Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налоговая функция государства

Функции налогов

С помощью налогов государство решает экономические, политические, социальные и другие общественные проблемы. Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогообложения.

Функция налога — это способ выражения сущностных свойств налога.

Функция показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Важнейшими функциями налогов являются фискальная (распределительная) и регулирующая функции. Наряду с этими основными в качестве самостоятельных функций налогов являются социальная и контрольная функции.

Посредством фискальной (распределительной) функции налогов реализуется основное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления возложенных на него обществом функций; выстраивание экономических отношений между налогоплательщиками и органами власти, обеспечивающими движение потока финансовых ресурсов от экономических субъектов и физических лиц к государству.

На практике это происходит как формирование государственных доходов путем аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах денежных средств, необходимых для финансирования общественно необходимых потребностей.

Регулирующая функция налогов призвана решать с помощью налоговых механизмов задачи налоговой политики государства, предполагает влияние системы налогообложения на экономические процессы и тенденции, происходящие в обществе. Посредством налогового механизма (налоговых ставок, системы льгот, отсрочек уплаты налогов и форм предоставления налогового кредита и т. п.) государство регулирует инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательскую активность физических лиц и т. д.

Регулирующая функция, таким образом, проявляется в процессе воздействия налоговых отношений на макроэкономические пропорции и поведение хозяйствующих субъектов. С распределительной и регулирующей функциями налогов тесно связаны социальная и контрольная функции.

Социальная функция затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством:

• использования прогрессивной шкалы налогообложения;

• применения налоговых вычетов (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья);

• введения акцизов на дорогостоящие и социально-вредные товары;

• введения в структуру налоговой системы ряда отчислений, направляемых во внебюджетные государственные социальные фонды и т. п.

По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени, исходя из размера доходов физического лица.

Социальная функция обеспечивает решение социальных задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования, посредством перераспределения национального дохода в целях поддержания социального баланса в обществе.

Сущность контрольной функции состоит в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Данная функция налогообложения позволяет государству контролировать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах. Полнота и глубина реализации контрольной функции налогов зависят от налоговой дисциплины налогоплательщиков.

Выполнение всех функций налогообложения обеспечивает эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики государства.

Отметим, что для характеристики налога нередко употребляют такие термины, как «взнос», «сбор», «плата», «пошлина». Рассмотрим эти понятия в сравнении с понятием «налог».

Взнос. Термин обозначает внесенные за что-нибудь деньги (например, членский взнос). Налог не вносится налогоплательщиком за что-нибудь. Государство взимает налог на свое функционирование. Кроме того, понятие «взнос» несет в себе оттенок добровольности. Между тем налог — это принудительный платеж. Понятие «взнос» обычно употребляется сторонниками концепции «общественного договора», согласно которой у общества с государством существует некий негласный договор и налог выступает «добровольным взносом граждан на общее дело».

Сбор. Понятие несет в себе оттенок обязательности и принудительности. Но в то же время оно обозначает взимание денег на что -нибудь или за что-нибудь, т. е. имеет целевой характер.

Налоговый кодекс дает следующее определение (ст. 8, п. 2 НК РФ):

«Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий». Сбор является видом обязательного государственного платежа.

Государственный сбор — это платеж государственному органу за совершение юридически значимого по отношению к плательщику акта.

Так, государственный сбор взимается за придание плательщику определенного правового статуса, юридическую легализацию имущества, без которой использование данного имущества не разрешается (например, автомашины), выдачу разрешения на пользование чем-либо или предоставление права осуществления какой-либо деятельности. Государственные сборы призваны компенсировать расходы государственного аппарата.

К государственным сборам относятся следующие:

• сбор за государственную регистрацию юридических лиц;

• сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей;

• сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

• сбор за государственную регистрацию механических транспортных средств;

• гербовый сбор и др.

Признаком налога является безвозмездность и безэквивалентность; сбор является относительно эквивалентным платежом.

Плата. В обычном значении термин «плата» означает денежное вознаграждение, возмещение за что-нибудь. Таким образом, в своем исходном значении термин «платеж» характеризует эквивалентные товарно-денежные отношения, опосредующие акты Д — Т или Т — Д, платеж выражает денежный элемент данного отношения.

Читать еще:  Формы бумажных денег

Плата представляет собой платеж государству за пользование объектами, находящимися в государственной собственности.

Основное отличие налога от платы заключается в том, что налог является безвозмездным и безэквивалентным платежом, а плата — возмездным и эквивалентным. Налог опосредует финансовое отношение, а плата — гражданско-правовое, где государство выступает в роли субъекта гражданского права. Уплатив плату, лицо получает эквивалент в виде права пользования тем или иным объектом.

Пошлина. Пошлины — это самый древний вид обязательных платежей. Объясняется это удобством их взимания: плательщик не может избежать уплаты пошлины (например, дорожной пошлины) либо сам заинтересован в ней, поскольку нуждается в получении той или иной услуги со стороны государства (например, лицо, заинтересованное в рассмотрении своего дела в суде, вынуждено уплатить судебную пошлину).

Государственная пошлина представляет собой обязательный платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами.

Отличие пошлины от налога заключается прежде всего в том, что пошлины связаны с получением встречной (конкретной) услуги со стороны государства, поэтому данный платеж носит относительно эквивалентный характер, что сближает его со сборами. В то же время необходимо отметить, что пошлина не есть плата за товар в виде государственной услуги, поскольку эта услуга не имеет товарной стоимости. Это плата связана с услугой, оказываемой
государством. Причем эта услуга носит публично-правовой характер и оказывается государственным органом, реализующим свои государственно-властные функции.

Функции государства налогообложение и взимание налогов

1. Понятие налоговой системы

  • Сущность налогов и их роль в экономике государства
  • Правовое значение объекта налогообложения
  • Принципы построения налоговой системы

2. Налоговая Система Российской Федерации

  • . Структура налогообложения РФ
  • . Основные налоги, взимаемые в России

3. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в российской федерации

  • Налоговая ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности
  • Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств

Введение

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Цель данной работы – проанализировать теоретические основы налогового обложения и пронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе России.

Понятие налоговой системы

Сущность налогов и их роль в экономике государства

В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами[1]. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции.

Обеспечение финансирования государственных расходов ( фискальная функция );

Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними ( социальная функция );

Государственное регулирование экономики (регулирующая функция ).

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.

Все налоги содержат следующие элементы:

  • объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;
  • субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;
  • источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;
  • ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;
  • налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Функции налогов

С помощью налогов государство решает экономические, политические, социальные и другие общественные проблемы. Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогообложения.

Читать еще:  Приметы для привлечения денег в дом

Функция налога — это способ выражения сущностных свойств налога.

Функция показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Важнейшими функциями налогов являются фискальная (распределительная) и регулирующая функции. Наряду с этими основными в качестве самостоятельных функций налогов являются социальная и контрольная функции.

Посредством фискальной (распределительной) функции налогов реализуется основное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления возложенных на него обществом функций; выстраивание экономических отношений между налогоплательщиками и органами власти, обеспечивающими движение потока финансовых ресурсов от экономических субъектов и физических лиц к государству.

На практике это происходит как формирование государственных доходов путем аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах денежных средств, необходимых для финансирования общественно необходимых потребностей.

Регулирующая функция налогов призвана решать с помощью налоговых механизмов задачи налоговой политики государства, предполагает влияние системы налогообложения на экономические процессы и тенденции, происходящие в обществе. Посредством налогового механизма (налоговых ставок, системы льгот, отсрочек уплаты налогов и форм предоставления налогового кредита и т. п.) государство регулирует инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательскую активность физических лиц и т. д.

Регулирующая функция, таким образом, проявляется в процессе воздействия налоговых отношений на макроэкономические пропорции и поведение хозяйствующих субъектов. С распределительной и регулирующей функциями налогов тесно связаны социальная и контрольная функции.

Социальная функция затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством:

• использования прогрессивной шкалы налогообложения;

• применения налоговых вычетов (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья);

• введения акцизов на дорогостоящие и социально-вредные товары;

• введения в структуру налоговой системы ряда отчислений, направляемых во внебюджетные государственные социальные фонды и т. п.

По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени, исходя из размера доходов физического лица.

Социальная функция обеспечивает решение социальных задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования, посредством перераспределения национального дохода в целях поддержания социального баланса в обществе.

Сущность контрольной функции состоит в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Данная функция налогообложения позволяет государству контролировать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах. Полнота и глубина реализации контрольной функции налогов зависят от налоговой дисциплины налогоплательщиков.

Выполнение всех функций налогообложения обеспечивает эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики государства.

Отметим, что для характеристики налога нередко употребляют такие термины, как «взнос», «сбор», «плата», «пошлина». Рассмотрим эти понятия в сравнении с понятием «налог».

Взнос. Термин обозначает внесенные за что-нибудь деньги (например, членский взнос). Налог не вносится налогоплательщиком за что-нибудь. Государство взимает налог на свое функционирование. Кроме того, понятие «взнос» несет в себе оттенок добровольности. Между тем налог — это принудительный платеж. Понятие «взнос» обычно употребляется сторонниками концепции «общественного договора», согласно которой у общества с государством существует некий негласный договор и налог выступает «добровольным взносом граждан на общее дело».

Сбор. Понятие несет в себе оттенок обязательности и принудительности. Но в то же время оно обозначает взимание денег на что -нибудь или за что-нибудь, т. е. имеет целевой характер.

Налоговый кодекс дает следующее определение (ст. 8, п. 2 НК РФ):

«Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий». Сбор является видом обязательного государственного платежа.

Государственный сбор — это платеж государственному органу за совершение юридически значимого по отношению к плательщику акта.

Так, государственный сбор взимается за придание плательщику определенного правового статуса, юридическую легализацию имущества, без которой использование данного имущества не разрешается (например, автомашины), выдачу разрешения на пользование чем-либо или предоставление права осуществления какой-либо деятельности. Государственные сборы призваны компенсировать расходы государственного аппарата.

К государственным сборам относятся следующие:

• сбор за государственную регистрацию юридических лиц;

• сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей;

• сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

• сбор за государственную регистрацию механических транспортных средств;

• гербовый сбор и др.

Признаком налога является безвозмездность и безэквивалентность; сбор является относительно эквивалентным платежом.

Плата. В обычном значении термин «плата» означает денежное вознаграждение, возмещение за что-нибудь. Таким образом, в своем исходном значении термин «платеж» характеризует эквивалентные товарно-денежные отношения, опосредующие акты Д — Т или Т — Д, платеж выражает денежный элемент данного отношения.

Читать еще:  Как притянуть много денег

Плата представляет собой платеж государству за пользование объектами, находящимися в государственной собственности.

Основное отличие налога от платы заключается в том, что налог является безвозмездным и безэквивалентным платежом, а плата — возмездным и эквивалентным. Налог опосредует финансовое отношение, а плата — гражданско-правовое, где государство выступает в роли субъекта гражданского права. Уплатив плату, лицо получает эквивалент в виде права пользования тем или иным объектом.

Пошлина. Пошлины — это самый древний вид обязательных платежей. Объясняется это удобством их взимания: плательщик не может избежать уплаты пошлины (например, дорожной пошлины) либо сам заинтересован в ней, поскольку нуждается в получении той или иной услуги со стороны государства (например, лицо, заинтересованное в рассмотрении своего дела в суде, вынуждено уплатить судебную пошлину).

Государственная пошлина представляет собой обязательный платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами.

Отличие пошлины от налога заключается прежде всего в том, что пошлины связаны с получением встречной (конкретной) услуги со стороны государства, поэтому данный платеж носит относительно эквивалентный характер, что сближает его со сборами. В то же время необходимо отметить, что пошлина не есть плата за товар в виде государственной услуги, поскольку эта услуга не имеет товарной стоимости. Это плата связана с услугой, оказываемой
государством. Причем эта услуга носит публично-правовой характер и оказывается государственным органом, реализующим свои государственно-властные функции.

Функции налогов

Функции налогов определяют всю их сущность. Они являются производными от функций финансов и выполняют аналогичные задачи, однако, в более ограниченных рамках.

Все функции налогов условно можно разделить на 2 группы:

Основные функции – это функции, на основ которых строится весь механизм налогообложения. Действуя слажено, эти функции представляют собой единый, целый механизм. Дополнительные же функции уточняют основные цели, которые реализует государство через основные функции налогов.

Основные функции налогов

К основным функциям налогов относятся:

  • Фискальная – это важнейшая функция налогов, которая характерна для всех государств. Она обеспечивает устойчивое состояние доходной части бюджета на всех его уровнях путем процесса изъятия средств налогоплательщиков. Однако, в условиях спада деловой активности налоговых поступлений бывает недостаточно для осуществления государственных расходов. Поэтому государство прибегает как к внутренним, так и к внешним займам, что приводит к появлению государственного долга. И в будущем, для обслуживания государственного долга необходимо повышать налоги, путем роста ставок по налогам, введения новых налогов.
  • Регулирующая – это некое дополнение фискальной функции налогов. Она позволяет регулировать как производство, так и потребление. Данная функция помогает распределять суммы налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, отраслями экономики, территориальными образованиями и государством в целом., а также регулировать доходы различных групп населения. Это регулирование осуществляется через комплекс льгот и систему налоговых сборов и платежей.

Контрольная – с помощью этой функции налогообложения у государства есть возможность контролировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществляемую как юридическими, так и физическими лицами, получение доходов гражданами государства, а также использование имущества, принадлежащего им на правах собственности.

Таким образом, контрольная функция позволяет государству получить необходимый минимум денежных средств в виде налоговых поступлений, необходимый для осуществления своих функций.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Дополнительные функции налогов

К этим функция относятся:

Распределительная (социальная) – сущность этой функции состоит в распределении общественных доходов среди различных категорий населения страны — от состоятельных слоев к неимущим. Это затрагивает образование, медицину, воспитание и др. Данное перераспределение гарантирует социальную стабильность в обществе.

Примером действия распределительной функции являются акцизы. Этот вид налогов устанавливается лишь на некоторые виды товаров, которые имеют статус предметов роскоши. Также примером реализации распределительной функции выступает и механизм прогрессивного налогообложения, в котором величина налоговых ставок возрастает вместе с ростом величины доходов налогоплательщика.

Стимулирующая – использование этой функции помогает оказать поддержку в развитии тех или иных направлений в экономике. Ее использование связано с применением льгот и освобождений. В современной российской налоговой системе содержится большое число льгот для различных физических и юридических лиц, такие как понижение налоговых ставок, целевые налоговые льготы, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков и др.

  • Дестимулирующая – функция, обратная стимулирующей. Ее применение связано с установлением через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо неблагоприятных экономических процессов. Как правило, эта функция реализуется через повышение налоговых ставок.
  • Задай вопрос специалистам и получи
    ответ уже через 15 минут!

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector