Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рынок труда организации

Рынок труда предприятия (организации)

В настоящее время в странах с развитой рыночной эконо­микой в рамках национальной экономики существуют два взаимосвязанных, взаимообусловленных и непрерывно взаимо­действующих рынка труда – внутренний и внешний.

Внутренний рынок труда – это рынок, функционирующий в рамках крупных предприятий (фирм, корпораций, концернов). Его можно назвать также внутрифирменным рынком труда. Формально собственный рынок труда может иметь любое предприятие, где есть профсоюз, действующий в интересах трудового коллектива при решении жизненно важных для него вопросов, включая вопросы занятости и безработицы. Однако главная роль принадлежит все-таки крупным предприятиям и фирмам. Именно они выступают в качестве материальной, тер­риториальной и организационной основы формирования и функционирования внутренних рынков труда. Следовательно, «внутренний рынок»– это понятие собирательное, так как в действительности существует не один, а множество внутренних рынков. Собственный внутренний рынок имеет каждое сравни­тельно крупное предприятие или фирма.

Внутренние рынки труда – это относительно обособлен­ные рынки, замкнутые границами предприятий и фирм, в ко­торых они функционируют. Общее для них – само содержа­ние рынка труда как экономической категории, а именно, купля-продажа рабочей силы. Вместе с тем каждый из них ав­тономен, имеет свою специфику, свои «правила игры», свои стандарты найма и увольнения работников, оплаты труда, профессиональной внутрифирменной подготовки работников; свои обычаи и нормы поведения, зачастую неписаные, но не­укоснительно соблюдаемые.

Рассмотрим функционирование внутренних рынков с точки зрения основного содержания самого понятия «рынок труда» – продажи и купли товара рабочая сила. Наемные работники, за­нятые на предприятиях данной фирмы, продают свою рабочую силу на внутрифирменном рынке труда, на наш взгляд, не ежедневно, не непрерывно, а лишь с наступлением срока заключе­ния нового коллективного договора (соглашения) между профсоюзом, объединяющим данный трудовой коллектив, и хозяе­вами фирмы – работодателями, покупателями рабочей силы.

Таким образом одним из важнейших направлений формирования рыночных отношений – является их развитие на микроуровне или на внутреннем рынке труда (внутри предприятия).

Часто при появлении сверхурочных работ или замещении вакантной должности работодатель решает проблему выбора между уже нанятым работником и человеком со стороны. И при прочих равных условиях работодателю представляется предпочтительнее привлекать уже нанятого работника. В пользу данного решения говорят следующие положения:

– знание важнейших характеристик трудового поведения, способностей и возможностей работника;

– минимальный риск допустить ошибку при замещении вакансий;

– создание стимула для продвижения своих работников;

– незначительные затраты на привлечение;

– знание претендентом данного предприятия;

– предоставление шансов для роста;

– повышение привязанности к предприятию;

– освобождение вакансий для более молодых работников;

– снижение потерь работодателя из-за отсутствия работников на более важных должностях, замена их не столь существенными потерями из-за отсутствия работников на менее значимых должностях;

– возможность более быстрого заполнения вакансий;

– снижение издержек поиска, привлечения и отбора работников, поскольку в этом случае приходится искать людей для замещения не столь ответственных и значимых должностей.

При этом часто и работник на протяжении всей своей трудовой деятельности достаточ­но долго работает на одном и том же предприятии, переходит по различным причинам на новые рабочие мес­та и не ищет работы на стороне. Это связано со следующими причинами:

– относительная независимость от конкуренции;

– знание трудового процесса и коллектива;

– стабильность заработной платы;

– возможность продвижения по служебной лестнице внутри предприятия;

– затраты на поиск нового места работы.

То есть при прочих равных условиях и наемному работнику представляется предпочтительным предлагать свои услуги работодателю, прилагать усилия к продвижению в пределах предприятия, нежели искать работу на стороне.

Читать еще:  Государственное воздействие на политический рынок

Необходимо учитывать и экономию на так называемых трансакционных издержках на рынке труда. Это издержки на найм и увольнение, на информацию о вакансиях и работниках, на поиск работы и на мобильность, на отбор кандидатов, на контроль за выполнением трудового соглашения.

Итак, в пределах большинства предприятий (организаций) форми­руется относительно обособленная подсистема рынка труда, для анализа которой в экономической литературе используется тер­мин «внутренний рынок труда» (ВРТ).Внутренний рынок труда – это система социально-трудовых отношений, связанных рамками одного предприятия (организации), внутри которой назначение заработной платы работников и их размещение определяется административными правилами и процедурами.

Среди причин образования и формирования внутренних рынков труда выделяют следующие:

– специальная профессиональная подготовка, квалификация работников, которая связана с особенностями применения технологий и существующих рабочих мест;

– несовершенство информации о возможной производительности потенциального работника;

– профессиональная подготовка на рабочем месте, характеризующаяся неформальным обучением в процессе работы.

Внутренние рынки труда раз­личных предприятий изолированы друг от друга, но вместе с тем характеризуются общими особенностями:

1) внутренний рынок труда имеет иерархическую структуру, в которой можно выделить ряд уровней. Процессы, характеризующие функционирование внутреннего рынка труда, показаны на рис. 8;

2) работник, как правило, сначала попадает на один из нижних уровней внутреннего рынка труда, а затем продвигается на более высокие уровни. Примеры движения работников в рамках внутреннего рынка труда показаны на рис. 9;

3) находящиеся на внутреннем рынке труда работники в значительной степени защищены от колебаний заработной платы и угрозы безработицы.

Специфика внутреннего рынка труда определяется тем, что существует:

– относительная независимость ставки заработной платы работников от соотношения спроса и предложения на внешнем рынке труда;

– относительная независимость работников от внешней конку­ренции;

– сравнительно малое число агентов на рынке;

– большая значимость административных методов регулирова­ния;

– положительная зависимость между заработной платой и временем работы на предприятии как выражение системы оплаты труда в соответствии с возрастом и положением работника;

– быстрое перемещение работников с малыми издержками;

–установление долгосрочных взаимоотношений между работодателем и

Организация рынка труда;

Рынок труда и зарплата.

Особенности спроса и предложения на рынках ресурсов.

Рыночная цена на ресурсы образуется в результате взаимодействия спроса и предложения. Особенности спроса на ресурсы:

· Спрос на ресурсы носит производный характер, то есть зависит от спроса на конечные товары.

· Поскольку для фирм покупка ресурсов представляет издержки, а целью фирмы является прибыль, то для максимизации прибыли спрос на ресурсы растёт до тех пор, пока обеспечивается пропорция, при которой предельный денежный продукт от применения ресурсов равен цене соответствующего ресурса.

· На предложение ресурсов на каждом из рынков влияют разные факторы – например, на рынке труда – демографический фактор, на рынке земли – ограниченность земель сельскохозяйственного назначения.

Рынок труда – это форма организации наёмного труда. Этот рынок выполняет ряд важных функций:

· Оценивает полезность различных видов труда.

· Стимулирует профессиональную подвижность работников.

· Распределяет работников по отраслям и регионам в соответствии со спросом и предложением.

Очень важный вопрос – « что является товаром на рынке: труд или услуги труда?» Скорее всего, именно услуги труда.

Условия развития рынка труда:

· Личная свобода наёмного работника.

· Право работодателя выбирать работников и увольнять их.

· Договор о найме как основная форма регулирования отношений на рынке.

Читать еще:  Рынок акций германии

Механизм организации рынка труда включает: спрос, предложение, конкуренцию и цену услуги труда (зарплату).

Особое значение на рынке труда имеют отношения найма. В договоре найма прежде всего определяются: характер и условия труда; размер и форма оплаты труда; социальные гарантии работнику.

Спрос на труд – объём услуг, который производители готовы приобрести при существующих ценах на услуги труда.

во-первых, производный характер, то есть зависит от спроса на конечную продукцию; во-вторых, наём дополнительных работников происходит до тех пор, пока приносимый ими доход больше или равен той зарплате, которую им платят. Иными словами, предельный продукт (МРl), создаваемый работником, больше или равен зарплате (W), точнее, стоимости предельного продукта: (V MPl) ≥ W.

На спрос влияют: цена (зарплата) и неценовые факторы (спрос на конечные продукты; цены на другие ресурсы, которые могут заменить труд; политика фирмы; политика государства).

Предложение труда – объём услуг труда, который домохозяйства готовы предложить на рынке труда. Предложение на рынке руда зависит от цены и от неценовых факторов, например, от размера трудовых ресурсов; от миграции населения; от предпочтений в разделении труда и досуга на уровне индивидуального предложения.

Определённое значение на рынке руда имеет тип сложившейся там конкуренции. В классическом виде сегодня трудно найти рынок свободной конкуренции, хотя есть рынки, приближающиеся к данной модели. В то же время часто встречаются рынки труда, где существует несовершенная конкуренция. Главные причины этого:

· Наличие одного покупателя услуг труда (рынок монополии).

Организация рынка труда;

Рынок труда и зарплата.

Особенности спроса и предложения на рынках ресурсов.

Рыночная цена на ресурсы образуется в результате взаимодействия спроса и предложения. Особенности спроса на ресурсы:

· Спрос на ресурсы носит производный характер, то есть зависит от спроса на конечные товары.

· Поскольку для фирм покупка ресурсов представляет издержки, а целью фирмы является прибыль, то для максимизации прибыли спрос на ресурсы растёт до тех пор, пока обеспечивается пропорция, при которой предельный денежный продукт от применения ресурсов равен цене соответствующего ресурса.

· На предложение ресурсов на каждом из рынков влияют разные факторы – например, на рынке труда – демографический фактор, на рынке земли – ограниченность земель сельскохозяйственного назначения.

Рынок труда – это форма организации наёмного труда. Этот рынок выполняет ряд важных функций:

· Оценивает полезность различных видов труда.

· Стимулирует профессиональную подвижность работников.

· Распределяет работников по отраслям и регионам в соответствии со спросом и предложением.

Очень важный вопрос – « что является товаром на рынке: труд или услуги труда?» Скорее всего, именно услуги труда.

Условия развития рынка труда:

· Личная свобода наёмного работника.

· Право работодателя выбирать работников и увольнять их.

· Договор о найме как основная форма регулирования отношений на рынке.

Механизм организации рынка труда включает: спрос, предложение, конкуренцию и цену услуги труда (зарплату).

Особое значение на рынке труда имеют отношения найма. В договоре найма прежде всего определяются: характер и условия труда; размер и форма оплаты труда; социальные гарантии работнику.

Спрос на труд – объём услуг, который производители готовы приобрести при существующих ценах на услуги труда.

во-первых, производный характер, то есть зависит от спроса на конечную продукцию; во-вторых, наём дополнительных работников происходит до тех пор, пока приносимый ими доход больше или равен той зарплате, которую им платят. Иными словами, предельный продукт (МРl), создаваемый работником, больше или равен зарплате (W), точнее, стоимости предельного продукта: (V MPl) ≥ W.

Читать еще:  Рынок спот это

На спрос влияют: цена (зарплата) и неценовые факторы (спрос на конечные продукты; цены на другие ресурсы, которые могут заменить труд; политика фирмы; политика государства).

Предложение труда – объём услуг труда, который домохозяйства готовы предложить на рынке труда. Предложение на рынке руда зависит от цены и от неценовых факторов, например, от размера трудовых ресурсов; от миграции населения; от предпочтений в разделении труда и досуга на уровне индивидуального предложения.

Определённое значение на рынке руда имеет тип сложившейся там конкуренции. В классическом виде сегодня трудно найти рынок свободной конкуренции, хотя есть рынки, приближающиеся к данной модели. В то же время часто встречаются рынки труда, где существует несовершенная конкуренция. Главные причины этого:

· Наличие одного покупателя услуг труда (рынок монополии).

3. Рынок труда

Рынок труда – способы, общественные механизмы и организации, позволяющие людям найти работу по своим способностям и навыкам, а работодателям – нанять работников, которые им необходимы для организации коммерческой или иной деятельности.

Элементы структуры рынка труда:

1) государственная политика в области занятости и безработицы; система подготовки кадров; система найма, контрактная система;

2) фонд поддержки безработных; система переподготовки и переквалификации; биржи труда;

3) правовое регулирование занятости.

На рынке труда встречаются продавец и покупатель. Продавцы – это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели – трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых работников. Он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

Национальный рынок труда охватывает все общественное производство – через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально-квалификационного состава, но и определенных культурных и трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.

На рынке труда реализуется возможность:

1) свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.);

2) найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;

3) независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально-квалификационными группами;

4) свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты.

Через рынок труда проходят три взаимосвязанных эволюционных потока – развитие экономики (материально-технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.

Конечные цели рынка труда:

1) удовлетворение профессионально-трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами;

2) достижение максимально полной и минимально прерывной занятости с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т. п.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector