Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рынок регулирует экономические процессы с помощью

Влияние государства на рыночные процессы с помощью регулирования цен

Равновесные цены, установившиеся на рынке на определенный момент, в силу разных обстоятельств не всегда устраивают общество.

В этом случае государство может устанавливать фиксированные цены, которые могут быть как ниже, так и выше равновесных рыночных цен.

Причинами такого вмешательства обычно выступают социальные проблемы – неравенство в доходах, низкий уровень жизни населения, ограниченный доступ к потребительским благам и т. п. Поэтому чаще всего государственное вмешательство в рыночное ценообразование сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия спроса и предложения.

Последствия контроля над ценами, особенно при длительном их применении, имеют отрицательный эффект как в социальной, так и экономической сфере. Контроль над ценами приводит к сокращению производства, нехватке товаров, товарному дефициту. Покупатели такого «регулируемого» товара сталкиваются с нормированием его распределения теперь уже неценовыми методами: карточки, очереди, списки и др.

Возникают теневые рынки, где дефицитные товары продаются по более высоким ценам и, соответственно, становятся еще более недоступными для социально незащищенных групп населения. Кроме того, теневые структуры, не платя налоги государству, реально сокращают возможности для социальной защиты населения и бюджетных отраслей, таким образом, число неплатежных граждан будет увеличиваться.

С другой стороны, продавцы, не удовлетворенные низкой государственной ценой, готовы пойти на дополнительные издержки по производству дефицитного товара и обеспечить необходимую поддержку властей (подкуп государственных служащих, работников правоохранительных органов и т. д.), что в свою очередь способствует развитию теневой экономики.

Выводы

1. Рыночная цена считается ценой равновесия тогда, когда она определяет тот уровень, при котором продавец еще согласен продать, а покупатель уже согласен купить товар. Графически состояние равновесия на рынке конкретного товара можно представить, совместив кривые спроса и предложения на одном рисунке. Точка пересечения кривых – это точка равновесия спроса и предложения.

2. При отклонении от состояния равновесия, т. е. при наличии дефицита или излишков товаров на рынке, уравновешивающую роль выполняет цена, стимулируя рост предложения при дефиците и сдерживая его при затоваривании.

Возможны следующие варианты изменения равновесной цены:

1) увеличение спроса вызывает рост равновесной цены и равновесного количества товаров;

2) уменьшение спроса вызывает падение и равновесной цены, и равновесного количества товаров;

3) увеличение предложения влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товаров;

4) сокращение предложения влечет за собой увеличение равновесной цены и уменьшение равновесного количества товаров;

5) одним из рычагов регулирования рыночной системы выступают налоги. Такое регулирование не нарушает принципов формирования равновесной цены по законам спроса и предложения, не изменяет условий протекания рыночных процессов и не ограничивает свободы действий рыночных субъектов;

6) вмешательство государства в рыночное ценообразование путем установления фиксированных цен затрагивает само действие рыночных механизмов, изменяя процесс достижения равновесия. Последствия контроля над ценами, особенно при длительном их применении, имеют отрицательный эффект как в социальной, так и экономической сфере.

Тема 5
Эластичность спроса и предложения

6.1 Рынок: сущность, роль, функции и структура

Рынок: сущность, роль, функции и структура

В становлении рыночного хозяйства можно выделить ряд ступеней: обмен, товарное обращение, рынок.

Наличие общественного разделения труда приводит к необходимости возникновения обмена деятельностью и продуктами труда. В этом смысле обмен есть экономическая категория, присущая всем экономическим эпохам. Наиболее типичной формой обмена является бартер.

Между понятиями «обмен» и «товарное обращение» есть различия.

Товарное обращение – это товарный обмен, опосредованный деньгами (Т-Д-Т).

Как видно, товарное обращение связано с денежным обращением и предполагает наличие развитой денежной системы.

Однако на протяжении многих столетий товарное обращение оставалось спорадическим (редким) явлением.

И лишь когда оно приобретает всеобщий характер, можно говорить об утверждении системы рынка. Это случилось 6–7 тыс. лет назад.

Вывод: рынок есть результат естественноисторического процесса развития товарного производства, обусловленный общественным разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования.

Первоначально рынком называли место, где люди обменивались товарами и услугами. Как правило, это были городские площади: «чрево» Лондона, «чрево» Парижа и т. п.

По мере развития товарного производства развивается и усложняется как сам рынок, так и его понимание экономистами.

Рынок многогранен, поэтому изучать его можно с разных сторон. Именно этим объясняется наличие в экономической литературе множества определений рынка.

С точки зрения купли-продажи рынок рассматривается как сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя.

С точки зрения организации экономики рынок называют общественной формой функционирования экономики.

С позиции участников рынка его определяют как форму общественной связи между субъектами хозяйствования.

В качестве обобщения можно сказать, что

рынок – это система организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

Сущность рынка реализуется через его функции. К основным функциям рынка относятся:

Информационная функция рынка очень важна, так как она дает возможность провести анализ различного рода экономических показателей: уровня цен, процентной ставки, доходности, средней заработной платы и т. д. Получение такого рода информации позволяет предпринимателям эффективно организовать бизнес и перестроить структуру производства.

Регулирующая роль состоит в том, что через рынок осуществляется регулирование общественного производства, т. е. решаются проблемы, что производить, как производить, для кого производить.

Суть посреднической функции такова: через рынок устанавливается связь производителей и потребителей. Каждый участник рынка является одновременно и покупателем и продавцом. Он покупает необходимые ему для жизни или собственного производства товары, а продает на рынке либо произведенную продукцию, либо имущество, либо рабочую силу.

Значение стимулирующей функции в том, что через рынок происходит учет затрат на производство продукции. Рынок определяет не только то, что нужно произвести, но и то, на какие затраты общество может пойти, чтобы получить данную продукцию. Если затраты очень высоки, то ее не смогут купить и в дальнейшем она не будет производиться. Следовательно, на рынок поступает только та продукция, которая может быть раскуплена по ценам, покрывающим издержки.

Читать еще:  Уроки торговли на бинарных опционах

Важнейшей функцией рынка является ценообразующая. Цена колеблется под влиянием спроса и предложения. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то снижается цена, а следовательно, производство и предложение данного товара. Напротив, высокие цены будут стимулировать производство, рост которого станет продолжаться до тех пор, пока не наступит равновесие между спросом и предложением и как следствие этого – равновесная цена.

Суть контролирующей функции состоит в том, что рынок дифференцирует производителей. В процессе конкуренции выживает только та фирма, у которой затраты на производство продукции меньше рыночной цены. В этом случае фирма получит прибыль. Если затраты выше цены, то она понесет убытки. Дифференциация производителей, следовательно, означает развитие эффективных фирм и разорение неэффективных.

Рынок имеет достоинства и недостатки.

Положительными чертами являются:

гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям;

оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и повышения прибыли;

независимость производителей и потребителей в принятии решений, заключении сделок и т. д.;

способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и высокого качества.

Негативные стороны рынка касаются главным образом социальной сферы:

рынок не гарантирует права на труд и доход, более того, рыночная система воспроизводит существенное неравенство;

рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (спорт, образование, здравоохранение и т. п.);

рынок ориентирован не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.

Выводы

Рынок является наиболее эффективной формой организации экономики, но он не всегда и не во всем способен обеспечить саморегулирование и равновесие экономической системы.

Несовершенство рынка должно компенсироваться соответствующими функциями государства.

Главной задачей государства в условиях рынка является создание общественных институтов, т. е. набора правил, регламентирующих взаимоотношения всех субъектов рыночной экономики.

Создание благоприятной институциональной среды – это трудный и длительный процесс. Западу для этого потребовалось более 500 лет.

Рынок имеет определенную структуру.

Структура рынка – это внутреннее строение его отдельных элементов.

Структуру рынка классифицируют по разным критериям, важнейшими из которых являются следующие.

По экономическому назначению выделяют рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый рынок.

По географическому положению различают местный, региональный, национальный и мировой рынки.

По степени ограничения конкуренции называют рынки: монополистический, олигополистический, свободный, смешанный.

По отраслям различают рынки: автомобильный, зерновой и т. п.

По характеру продаж – оптовый, розничный и рынки государственных закупок продукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами – фирмы, АО и т. д.

По месту создания продукта – внутренний и внешний.

Основные виды рынков подразделяются на различные рыночные сегменты.

Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования.

Сегментацию рынка проводят, беря за основу классификации разные факторы. К ним относятся:

Географические, учитывающие различия регионов (Север, Урал, Сибирь и т. д.); плотность населения (город, пригород, деревня); климатические условия (континентальные, морские и т. д.). Естественно, что спрос на один и тот же товар (скажем, зимнюю одежду) в каждом из этих регионов будет отличаться от других.

Демографические, учитывающие пол, возраст, размер семьи, уровень образования, сферу деятельности и пр.

Психографические, учитывающие стиль жизни и социальный состав населения.

Поведенческие, учитывающие спонтанный характер приобретения товара.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

6.1 Рынок: сущность, роль, функции и структура

Рынок: сущность, роль, функции и структура

В становлении рыночного хозяйства можно выделить ряд ступеней: обмен, товарное обращение, рынок.

Наличие общественного разделения труда приводит к необходимости возникновения обмена деятельностью и продуктами труда. В этом смысле обмен есть экономическая категория, присущая всем экономическим эпохам. Наиболее типичной формой обмена является бартер.

Между понятиями «обмен» и «товарное обращение» есть различия.

Товарное обращение – это товарный обмен, опосредованный деньгами (Т-Д-Т).

Как видно, товарное обращение связано с денежным обращением и предполагает наличие развитой денежной системы.

Однако на протяжении многих столетий товарное обращение оставалось спорадическим (редким) явлением.

И лишь когда оно приобретает всеобщий характер, можно говорить об утверждении системы рынка. Это случилось 6–7 тыс. лет назад.

Вывод: рынок есть результат естественноисторического процесса развития товарного производства, обусловленный общественным разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования.

Первоначально рынком называли место, где люди обменивались товарами и услугами. Как правило, это были городские площади: «чрево» Лондона, «чрево» Парижа и т. п.

По мере развития товарного производства развивается и усложняется как сам рынок, так и его понимание экономистами.

Рынок многогранен, поэтому изучать его можно с разных сторон. Именно этим объясняется наличие в экономической литературе множества определений рынка.

С точки зрения купли-продажи рынок рассматривается как сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя.

С точки зрения организации экономики рынок называют общественной формой функционирования экономики.

С позиции участников рынка его определяют как форму общественной связи между субъектами хозяйствования.

В качестве обобщения можно сказать, что

рынок – это система организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

Сущность рынка реализуется через его функции. К основным функциям рынка относятся:

Информационная функция рынка очень важна, так как она дает возможность провести анализ различного рода экономических показателей: уровня цен, процентной ставки, доходности, средней заработной платы и т. д. Получение такого рода информации позволяет предпринимателям эффективно организовать бизнес и перестроить структуру производства.

Читать еще:  Рынок как экономическая система

Регулирующая роль состоит в том, что через рынок осуществляется регулирование общественного производства, т. е. решаются проблемы, что производить, как производить, для кого производить.

Суть посреднической функции такова: через рынок устанавливается связь производителей и потребителей. Каждый участник рынка является одновременно и покупателем и продавцом. Он покупает необходимые ему для жизни или собственного производства товары, а продает на рынке либо произведенную продукцию, либо имущество, либо рабочую силу.

Значение стимулирующей функции в том, что через рынок происходит учет затрат на производство продукции. Рынок определяет не только то, что нужно произвести, но и то, на какие затраты общество может пойти, чтобы получить данную продукцию. Если затраты очень высоки, то ее не смогут купить и в дальнейшем она не будет производиться. Следовательно, на рынок поступает только та продукция, которая может быть раскуплена по ценам, покрывающим издержки.

Важнейшей функцией рынка является ценообразующая. Цена колеблется под влиянием спроса и предложения. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то снижается цена, а следовательно, производство и предложение данного товара. Напротив, высокие цены будут стимулировать производство, рост которого станет продолжаться до тех пор, пока не наступит равновесие между спросом и предложением и как следствие этого – равновесная цена.

Суть контролирующей функции состоит в том, что рынок дифференцирует производителей. В процессе конкуренции выживает только та фирма, у которой затраты на производство продукции меньше рыночной цены. В этом случае фирма получит прибыль. Если затраты выше цены, то она понесет убытки. Дифференциация производителей, следовательно, означает развитие эффективных фирм и разорение неэффективных.

Рынок имеет достоинства и недостатки.

Положительными чертами являются:

гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям;

оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и повышения прибыли;

независимость производителей и потребителей в принятии решений, заключении сделок и т. д.;

способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и высокого качества.

Негативные стороны рынка касаются главным образом социальной сферы:

рынок не гарантирует права на труд и доход, более того, рыночная система воспроизводит существенное неравенство;

рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (спорт, образование, здравоохранение и т. п.);

рынок ориентирован не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.

Выводы

Рынок является наиболее эффективной формой организации экономики, но он не всегда и не во всем способен обеспечить саморегулирование и равновесие экономической системы.

Несовершенство рынка должно компенсироваться соответствующими функциями государства.

Главной задачей государства в условиях рынка является создание общественных институтов, т. е. набора правил, регламентирующих взаимоотношения всех субъектов рыночной экономики.

Создание благоприятной институциональной среды – это трудный и длительный процесс. Западу для этого потребовалось более 500 лет.

Рынок имеет определенную структуру.

Структура рынка – это внутреннее строение его отдельных элементов.

Структуру рынка классифицируют по разным критериям, важнейшими из которых являются следующие.

По экономическому назначению выделяют рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый рынок.

По географическому положению различают местный, региональный, национальный и мировой рынки.

По степени ограничения конкуренции называют рынки: монополистический, олигополистический, свободный, смешанный.

По отраслям различают рынки: автомобильный, зерновой и т. п.

По характеру продаж – оптовый, розничный и рынки государственных закупок продукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами – фирмы, АО и т. д.

По месту создания продукта – внутренний и внешний.

Основные виды рынков подразделяются на различные рыночные сегменты.

Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования.

Сегментацию рынка проводят, беря за основу классификации разные факторы. К ним относятся:

Географические, учитывающие различия регионов (Север, Урал, Сибирь и т. д.); плотность населения (город, пригород, деревня); климатические условия (континентальные, морские и т. д.). Естественно, что спрос на один и тот же товар (скажем, зимнюю одежду) в каждом из этих регионов будет отличаться от других.

Демографические, учитывающие пол, возраст, размер семьи, уровень образования, сферу деятельности и пр.

Психографические, учитывающие стиль жизни и социальный состав населения.

Поведенческие, учитывающие спонтанный характер приобретения товара.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Рыночный механизм регулирования экономики

4. Рыночный механизм регулирования экономики.

Рыночная экономика — это такая система хозяйства, в которой экономич.решения принимаются в основном децентрализованным путем. Функционирование рыночной экономики осуществляется главным образом через рынок.

Рынок представляет собой форму взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хоз.субъектами. Индивидуальные решения участников рынка мотивированы собственными частными интересами и вовсе не направлены на то, чтобы успешно функционировала экономика в целом.

Координацию же всех принимаемых решений осуществляет рыночный механизм. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов др.другу, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию. Рынок выполняет функции: посредническую, информационную, ценообразования, регулирующую и стимулирующую.

Регулирующая функция рынка самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Рынок дает ответ на вопрос: что производить? Для кого производить? Как производить?

Рынок немыслим без конкуренции.

Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технич.прогресс, повышение качества продукции.

Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей.

Ценовая конкуренция ведется путем маневрирования ценами в целях наиболее выгодного использования конъюнктуры. В зависимости от обстановки и степени прочности своего дела конкурент может использовать монопольно высокую цену, приносящую ему монопольно высокую прибыль или временно использовать монопольно низкую цену для вытеснения с рынка менее могущественного конкурента. Цена “снятия сливок” используется тогда, когда на рынке появляется какая-то “ниша”, т.е. возможность временно упредить конкурентов в выпуске каких-то новых товаров. Цена внедрения предполагает временное снижение цен для завоевания позиций на новом для данной фирмы рынке. Цена лидера существует в условиях, когда конкуренты договариваются не маневрировать произвольно ценами, а следовать за теми ценами, которые устанавливает ведущая фирма.

Читать еще:  Рынок товаров народного потребления

В неценовой конкуренции используются средства, не имеющие непосредственного отношения к цене. Это улучшение качества, реклама, организация выставок, ярмарок.

Сохранение и поддержание конкурентной среды — одна из важнейших задач государ.регулирования в странах с развитой рыночной экономикой.

Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены: выше спрос — конкуренция среди покупателей ведет к росту цены, а конкуренция среди производителей ведет к росту предложения; выше предложение — падает спрос, снижается цена, производитель стремится снизить затраты ради получения прибыли.

В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономич.пропорций: посредством колебания спроса и предложения, а соответственно и цен, устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения, а соответственно производства и потребления. Действует регулирующая “невидимая рука”. Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собств. выгоду, но часто при этом более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им.

В современных условиях экономика управляется не только “невидимой рукой “, но и государ.рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.

Инфраструктура рыночного хозяйства:

содержание, формирование и функционирование.

Инфраструктура — это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы.

Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные);

2) аукционы, ярмарки;

3) кредитная система и коммерческие банки;

4) эмиссионная система и эмиссионные банки;

5) система регулирования занятости населения — биржи труда;

6)информационные технологии и средства деловой коммуникации;

7) налоговая система и налоговая инспекция;

8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;

9) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;

10) торговые палаты, др-е общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

11) таможенная система;

12) профсоюзы работающие по найму;

13) коммерческо-выставочные комплексы;

14) система высшего и среднего экономического образования ;

15) аудиторские кампании;

16) консультативные (консалтинговые) компании;

17) специальные зоны свободного предпринимательства.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны извне, а порождены самими рыночными отношениями.

Функции инфраструктуры рынка следующие:

·облегчение участникам рыночных отношений реализации и их интересов;

·повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

·организационное оформление рыночных отношений;

·облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.

17.Инструменты государственного регулирования рыночной экономики

Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике, можно выразить через выполняемые государством экономические функции. К ним относятся:

создание и регулирование правовой основы функционирования экономики

проведение политики макроэкономической стабилизации

воздействие на размещение ресурсов

деятельность в сфере распределения доходов

Для решения этих задач в распоряжении государства имеются важнейшие инструменты:

фискальная и денежная политика

социальная политика и политика регулирования доходов

К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, другая-с их расходованием. Именно за счет этих средств государство решает вопросы национальной безопасности, обеспечивает потребности населения в общественных благах и услугах, решает экологические, социальные проблемы и др.

Ф.п.важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизацииэкономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Понятно, что неразумное применение этого инструмента-чрезмерно высокие налоги, гипертрофированные размеры расходной части гос.бюджета-превращают фискальную пол-ку в фактор, дестабилизирующий экономику.

Денежная политика. Регулируя денежную массу,, гос-во может влиять на цены, инвестиционные процессы и потребление населения, объем национального производства и темпы экономического роста.

Любое гос-во проводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения доходов гос-во выполняет через гос-ю налоговую систему, а также через различные социальные программы по гос.помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости и т.д. К соц.пол-ке относится и деятельность гос-ва в области образования, медицины, культуры и т.п.

Внешнеэкономическая деятельность Гос-во осуществляет торговое и валютное регулирование, использует валютные ограничения и валютные инвестиции, квотирование, лицензирование, таможенные пошлины,субсидии, налоги и т.д.

Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. И при принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменение в государственных расходах и налогах, т.е. в фискальной политике, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Причинно-следственные связи могут быть и иными. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.

Для истории становления и развития рыночной экономики характерны постоянные колебания от периодов расширения роли гос-ва в экономике к периодам его относительного сужения и обратно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector