Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нехватка денег в бюджете

Не хватает денег в бюджете — меняйте принятые законы

Профицит федерального бюджета, о котором гордо говорит не первый министр финансов, оплачен чудовищным дефицитом местных бюджетов.

По статистике Минфина России, в 2012 финансовом году в целом по стране объем муниципальных расходов превысил доходы местных бюджетов на 27,5 млрд руб. В 60 субъектах дефицит местных бюджетов остается «хроническим заболеванием». В 23 субъектах Федерации из 83 (Крым и Севастополь пока не в счет) местные бюджеты выполнены с профицитом в общей сложности 13,9 млрд руб. Но это как средняя температура по палате — и в них есть муниципалитеты с бюджетным дефицитом, о чем не раз писала «ЭЖ». Только в десяти российских регионах муниципальные бюджеты сводят концы с концами. Опять же в усредненном исчислении.

Сведений по итогам прошлого финансового года еще нет. А в 2011 г. совокупный дефицит местных бюджетов равнялся 14,7 млрд руб.

Муниципалитеты продолжают нищать

Как можно рассуждать об эффективности государственного управления, когда бюджеты городов являются планово дефицитными?! И при этом использовать созданную сверху нехватку муниципальных финансов в качестве довода для очередного перераспределения полномочий между уровнями власти?!

Может показаться странным, но профессионалы муниципального управления не против перераспределения полномочий и совершенствования системы органов власти. Но их многолетние усилия в лучшем случае игнорируются федеральными политиками, а как правило, жестко пресекаются.

Почему сложилась такая ситуация?

Главное — отсутствует механизм выявления реальных общественных потребностей и определения их приоритетнос­ти: что интересует граждан в первую очередь.

Напомню, что по Конституции РФ обязанность публичной влас­ти — «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Заметьте, не уровень выживания, не минимальный уровень, не минимальные социальные нормы потребления, а достойная жизнь. Это и есть конституционная норма о социальном государстве!

Подчеркиваю: минимальные нормы — признак субсидиарного государства, а наше государство по Конституции — социальное. То есть оно должно обеспечивать достойный уровень жизни.

Чем определяется достойный уровень жизни людей? Прежде всего, количеством и качеством публичных (государственных и муниципальных) услуг, которые публичная власть обязана предоставить населению.

А что имеем на деле?

Общероссийский сводный перечень публичных услуг и пуб­личных обязательств, гарантирующих достойный уровень жизни людей, отсутствует. Есть лишь список услуг, предоставляемых в электронном виде, на едином портале госуслуг. В Интернете можно найти ведомственные (!) перечни услуг, предоставляемые министерствами. Мне не удалось найти официально утвержденные сводные перечни всех услуг и обязательств, предоставляемых субъектами РФ. Согласитесь, странно это выглядит на фоне утверждений о социальной ориентации государственной политики.

Нет закона об обязанностях и ответственности публичной власти

Налицо коррупциогенный фактор — нет федерального конституционного закона, определяющего конкретные обязательства и меру ответственности публичной власти по обеспечению достойной жизни граждан. Чиновники, чаще всего не самого высокого ранга, сами решают, что и в каком качестве поставлять. И это не преувеличение. По совокупности изменений последних трех лет в Бюджетном кодексе, в законах об общих принципах оказания государственных (муниципальных) услуг (от 27.07.2010 № 210-ФЗ), о некоммерческих организациях (от 12.01.91 № 7-ФЗ), об автономных учреждениях (от 03.11.2006 № 174-ФЗ) создана корруп­циогенная цепочка: исполнительная власть определяет перечни публичных социальных услуг (здравоохранение, образование, культура и искусство, спорт и т.п.) > сама разрабатывает и утверждает их стандарты и регламенты > сама принимает решение о целесообразности создания учреждений и наделяет их имуществом и финансами > сама формирует для учреждений государственное (муниципальное) задание > сама оценивает его исполнение > сама решает, сохранить, реорганизовать или ликвидировать учреждения.

Через три года после принятия таких норм спохватились: Президент РФ подписал Указ от 07.05.2012 № 601 в части расширения роли населения в подготовке регламентов услуг, оценке деятельности руководителей органов власти, предприя­тий и учреждений. Угадайте с трех раз, как реализован Указ на практике?

Перечень публичных обязательств — не формальность

Отсутствие официального перечня публичных услуг — совсем не формальность. Есть общественные потребности. Они удовлетворяются посредством публичных услуг и публичных обязательств. Услуга (обязательство) — ось, вокруг которой должна вращаться вся властная система.

Во-первых, только в контексте услуги имеет смысл говорить о компетенции органа влас­ти. Ведь компетенция — права, обязанности и ответственность органа власти. А по поводу чего установлены эти права и ответственность? Да по поводу каждой конкретной услуги!

Во-вторых, ГОСТ определяет услугу как конечный результат взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя. Понятие «конечный результат» предполагает наличие определенной техники и технологии действий, обученных специа­листов, стандартов, норм и правил. Значит, затраты на предоставление услуги вытекают из принятых государственной властью норм и правил. Но тогда государство обязано обеспечить и соответствующее финансирование их реализации.

Не хватает денег в бюджете? Меняйте принятые законы. Принимать законы, не обеспеченные средствами, — политический авантюризм и подлость по отношению к своим гражданам, ибо они порождают общественные иллюзии. И потом, что значит «нет денег»? Официально заявлено, что у нас профицит госбюджета. Значит, деньги тратят не на нужды граждан, и федеральный профицит оплачен дефицитом муниципальных бюджетов. И то, и другое — коррупция.

В-третьих, система органов власти должна отражать систему публичных услуг.

Читать еще:  Сущность и происхождение денег

Вывод. Нужна реформа пуб­личной власти в целом, а не одной из ее ветвей. Конечный результат реформы пуб­личной власти — не очередное беспредметное перераспределение полномочий, а обеспечение достойного уровня жизни людей.

Какие шаги сделать?

1. Определить общенациональный перечень федеральных, региональных и муниципальных услуг. Разработать и принять единые стандарты публичных услуг. Граждане должны точно знать, на что они вправе рассчитывать и кто конкретно отвечает за качество конкретной услуги.

2. Принять федеральный конституционный закон о государственных гарантиях достойного уровня жизни граждан в РФ, в котором:

■ определить наборы государственных и муниципальных услуг, гарантированно предоставляемых на территории муниципальных образований;

■ установить по каждой услуге реальный федеральный норматив финансирования и материального обеспечения ее предоставления и обеспечить государственные гарантии действия этих нормативов в каждом муниципальном образовании;

■ сделать такие федеральные нормативы основой распределения средств в бюджетной системе Российской Федерации.

3. Создать систему независимого гражданского мониторинга и контроля деятельности всех уровней публичной власти и обес­печить ее непрерывное функционирование.

4. В соответствии с определенной таким образом системой публичных услуг постепенно, в течение 10—15 лет оптимизировать административно-территориальное устройство страны, после чего можно говорить о перераспределении полномочий, о новых моделях устройства системы органов власти и т.д.

Топ-5 субъектов РФ с наибольшим дефицитом местных бюджетов в 2012 финансовом году, млрд руб.

Дефицит бюджета. Источники финансирования дефицита государственного бюджета

Что такое бюджетный дефицит

Дефицит государственного бюджета — это превышение расходов бюджета над доходами.

Простыми словами, если государство тратит больше, чем получает — это и есть бюджетный дефицит. Обычно дефицит бюджета оценивается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП).

Дефицит — всегда проблема, потому что государству нужно где-то найти деньги на оплату расходов.

Основные методы борьбы с бюджетным дефицитом: секвестр — сокращение бюджетных расходов; налоговое покрытие — введение дополнительных налогов и сборов; заимствования — наращивание внешнего и внутреннего госдолга; денежная эмиссия — дополнительный выпуск наличных.

Дефицит бюджета — не карастрофа для страны. Бюджеты многих государств являются дефицитными. Иногда попытки бороться с дефицитом оказываются вреднее самого дефицита — сокращая важные расходы и чересчур повышая налоги, государство может усугубить экономический кризис и спровоцировать долгосрочные проблемы.

Профицит и сбалансированный бюджет

Профицит государственного бюджета — это обратная ситуация, когда доходы выше расходов. Простыми словами, это избыток доходов, при котором в бюджете остаются «лишние» деньги.

Сбалансированный бюджет — это бюджет, где доходы равны расходам. В идеале, государственный бюджет должен быть сбалансированным — общий объем запланированных расходов должен соответствовать общим поступлениям в бюджет. Но учесть все обстоятельства бывает невозможно, и потому возникает дефицит либо профицит.

Причины бюджетного дефицита

Рост государственных расходов. Расходы могут расти в том числе из-за политического популизма — необеспеченных социальных программ.

Рост неоплаченного государственного долга.

Сокращение доходов из-за экономического кризиса.

Чрезвычайные обстоятельства: катастрофы, стихийные бедствия, войны.

Неэффективность финансовой системы государства.

Неэффективность налоговой политики, уход налогоплательщиков в тень.

Виды бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит — это чаще всего следствие затянувшегося экономического кризиса. Временный дефицит способен перерасти в хронический.

Фактический дефицит бюджета состоит из структурного и циклического дефицита.

Структурный дефицит — это дефицит, который возник бы в условиях полной занятости при текущем уровне налогов.

Циклический дефицит бюджета — это дефицит, вызванный экономическим кризисом, то есть спадом деловой активности и сокращением налоговых поступлений.

Последствия дефицита бюджета

Бюджетный дефицит не является чрезвычайным явлением. Он встречается в бюджетах многих государств, особенно в период экономического кризиса. Тем не менее, властям необходимо принимать жесткие меры, чтобы устранить дефицит и минимизировать его последствия.

Дефицит приводит к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных заказов. Это значит, что могут возникнуть проблемы в образовании, здравоохранении, обороне, работе государственных учреждений.

Кроме того, дефицит практически всегда приводит к инфляции — снижению покупательной способности денег.

Если не устранить дефицит бюджета и не принять меры, он рискует стать хроническим.

Источники финансирования дефицита государственного бюджета

Для финансирования дефицита бюджета государство может использовать внутренние и внешние источники.

Внутренние источники финансирования бюджетного дефицита

Размещение государственных ценных бумаг, облигаций в национальной валюте.

Кредиты, полученные от кредитных организаций — банков и фирм.

Доходы от продажи государственного имущества.

Использование государственных резервов.

Внешние источники финансирования бюджетного дефицита

Размещение государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте.

Кредиты иностранных государств.

Кредиты зарубежных банков и фирм.

Кредиты международных финансовых организаций.

Проблема с любыми заимствованиями в том, что они помогают лишь временно. Нарастает государственный долг, который необходимо обслуживать — возвращать с процентами.

Меры по управлению бюджетным дефицитом

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита государство может предпринять слеюущие меры:

Денежная эмиссия . Бюджетный дефицит можно покрыть, напечатав больше наличных денег. Это позволит государству оплатить текущие расходы, но если «включить печатный станок», вырастет инфляция — деньги начнут обесцениваться.

Налоговое покрытие бюджетного дефицита . Увеличение налоговых ставок или введение дополнительных налогов позволит наполнить бюджет. Однако из-за роста налогов предприниматели могут сократить производство или уйти в тень — перестать платить вовсе. В этом случае доходы бюджета снизятся.

Читать еще:  Вывод денег из нко

Секвестирование бюджета . Урезание бюджетных расходов — секвестр — позволит сэкономить деньги и обойтись имеющимися доходами. Минус в том, что это означает недофинансирование бюджетных программ. Это непопулярная мера, которая вызовет недовольство граждан. А некоторые расходы сократить окажется невозможно — жизненно важные статьи бюджета не подлежат секвестированию.

Бюджетный дефицит

Бюджетный дефицит – отрицательное сальдо доходов и расходов государственного бюджета.

Причины бюджетного дефицита могут быть следующими:

  • рост госрасходов — как на плановые государственные цели, например на модернизацию экономики, реализацию национальных программ и пр., так и на чрезвычайные: стихийные бедствия, войны и др.;
  • сокращение государственных доходов из-за экономического кризиса, рецессии, падения цен на экспортные товары, такие как сырье, а также на электронику и пр.;
  • неэффективность государственной политики, финансовой системы. Низкие сборы налогов и подъем теневого рынка. Популизм действующей власти;
  • высокие бюджетные расходы, которые связаны с чересчур большим заимствованием в прежние годы и в результате которых цена обслуживания долга становится чрезмерной.
  • Коррупция в государственном секторе.
  • Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Бюджетный дефицит следует отличать от так называемых кассовых разрывов, когда доходы и расходы разделены во времени, что вызывает недостаток средств в какой-то промежуточный период. Как правило, реальный бюджетный дефицит носит плановый характер: его максимальные предельно допустимые параметры утверждаются при принятии.

Существует несколько методов снижения уровня бюджетного дефицита. Во-первых, это можно сделать, проведя эмиссию денег. Такой путь неминуемо приведет к инфляции, т. е. к обесценению денег в обращении и подрыву доверия к национальной валюте.

Во-вторых, налоговое покрытие – введение дополнительных налогов, в т. ч. на определенные слои населения – «налог на богатых», некоторые виды деятельности компаний, например производство сигарет, и пр. В то же время увеличение налогового бремени в более долгосрочной перспективе ведет к сокращению производства, развитию теневой экономики.

В-третьих, секвестирование бюджета – пропорциональное уменьшение статей расходов в соответствии с доходами. Далеко не все статьи могут быть секвестированы – например, такие действия с обслуживанием внешнего долга будут расценены как дефолт. А сокращение затрат в социальном секторе способно привести к росту напряженности в обществе.

Для финансирования дефицита бюджета могут быть использованы как внешние, так и внутренние заимствования. Для этого на финансовый рынок выпускаются государственные ценные бумаги. Кроме того, одной из статей доходов в таком случае может стать продажа государственной собственности: запасов драгоценных металлов и камней, приватизация земельных участков и объектов природопользования, а также государственных предприятий.

На практике для того, чтобы оценить размер дефицита бюджета, используется его процентное отношение к ВВП. В таком исчислении бюджетный дефицит РФ составил в 2010 году 2,9 трлн рублей, или 5,4%, при этом Россия занимает 150-е место в мире. Наибольший дефицит бюджета у Ирландии — 32,4% и Ирака — 23,9%. Из наиболее развитых стран у Великобритании — 10,2%, у США — 8,8%, у Японии — 7,7%, у Франции — 6,9%, у Германии — 3,3%.

Минфин Хакасии сообщил о нехватке в бюджете денег на школы и детские сады

Министерство финансов Хакасии планирует обратиться в федеральные органы власти в связи с нехваткой средств в консолидированном бюджете республики, то есть в совокупном бюджете региона и муниципальных образований. На данный момент бюджет на текущий год не сбалансирован на 14 млрд руб., следует из справки регионального минфина, с которой ознакомился РБК. Подлинность документа подтвердил источник в Верховном совете Хакасии.

В пресс-службе республиканского минфина подтвердили РБК, что проблема несбалансированности бюджета есть и сейчас решается вопрос обращения в федеральные органы по этому поводу.

Хакасия — один из немногих регионов, во главе которого стоит представитель оппозиционной парламентской партии: осенью 2018 года республику возглавил коммунист Валентин Коновалов.

Сколько и зачем нужно Хакасии

В справке минфина Хакасии отмечается, что 14 млрд руб., на которые не сбалансирован бюджет, это более трети плановых расходов региона на 2020 год (37,7 млрд руб.).

Если не учитывать просроченную задолженность хакасского правительства (в том числе долги за коммунальные услуги, питание, услуги связи и т.д.) в объеме 3,6 млрд руб. и госдолг к погашению на сумму около 0,8 млрд руб., то непокрытый дефицит республики составит 10 млрд руб., подтвердили в республиканском минфине.

Согласно справке, бюджетом не обеспечены расходы по следующим направлениям:

  • текущее обеспечение жизнедеятельности учреждений бюджетной сферы: ЖКХ, связь, аренда, питание, медикаменты, уголь, горючее, ремонт (7,16 млрд руб.);
  • предоставление финансовой помощи муниципальным образованиям республики (791 млн руб.);
  • субсидии на компенсацию выпадающих доходов организациям коммунального комплекса (300 млн руб.);
  • исполнение судебных актов по выпадающим доходам ресурсоснабжающих организаций (700 млн руб.);
  • поддержка производителей сельхозтоваров (384 млн руб.);
  • развитие коммунальной инфраструктуры республики и обеспечение качественных жилищно-коммунальных услуг, в том числе подготовку к осенне-зимнему периоду (800 млн руб.).

«В целом ситуацию с бюджетом Республики Хакасия можно оценить как критическую, создающую прямой риск неисполнения основных обязательств уже с весны-лета 2020 года. Долги растут и будут наращиваться, правительство республики планирует получение кредитов и обращение за помощью к федеральному центру», — утверждает собеседник РБК в Верховном совете республики.

Читать еще:  Выпуск денег в оборот

Хакасия — один из беднейших субъектов России: по уровню денежных доходов на душу населения республика занимает 73-е место в России из 85 (по данным Росстата за 2018 год).

Из чего состоит задолженность региона

В справке также сообщается, что просроченная кредиторская задолженность консолидированного бюджета Хакасии в размере 3,58 млрд руб. сложилась по следующим основным направлениям:

  • начисления на выплаты по оплате труда (1,44 млрд руб. с апреля по декабрь 2019 года);
  • выплаты населению на дополнительное лекарственное обеспечение (143 млн руб.);
  • задолженность по оплате налогов, исполнительных документов (162 млн руб.);
  • задолженность по оплате государственных и муниципальных контрактов, в том числе перед субъектами малого и среднего предпринимательства, в частности за питание, медикаменты, уголь, коммунальные услуги, услуги связи, горючее, текущее содержание учреждений (1,61 млрд руб.).

Кроме того, в 64 муниципальных образованиях из 99 заблокированы лицевые счета бюджетных учреждений на общую сумму 720 млн руб. «По этой причине не производится оплата счетов за коммунальные услуги, электроэнергию, питание, связь. Под угрозой отключения от электроэнергии социальные объекты, в том числе детские сады, школы. В связи с невозможностью оплаты счетов поставщики отказываются поставлять продукты питания в школы и дошкольные учреждения», — говорится в документе.

По словам источника РБК в Верховном совете Хакасии, единственный выход из ситуации минфин республики видит в наращивании федеральной помощи региону путем дотирования. Кроме того, сейчас рассматривается вопрос получения коммерческого кредита в банке в размере нескольких миллиардов рублей. «Этих средств и собственных доходов хватит для исполнения социальных обязательств максимум до лета 2020 года», — предупреждает собеседник.

Как исполняется бюджет Хакасии

Как сообщили РБК в пресс-службе Счетной палаты России, доходы консолидированного бюджета Хакасии в 2019 году исполнены в объеме 37 млрд руб., расходы — в объеме около 36 млрд руб. Но в состав доходов вошли дотации федерального центра на сумму 4,6 млрд руб., уточнили в Счетной палате, тогда как расходы республики были исполнены только на 86%.

Республиканский бюджет (без учета муниципальных образований) на 2020 год принят с дефицитом 2,3 млрд руб. Ожидаемые доходы составляют 35,4 млрд руб. Из них 4,6 млрд руб. составляют дотации из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности и частичную компенсацию расходов на повышение зарплат бюджетникам, 7,5 млрд — субсидии и субвенции из федерального бюджета. Расходы бюджета запланированы в объеме 37,7 млрд руб.

Консолидированный бюджет Хакасии был дефицитным на протяжении многих лет до 2019 года, следует из данных Федерального казначейства.

Осенью 2019 года Верховный совет Хакасии принял обращение к спикеру Госдумы Вячеславу Володину с просьбой оказать финансовую поддержку региону на покрытие соцобязательств в размере более 10 млрд руб. Просроченная кредиторская задолженность консолидированного бюджета республики на тот момент составляла 2,9 млрд руб., более чем у половины муниципальных образований были заблокированы счета. По информации «Коммерсанта», в октябре 2017 года законодатели республики уже обращались в правительство России с просьбой оказать финансовую помощь в размере 28,2 млрд руб. Из федерального бюджета в результате было выделено 9,6 млрд руб.

В пресс-службе Минфина России РБК сообщили, что ведомство не получало в 2020 году обращения от органов власти Хакасии о предоставлении дополнительной финансовой помощи.

«Выделение дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов осуществляется на основании распоряжений правительства РФ. Исходя из сложившейся практики, рассмотрение вопросов оказания регионам дополнительной дотации на сбалансированность осуществляется по итогам исполнения бюджетов субъектов за девять месяцев текущего финансового года с учетом динамики исполнения доходной части бюджета, необходимого объема первоочередных расходов бюджета», — указали в пресс-службе, уточнив, что Хакасия на общих основаниях не сможет получить возможные дополнительные дотации раньше конца 2020 года.

Связан ли бюджетный кризис с губернатором

Политконсультант Дмитрий Фетисов напомнил, что республика оказалась на грани дефолта еще при предыдущем губернаторе Викторе Зимине. «Тут претензии к Коновалову нельзя назвать состоятельными», — считает эксперт.

Однако нынешний губернатор не предпринял каких-то серьезных шагов для разрешения ситуации из-за того, что у него нет умения выстраивать отношения с федеральным центром, а также из-за того, что сильные федеральные игроки не хотят оказывать помощь региону и тем самым вынуждают Коновалова уйти в отставку, добавил Фетисов.

Эффективность Коновалова как губернатора и финансовая ситуация в республике напрямую не связаны, считает политолог Александр Пожалов. О необходимости изменить налоговый режим в пользу добывающих регионов и оставлять в регионе больше поступлений от добывающего бизнеса регулярно говорил один из лидеров хакасского отделения «Единой России», спикер местного парламента Владимир Штыгашев, напомнил эксперт.

По мнению Пожалова, непосредственным поводом для финансовых проблем стало то, что в федеральный бюджет 2020–2022 годов впервые был заложен механизм подтягивания социально-экономического развития десяти отстающих регионов, причем федеральное софинансирование по целому ряду направлений там составит 99%. «Хакасия в этот перечень [отстающих] не попала, и такая заявка может быть запросом на включение в перечень на такую допподдержку в бюджете следующего года», — заключил он.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector