем, что экономика находится на уровне полной занятости, а количество денег не оказывает влияния на появление новых факторов производства. Равновесный уровень цен на готовые товары и привлекаемые факторы производства повышается пропорционально изменению количества денег, находящихся в обращении, а ставка процента остаётся постоянной, т.к. объём инвестиций, который планируется и вводится в экономику не меняется. При этом утверждается, что скорость обращения денег является постоянной величиной.

Если допустить, что правительство проводит в долгосрочном периоде политику постоянного увеличения количества денег в экономике, то объём реального производства и реальная ставка процента остаются неизменными, а номинальная ставка процента и уровень цен растут как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде. Такое утверждение получило название принцип супернейтральности денег.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector