Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
43 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социально регулируемый рынок это

Д) Социальное регулирование рыночной экономики

Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остро дискуссионным вопросом экономической науки.

Современная экономика является «социально-рыночной» («смешанной»).

Это значит, что неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая другая нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может выполнить только государство («правительство») – институт, представляющий все общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая ее рыночную природу, в то же время обеспечили бы максимальную социальную эффективность рыночной экономики.

Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:

  1. минимизацию неизбежных процессов;
  2. создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
  3. обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Для достижения названных целей современное государство располагает мощными средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику.

Особым направлением в государственным регулирования рыночной экономики является защита отдельных социальных групп. В такой защите нуждаются практически все рыночные субъекты, включая и предпринимателей, которым должна быть, гарантирована неприкосновенность их собственности, право на свободное распоряжение доходами и возможность предпринимательства в любой сфере рыночной экономики.

В развитой рыночной экономике приоритетными являются следующие направления социальной защиты:

1. Гарантия минимума заработной платы. Такая гарантия имеет исключительное социальное значение, поскольку образует обязательную во всех сферах базу оплаты труда и пересчета уровня пенсий и пособий. Регулярный пересмотр размера минимальной заработной платы составляет основной элемент государственной «политики доходов».

2. Обеспечение занятости. Важной функцией государства в рыночной экономике является создание условий для реализации способностей к труду с целью получения трудовых и предпринимательских доходов.

К таким условиям относятся:

— свободный выбор профессии, сферы и места трудовой деятельности;

— получение желаемого уровня общего и специального образования;

— материальная поддержка и переобучение временно не занятых в производстве лиц трудоспособного возраста (безработных).

Главной целью правительства в сфере занятости является поддержка «естественного уровня» безработицы (не более 4 – 5% от численности экономически активного населения). Для этого, в частности, используются налоговые льготы предприятиям, увеличивающим число рабочих мест, регулируется въезд иностранных рабочих, организуются биржи труда и т.д.

3. Индексация фиксированных доходов, т.е. частичное возмещение государством денежных потерь населения в результате инфляционного роста цен на потребительские товары. Такое возмещение достигается пересчетом фиксированных доходов, в соответствии с индексом розничных цен. Следует иметь в виду, что индекс цен при этом охватывает не все товары и услуги, а только входящие в минимальный потребительский бюджет («прожиточный минимум»). Номинальная компенсация фиксированных доходов в государственном секторе происходит за счет государственного бюджета, а в частном бизнесе — за счет предпринимательской прибыли. Индексации подлежат также сбережения населения в банках, государственные облигации.

Социально регулируемый рынок это

Государственное регулирование рынка Нерегулируемые рынки – это такое состояние ры

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по экономике. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по экономике — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Государство как один из ведущих субъектов рынка стремится законодательно урегулировать конкуре

Регулируемые рынки

Регулируемые рынки – это такое состояние рынка, когда протекающие в его рамках процессы полностью или частично подвергаются внешнему управлению и регулированию.

Внешним источником регулирования выступает государство или уполномоченные им на это органы. Методом для регулирования является государственное регулирование рынка – система методов нормативно-правового, административного и экономического регулирования рынка, осуществляемая уполномоченными государством органами.

Неспособность в некоторых ситуациях рынка к саморегуляции вызывает объективную необходимость государственного регулирования (например, в области производства общественных благ, регулирования занятости, финансово-кредитной сферы). Объяснение в потребности внешнего регулирования рынка связано в основном с тем, что многие кризисы рынка могут быть урегулированы только при вмешательстве государства.

Читать еще:  Рынок недвижимости это

Объемы, масштабы и эффективность регулирования непосредственным образом связаны с тем, на каком уровне развития находится рынок. На настоящий момент государственное регулирование входит в процесс воспроизводства национальной экономики.

В зависимости от конкретной ситуации на рынке трансформируются и задачи государственного регулирования. Обычно к ним относятся создание условий устойчивого экономического роста, снижение объемов безработицы, инициирование структурной трансформации рынка, создание системы защиты национального производителя и стимулирование экспорта товаров.

Объектами государственного регулирования рынка являются конкретные проблемы, которые возникли или могут сформироваться в процессе функционирования рынка, несущие существенный ущерб уровню жизни населения и экономическому росту.

Основными точками государственного регулирования рынка являются:

1) экономические циклы;

2) структура рынка;

3) обращение и накопление капитала;

4) регулирование уровня занятости;

5) денежно-кредитная сфера рынка;

8) распределение и перераспределение доходов населения и национального богатства;

10) внешнеэкономические отношения.

В хозяйственной практике ни одной страны невозможно встретить исключительно регулируемый или нерегулируемый рынок. Как показывает опыт, только разумное совмещение элементов свободного рынка и государственного регулирования позволяет стимулировать устойчивый экономический рост и стабильность национальной экономики.

Похожие вопросы

  • Экономика — Регулируемыерынки
    Регулируемыерынки – это такое состояние рынка, когда протекающие в его рамках процессы полностью или частично подвергаются внешнему управлению и регулированию.
  • Экономика — Нерегулируемые рынки.
    Регулируемыерынки – это такое состояние рынка, когда протекающие в его рамках процессы полнос. Нерегулируемые рынки. Государственное регулирование рынка.
  • Экономика — Монополия и конкуренция в российской экономике
    Регулируемыерынки – это такое состояние рынка, когда протекающие в его рамках процессы полнос.
  • Шпаргалки по экономике
    Регулируемыерынки – это такое состояние рынка, когда протекающие в его рамках процессы полностью ил. подробнее ».
  • Шпаргалки по экономике
    Регулируемыерынки – это такое состояние рынка, когда протекающие в его рамках процессы полностью ил. подробнее ».
  • Экономическая теория — Рынок: сущность, функции.
    Рынок: сущность, функции. Первоначально рынок рассматривался как базар –место рыночной торговли.
    Регулируемыйрынок подчиненный особому порядку, когда гос-во стремится.
  • Экономика предприятия — Виды цен
    Регулируемая цена складывается на рынке в процессе прямого го- сударственного воздействия. Регулируемые цены по условиям их формирования подразделяются на фик.
  • Экономическая теория — Виды цен
    Регулируемая цена складывается на рынке в процессе прямого го- сударственного воздействия. Регулируемые цены по условиям их формирования подразделяются на фик.
  • Коммерческая деятельность — Частное, коллективное, государственное.
    . с его стороны, обеспечении с его помощью выхода на новые внутренние и внешние рынки.
    Государство может регулироватьрыночные отношения только тогда, когда в его руках.
  • Шпаргалки по экономике
    Регулируемыерынки – это такое состояние рынка, когда протекающие в его рамках процессы полностью ил. подробнее ».

найдено похожих страниц:10

Регулируемый рынок

Некоторые исследователи рыночных отношений до сих пор заявляют о недопустимости даже термина «регулируемый рынок» на том основании, что рынок якобы только саморегулирующая система и ни в каких регулирующих механизмах не нуждается. В практике хозяйствования, руководствуясь таким пониманием, делается всё необходимое, чтоб рынок был свободен от вмешательства кого бы то ни было.

В ответ таким представлениям о рынке, сразу же следует заметить, что здесь речь идёт всё-таки не о свободе «свободного рынка», а о требовании стихийного рынка. «Свободный рынок» и «стихийный рынок» — это разные рынки. Философские категории «свободы» и «стихийности» путать не следует. Онтологически свобода может быть и стихийной, и сознательно регулируемой. И если приверженцы свободного рынка настаивают именно на свободном рынке, то они должны понимать, что любая степень свободы находится под контролем общества. В чистом виде стихийности в обществе, в отличие от стихийности природы, не существует. Общество складывается из действий homo sapiens, а не из бессознательных существ. Поэтому постановка проблемы абсолютно свободного или стихийного рынка сама по себе абсурдна. Именно понимание этих обстоятельств дало основание профессору Дж. Гэлбрейту (институционалист) ещё сорок лет назад заявить, что сегодня не может быть свободного рынка времён Адама Смита, и кто призывает к этому, тот — «человек с психическим заболеванием клинического характера».

Читать еще:  Как заработать на бинарных опционах новичку

Если отбросить исключительно схоластическую дискуссию о так называемом свободном рынке, то в практике хозяйствования можно увидеть разную степень свободы в действиях социально-экономических субъектов рынка и разную степень регулирования рыночных отношений со стороны государства. Именно государство является регулирующим центром. Сам по себе рынок регулирующих центров не имеет, и иметь не может. Во времена А. Смита, когда свобода действий рыночных субъектов была наивысшей в сравнении с последующими временами, Смит регулирующий центр назвал «невидимой рукой». Такой рынок действительно является не только свободным, но и стихийным. Он был возможен и необходим только при простом товарном производстве, когда товаропроизводители, как субъекты экономики, имели равные возможности. Исторически этот период совпал с рабовладением, феодализмом и ранней стадией капитализма. Как только равные возможности уходят в прошлое, рынок перестаёт быть свободным.

Основания для исчезновения или сужения свободы рынка формируются по объективным и субъективным причинам. Объективные (имманентные) причины появляются в результате концентрации капиталистического производства и возникновения крупных, по сравнению с простыми товаропроизводителями, собственников. Здесь начинают действовать законы диалектики. Когда какое-то явление становится безраздельно господствующим, оно обязательно превращается в свою противоположность — полная свобода трансформируется в частичную, а затем и в полную несвободу. Крупные и крупнейшие собственники насильственными методами начинают расширять свои свободы и ограничивать свободу большей части товаропроизводителей и продавцов. Призывы к «свободному рынку» с этих пор становятся мощным средством защиты экономических, политических и идеологических интересов крупных и крупнейших капиталистов. Никто же не станет отрицать, что буржуазные собственники подразделяются на несколько групп, а фактически классов — крупных, средних, мелких и мельчайших. Можно ли в этих условиях говорить о свободном рынке для огромной армии предпринимателей, кроме финансовых магнатов, господствующих в экономике и политике? Для средних, мелких и мельчайших собственников свобода прописывается размером их банковских счетов.

Субъективные (внешние) причины ограничений на рынке проистекают из факта существования государства, которое берёт на себя регулирующие функции. Всякая постановка и обсуждение проблем регулируемого рынка без характеристики практической роли государства превращается в бессмысленную тарабарщину. Регулируемый рынок предполагает знание регулятора.

Настаивая на отмирании свободного рынка и руководствуясь принципами материалистической диалектики, необходимо со всей категоричностью отметить, что элементы и проявления свободного рынка никогда не будут вытеснены из рыночной системы, пока она существует. В обществе никогда ничто не исчезает бесследно, и находит своё проявление либо непосредственно в изменённых количествах, либо сосуществует в превращённых формах. В современных капиталистических экономиках свободный рынок в значительной степени характерен для малого бизнеса. В центрально управляемых экономиках всегда присутствует определённая свобода производителей благ, их продавцов, покупателей и потребителей. Более того. Следует сказать, что чрезмерная централизация рынка — это определённая степень не только свободы, но даже стихийности. Причина этого заключена в смешении регулирующего центра в сторону субъективных факторов и произвола субъектов, наделённых контрольными функциями.

СПОСОБЫ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА

Во всех развитых рыночных экономиках независимо от господствующих доктрин экономической политики и национальных особенностей значительные ресурсы выделяются на социальное регулирование. Доля расходов на эти цели постоянно возрастала на протяжении 50—70-х гг.

Социальное регулирование обеспечивается не только государственными расходами, но и правовыми нормами, задающими для рыночного хозяйства определенные социальные рамки (например, законодательное ограничение продолжительности рабочего дня, установление минимума оплаты труда, регулирование условий труда, введение обязательных взносов нанимателей и работников в фонды социального страхования).

Совокупность такого рода норм, подкрепляемых существенными социальными расходами государства (на образование, здравоохранение, поощрение создания новых рабочих мест, выплату пенсий, стипендий, разнообразных пособий), обеспечила формирование «государства всеобщего благосостояния». Помимо общего высокого уровня доходов, обусловленного высоким уровнем экономического развития в целом, эта система способствовала и некоторому выравниванию доходов наиболее и наименее обеспеченных слоев населения. Сложилось так называемое «общество двух третей», где примерно 2 /з населения имели вполне приемлемые доходы, а участь той V3, которым таких доходов не досталось, смягчалась социальной помощью государства. Уровень дифференциации доходов в странах с развитой рыночной экономикой значительно ниже, нежели в развивающихся странах.

В конце 70-х — 80-е гт. концепция «государства всеобщего благосостояния» подвергалась значительной критике. Указывалось, что высокий уровень социальной помощи ослабляет индивидуальные стимулы к самостоятельному поиску надежных источников средств существования, ведет к устойчивой маргинализации слоя людей, опирающихся преимущественно на социальную помощь. Например, подчеркивалось, что высокий уровень пособий по безработице не создает стимулов к активному поиску новой работы и ведет к образованию слоя людей, предпочитающих жить за счет государственной благотворительности. C другой стороны, высокий уровень социальных расходов обеспечивается за счет высокого уровня налогообложения бизнеса, что притупляет стимулы к эффективной предпринимательской деятельности.

Читать еще:  Как заработать на опционах бинарных

Однако повернуть процессы развития социального регулирования рынка вспять в общем не удалось. Правда, повсеместно произошло ужесточение условий предоставления социальных пособий, с тем чтобы сделать социальную поддержку более адресной. Это привело к усилению бюрократического контроля государственных органов, ведающих социальной помощью, над личной жизнью тех, кто принадлежит к наиболее уязвимым слоям общества. Была несколько смягчена прогрессивная шкала налогообложения личных доходов.

Попытки нового натиска на социальные расходы отмечались в 90-е гг., когда с исчезновением СССР отпал важный фактор, в свое время подталкивавший развитые капиталистические государства к введению государственных программ социальной помощи. Тем не менее и этот натиск, столкнувшись с серьезным противодействием (например, массовые акции протеста во Франции в 1995 г. и в Италии на рубеже тысячелетия), не имел далеко идущих последствий. Демонтажа «государства всеобщего благосостояния» пока не произошло, хотя попытки в этом направлении продолжаются.

В настоящее время в развитых капиталистических странах сложилась разветвленная система социального регулирования. В нее входят:

• политика доходов, включая:

— минимальные ставки оплаты труда;

— регулирование уровня пенсий и социальных пособий;

• система коллективных договоров;

• политика занятости, включая:

— стимулирование создания рабочих мест;

— субсидирование переподготовки кадров;

— информационное обслуживание рынка труда;

• система государственного пенсионного обеспечения и социального страхования;

• система государственных социальных пособий социально уязвимым группам населения;

• субсидирование образования и здравоохранения.

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

• Новая экономика (неоэкономика)

• Новое качество рынка

• Совмещение производства и потребления

• Рынок интеллектуальных продуктов

• Государственное регулирование рынка

• Общественное регулирование рынка

• Неправительственные организации как субъекты регулирования рынка

• Участие работников в собственности

• Гибкая организация рабочего времени

• Социальное регулирование рынка

1. Структурируйте основные изменения, происходящие в экономических отношениях и институтах в развитых рыночных экономиках под влиянием постиндустриальных тенденций.

2. Какое содержание вкладывается зарубежными и отечественными авторами в понятие «неоэкономика»?

3. Можно ли считать, что развитые рыночные экономики уже вступили в постиндустриальную эпоху? Аргументируйте ответ.

4. Каковы общие черты способов координации, характерных для развитых рыночных экономик?

5. Какие изменения претерпевают рыночные отношения и институты в развитых рыночных экономиках под влиянием постиндустриальных тенденций?

6. Какие изменения претерпевает государственное и общественное регулирование в развитых рыночных экономиках под влиянием постиндустриальных тенденций?

7. Выделите основные изменения, которые претерпевают отношения собственности в развитых рыночных экономиках под влиянием постиндустриальных тенденций.

8. Как влияет участие работников в собственности и управлении на функционирование развитых рыночных экономических систем? В какой мере и почему развиваются эти институты?

9. В какой мере и почему в развитых рыночных экономиках под влиянием постиндустриальных тенденций усиливается ориентация на преимущественное использование «человеческого капитала»?

10. Какие изменения претерпевают трудовые отношения и институты в развитых рыночных экономиках под влиянием постиндустриальных тенденций?

11. Систематизируйте основные способы и виды социального регулирования экономики, характерные для развитых рыночных систем.

1. Трактовки понятия «неоэкономика» в современной отечественной и зарубежной литературе и его использование в компаративных экономических исследованиях.

2. Противоречия и перспективы использования сетевых форм экономической организации в развитых рыночных системах.

3. Проблемы выделения нового системного качества класса развитых рыночных экономик в условиях развития постиндустриальных тенденций.

4. Соотношение рыночных и нерыночных форм в производстве и распределении интеллектуальных продуктов.

5. Изменения в государственном регулировании развитых рыночных экономик, происходящие под влиянием постиндустриальных тенденций.

6. Специфика общественного регулирования в развитых рыночных экономиках.

7. Дискуссии о мере государственного и общественного регулирования в развитых рыночных экономиках.

8. Дискуссии о тенденциях социализации — приватизации в развитии собственности в развитых рыночных экономиках.

9. Новые формы организации труда и распределения, возникающие в развитых рыночных экономиках под влиянием постиндустриальных тенденций.

10. Дискуссии о мере и способах социального регулирования в развитых рыночных экономиках.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector