Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулируемый рынок труда это

Рынок труда: понятие , виды

Рынок труда — это система конкурентных связей между участниками рынка (предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма, использования работника в общественном производстве.

Объектом купли-продажи на рынке труда является право на использование рабочей силы, предметом торга является определенный вид способностей человека и продолжительность его применения. Он характеризует также отношения в сфере занятости по поводу обмена способностей к труду на денежный эквивалент жизненных средств, т.е. на заработную плату

Рынок труда — сфера, где предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, относительно заработной платы и условий труда (определению Международной организации труда).

Открытый рынок труда — это экономически активное население, которое ищет работу и нуждается в подготовке, переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики.

Скрытый рынок труда — это лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры могут быть высвобождены без ущерба для производства.

В зависимости от степени развития рыночных отношений рынок труда может быть частичным (фрагментарным), регулируемым, организованным, теневым (нерегулируемым).

Частичный (фрагментарный) рынок труда предполагает ограниченное действие фактора спроса и предложения рабочей силы на основе нормативного регулирования труда (трудовое законодательство, регулирующее вопросы найма и увольнения работника, условия труда, его оплату и т.п.).

Регулируемый рынок труда создает правовые основы поведения субъектов, выступающих на рынке труда, и предполагает, наряду с законодательным регулированием экономических, социальных и трудовых отношений, широко развитую систему коллективных договоров как источника нормативного регулирования.

Организованный рынок труда — высшая степень развитости рынка труда — предполагает, во-первых, развитую инфраструктуру, включающую комплекс организаций и учреждений, обеспечивающих функционирование рынка труда; а во-вторых, тесное взаимодействие политики занятости с другими направлениями социально-экономической и технической политики (научно-техническая политика, политика структурных изменений в экономике, в области образования, пенсионного обеспечения, семейная политика и пр.).

Теневой (нерегулируемый) рынок труда включает нерегулируемые формы занятости, проявляющиеся в уклонении от налогов и статистического учета, несоблюдении трудового законодательства и условий коллективных договоров и предполагающие самые разнообразные виды трудовой деятельности: нелегальный труд, работу по совместительству, подряды, надомничество, кооперативы и т.д., не контролируемые государством и профсоюзами.

Внешний рынок труда предполагает географическую и профес­сиональную мобильность рабочей силы между организациями; предприятия комплектуются кадрами со стороны, подбирают готовых работников.

Внутренний рынок труда основывается на профессиональном движении работников внутри организации. Система производственных отношений на этом рынке труда, гарантии занятости, материальное положение работника (уровень заработной платы, объем социальных выплат и льгот) зависят от стажа работы на данном предприятии, препятствуют переходу работника в другие организации.

Государственное регулирование

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Государственное регулирование рынка труда

Рынок труда – это система экономических отношений в обществе по поводу купли-продажи ресурса труда.

Труд — это процесс использования физических и умственных способностей людей при производстве товаров и услуг.

Основные элементы рынка труда:

  • 1. Спрос на труд (это то количество труда, которое желают и могут привлечь работодатели, для вовлечения в производство), зависит от уровня зарплаты.
  • 2. Предложение труда (это то количество труда, которое желают и могут предложить работники для выполнения работы).
  • 3. Цена труда (зарплата, формируется на основе спроса / предложения труда).
  • 4. Конкуренция.

Необходимость государственного регулирования рынка труда вытекает из следующих обстоятельств:

  • 1. Негибкость зарплаты (так как ослабевает конкуренция в силу монополизации рынка труда в современных условиях: крупными корпорациями, навязывающими условия труда и уровень зарплаты; работниками, которые вступают в профсоюзы, выступающие монополистом в предложении труда, ставят определенные условия коллективного договора).
  • 2. Наличие социальных аспектов в функционировании рынка труда (зарплата не может опуститься ниже прожиточного минимума).

Государственное регулирование рынка труда – это совокупность средств и методов государственного регулирования, направленных на совершенствование механизма рынка труда.

Задачи государственного регулирования рынка труда:

  • 1. Достижение оптимального соотношения между спросом и предложением труда, таким образом обеспечение уровня безработицы в естественной норме (до 5% экономически активного населения). В Российской Федерации в 2009 году циклическая безработица составила 7,8%, неполная занятость – 473 тыс. по инициативе работодателя, 476 тыс. – по соглашению, в отпусках — 174 тыс., неоплачиваемые отпуска – 845 тыс. То есть, безработица вместе с неполной занятостью – 10,34%. При этом в РФ 76,4 млн. человек экономически активного населения.
  • 2. Сокращение продолжительности безработицы.
  • 3. Снижение чрезмерных различий в региональных рынках труда. Самый высокий уровень безработицы в Ингушетии – 22%. Наряду с этим в Москве – 0,8%, а в Санкт- Петербурге – 0,7%. В Ставропольском крае — 15%.
  • 4. Обеспечение соответствия оплаты труда его содержанию. В РФ 17,4 % населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Все инструменты государственного регулирования рынка труда подразделяются на административные и экономические.

Административные:

  • 1. Установление МРОТ.
  • 2. Пособие по безработице.
  • 3. Организация переподготовки кадров, повышение квалификации.
  • 4. Изменение масштабов подготовки работников разных профессий.
  • 5. Регулирование оплаты труда по отраслевым тарифным сеткам.

Экономические — в рамках бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики:

  • 1. Снижение налогов.
  • 2. Увеличение государственного заказа.
  • 3. Снижение ставок по кредитам.
Читать еще:  Живой график для бинарных

Министерство экономического развития и торговли, Федеральная служба по труду и занятости населения занимаются государственным регулированием рынка труда в РФ.

Государственная концепция действий на рынке труда:

  • 1. Достижение равенства МРОТ и прожиточного минимума.
  • 2. Создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением труда.
  • 3. Улучшение условий и усиление системы охраны труда на предприятиях.
  • 4. Оптимизация использования труда иностранных рабочих.
  • 5. Улучшение профессиональной ориентации населения.

Рынок труда в России: особенности. Регулирование рынка труда

Рынок труда — это экономическая категория, посредством которой устанавливается уровень занятости, а также средняя заработная плата, регулируемые соотношением спроса и предложения.

Основные функции

Рынок труда характеризуется двумя основными функциями, в которых проявляется его значение:

  • Социальная функция подразумевает обеспечение достойного уровня жизни населения посредством предоставления работникам заработной платы и прочих гарантий. Также здесь идет речь о качестве образования, которое должно обеспечить замену квалифицированных кадров.
  • Экономическая функция заключается в том, чтобы обеспечить производственную и непроизводственную сферу достаточным количеством кадров для достижения максимального эффекта.

Роль рынка труда

Более узко суть рынка труда может быть отражена в следующих функциях:

  • установление платы за рабочую силу, что происходит под действием баланса спроса и предложения;
  • определение условий, по которым производится найм и увольнение, что позволяет избежать дискриминации;
  • формирование норм касательно безопасности и условий труда;
  • образование и повышение квалификации в том случае, когда производство выходит на принципиально новый уровень.

Спрос и предложение

Основными категориями, посредством которых можно охарактеризовать рынок труда, являются спрос и предложение. Так, первое понятие подразумевает необходимое на данный момент количество работников определенной специальности и квалификации. Стоит отметить, что, как и в случае с рынком товаров, спрос начинает снижаться по мере того, как растет средняя заработная плата.

Говоря о предложении труда, нужно сказать, что это количество трудоспособного населения, которое готово приступить к работе. Данный показатель также характеризуется квалификацией и уровнем образования потенциальных кадров. В отличие от спроса, предложение труда будет неуклонно расти с увеличением показателя средней заработной платы.

Особенности рынка труда

Большинство людей привыкли применять понятие «рынок» только к той экономической среде, где речь идет о покупке и продаже определенных товаров. Тем не менее данная категория имеет отношение и к рабочей силе. Так, особенности рынка труда можно описать следующим образом:

  • саморегулирование данного механизма происходит исходя из того допущения, что взаимоотношения в экономической среде свободные и основаны на приоритете частной собственности;
  • каждый человек имеет право самостоятельно выбирать место и разновидность работы, а принуждать его к чему бы то ни было никто не имеет права (исключения составляют принудительные работы, назначенные по приговору судебных инстанций);
  • каждый участник трудовых отношений имеет полное право начать собственную предпринимательскую деятельность как самостоятельно, так и на основании партнерских отношений (при этом впоследствии он сам становится работодателем).

Рынок труда в России

В каждом отдельно взятом государстве рабочие отношения выстраиваются по приблизительно схожим принципам, но со своими специфическими моментами. Так, развитие рынка труда в России под действием разных политических и исторических процессов, что и обусловило некоторые его особенности. До распада СССР данная сфера была полностью под контролем государства, что исключало такие понятия, как «дефицит кадров» и «безработица». С распадом Союза ситуация в экономике резко усугубилась, что привело к кризисным явлениям и резкому сокращению количества трудоустроенных граждан. Тем не менее, пройдя через длительный период реабилитации, рынок труда вновь стал возвращаться к своему нормальному состоянию, что выражается в балансе спроса и предложения труда.

Анализ рынка труда, проведенный на основании статистических данных и социологических исследований, указывает на то, что на данный момент количество безработных граждан не превышает 5%, что является вполне допустимым показателем. Тем не менее он является усредненным, а потому не дает абсолютно объективной информации. Дело в том, что безработица в ряде регионов гораздо более существенна, что обусловлено природными условиями, географическим положением и отсутствием промышленности.

Основные проблемы отечественного рынка труда

Рынок труда в России может быть охарактеризован наличием целого ряда существенных проблем. Основными из них можно считать следующие:

  • Ежегодно в страну прибывают миллионы трудовых мигрантов. Если учесть, что требования к заработной плате и условиям работы у них гораздо скромнее, чем у граждан государства, то вполне естественно, что работодатели предпочитают именно их. Такая ситуация в основном наблюдается на рынке неквалифицированного труда.
  • Несоответствие спроса и предложения рабочей силы. Речь здесь идет не только о количественных показателях. Основная проблема состоит в том, что работодатели не могут предложить претендентам на должность желаемый уровень оплаты труда. Это приводит к уменьшению доходов населения, а также к утечке квалифицированных кадров, которые находят подходящие условия в иностранных компаниях.
  • Гражданам из регионов с высоким показателем безработицы достаточно сложно трудоустроиться в других областях. Это связано с тем, что практически во всех организациях обязательным условием приема на работу является наличие местной прописки или временной регистрации.
Читать еще:  Миграция и рынок труда

Законодательное регулирование

Основным законодательным актом, на основании которого осуществляется регулирование рынка труда, является Закон «О занятости населения Российской Федерации». В нем обозначены следующие моменты:

  • порядок признания граждан безработными и их соответствующая регистрация;
  • содействие реализации права на трудовую деятельность;
  • основные постулаты государственной политики касательно функционирования рынка труда;
  • мероприятия по улучшению ситуации в области занятости населения;
  • порядок деятельности служб занятости в регионах;
  • определение прав и обязанностей всех участников рынка труда;
  • порядок составления и анализа статистической отчетности;
  • права на труд, предоставляемые особым незащищенным категориям граждан.

Помимо вышеуказанного закона, рабочие отношения также регламентируются Трудовым и Гражданским кодексом.

Структура рынка труда

Современный рынок труда характеризуется довольно сложной структурой, которая включает в себя следующие элементы:

  • субъекты трудовых отношений, в качестве которых выступают соискатели на определенную должность, а также непосредственно работодатели;
  • рыночная конъюнктура, которая представляет собой совокупность спроса и предложения, а также условий труда, средней заработной платы, уровня образования и квалификации;
  • законодательные акты, которые содержат нормы, регулирующие трудовые отношения;
  • государственные органы, уполномоченные решать вопросы, связанные с занятостью;
  • альтернативное трудоустройство, которое может выражаться в работах временного характера или же неполной занятости;
  • система социальных гарантий для безработных, а также людей, не способных вести трудовую деятельность в связи с физическим состоянием или же ввиду преклонного возраста;
  • образовательная и информационная составляющая, направленная на подготовку и переподготовку кадровых резервов, а также повышение их квалификации.

Конкурентная модель рынка труда

Рынок труда, функционирующий на основе модели с чистой конкуренцией, характеризуется следующими особенностями:

  • число фирм, работающих в отрасли достаточно большое, а потому возникает высокий уровень конкуренции за трудовые ресурсы;
  • количество работников определенной квалификации, претендующих на схожие должности также находится на значительном уровне;
  • сложившаяся рыночная ситуация не дает ни одной стороне трудовых отношений возможности диктовать условия касательно заработной платы.

Таким образом, система регулируется самостоятельно исходя из рыночной конъюнктуры. Повышение уровня средней заработной платы провоцирует увеличение предложения и сокращение спроса. И наоборот.

Монополия на рынке труда

Для того чтобы рынок труда считался монополистическим, он должен обладать рядом обязательных признаков, а именно:

  • основная масса работников определенной специальности и квалификации сосредоточена в одной-единственной организации;
  • работники не имеют возможности альтернативного трудоустройства (это может быть вызвано экономическими и географическими особенностями, а также спецификой полученного образования);
  • все права и полномочия касательно установки размера заработной платы принадлежат исключительно нанимающей фирме (цифры могут существенно меняться в зависимости от количественного состава работников).

Подобная ситуация характерна для небольших и отдаленных населенных пунктов, где существует только одно градообразующее предприятие или же наблюдается напряженная ситуация в плане трудоустройства. Деятельность таких фирм должны контролировать профсоюзы, чтобы не допустить нарушения прав трудящегося населения.

Международный опыт

Целью большинства продвинутых экономик мира (американской, японской и многих других) является абсолютная (или полная) занятость, и рынок труда в данном случае будет считаться оптимальным. Для достижения подобной задачи зачастую используются следующие мероприятия:

  • поддержка развивающихся фирм, а также жесткий контроль крупных организаций с целью некоторым образом уравнять заработную плату, которую они могут предложить соискателям;
  • из предыдущего положения вытекает правило, которое обязывает предприятия быть солидарными в политике оплаты труда (так, мелкие организации завышают данный показатель, а крупные, напротив, несколько занижают);
  • предприниматели получают некоторые льготы и субсидии, в обмен на которые они обязуются принимать на работу неквалифицированный персонал с достойной оплатой и условиями труда;
  • те отрасли экономики, которые производят социально значимую продукцию или услуги, получают всестороннюю государственную поддержку даже в случае неудовлетворительных экономических результатов.

Стоит отметить, что рынок труда не отличается статичностью, а склонен к постоянным изменениям. Они могут происходить как под воздействием рыночных факторов, так и в результате вмешательства со стороны государственных органов.

Государство и рынок труда

Связь государства и рынка труда

Рынок труда является системой общественных отношений, которая отражает уровень развития и баланс интересов между предпринимателями, трудящимися и государством в целом. Это, в свою очередь, ведет к дисстабилизации в обществе как в таковом из-за различия на уровне интересов компонентов единой структуры.

Способствует стабилизации в обществе, а также позволяет добиться приемлемого уровня оплаты труда в различных сферах общественного производства при достижении определенного уровня производительности, необходимого для нормальной жизнедеятельности государства и постепенного обеспечения прироста валового национального продукта, только лишь развитие социального партнерства.

Социальное партнерство является ассоциацией предпринимателей и профсоюзов. В свою очередь, государство в этой структуре выступает в ка-честве работодателя на государственных предприятиях, а также инвестора, который финансирует крупные проекты и программы развития. Государство регулирует интересы партнеров на рынке труда.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Механизм регулирования рынка труда состоит из нормативных, законодательных или коллективно-договорных актов, которыми руководствуются элементы структуры при реализации политики занятости.

Система трудоустройств, которая является регулирующим звеном, включает широкую сеть, состоящую из бюро занятости, банков данных о рабочих местах, целевых программ предприятий, государственных программ помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве желающему работать населению.

Структура рынка труда состоит из трех основным систем, куда входят определенные подсистемы, которые обусловливают процессы формирования и функционирования рынка:

  • блок рыночных отношений;
  • блок государственного управления и регулирования с помощью организационных мер;
  • блок социальной защиты населения.
Читать еще:  Целевой рынок организации

Элементы структуры рынка труда – это взаимоотношения владельца определенного товара и ее покупа теля. При чем товар предназначен для создания социальных благ в обществе. А это ведет к формированию условий для приобретения каждым индивидуумом определенного статуса в социуме.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Обеспечение социального согласия в обществе зависит от решения государством проблем, которые возникают в области социального партнерства, путем поддержания определенного уровня жизни. Вопрос взаимосвязан-ного регулирования экономических категорий, а именно рынка труда и заработной платы, приобретает особое значение.

Если рынок труда является ведущим звеном, то с помощью политики занятости, можно управлять использованием рабочей силы, а государство в это время формирует реальную политику заработной платы, регулирует доходы на основе их распределения и перераспределения. Если является зара-ботная плата ведущим звеном, то государство может достичь определенной сбалансированности на рынке труда через политику минимальной заработ-ной платы, позволит обеспечить благоприятный социальный климат в стране.

Структура государственного управления рынком труда

Процесс функционирования рынка труда включает в себя исследование правовых, экономических, социальных и морально-психологических факторов.

При исследовании рынка труда мы пришли к выводу, что можно выделить три уровня сегмента регулирования процессом развития:

Система функционирования рынка труда включает такие составляющие, как органы государственного регулирования; профессионального образования; организацию инфраструктурного сектора, осуществляющих функции научной и информационной поддержки; организацию сферы трудового посредничества, предприятий и организаций, которые осуществляют производство продукции, работ, услуг, что в дальнейшем использует трудовой потенциал работников.

Государственные органы управления рынком труда включают совокупность органов государственной законодательной, судебной, исполнительной власти, которые регулируют основные социально-экономические отношения в стране, методы управления и механизм их использования.

Основными задачами являются:

  • принятие законов;
  • контроль за их выполнением;
  • выработка и реализация государственной политики в области социально-трудовых отношений;
  • регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда;
  • рассмотрения трудовых споров.

Государственный центр занятости обеспечивает:

  • занятость населения;
  • предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;
  • создание условий, необходимых для развития трудовых ресурсов.

Исходя из вышесказанного, мы выделили следующие аспекты регули-рования рынка труда на государственном уровне (рис. 1):

Если исключить одно из трех звеньев, то система управления потеряет какой-либо смысл, так как все части составляют единое целое для управления рынка государства и мира в целом.

Биржа труда

Особое место в системе государственного регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма.

Биржа труда — специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи руда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа, вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельно-сти которых очень высока. В США действует около $15$ тысяч таких фирм.

Основные направлениями деятельности бирж труда:

  • регистрация безработных;
  • регистрация вакантных мест;
  • трудоустройство безработных и других лиц;
  • изучение конъюнктуры рынка труда и представление информации о ней;
  • тестирование лиц, желающих получить работу;
  • профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
  • выплата пособий.

Большинство экономистов полагает, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

Зависимость между безработицей и заработной платой

Важной основой регулирования рынка труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и заработной платой. Речь идет о так называемой кривой Филлипса, графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя явлениями.

Если допустить, что существует одинаковое соотношение между тем-пами изменения заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения уровня цен. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточная высо-кая занятость с максимально экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице.

Долгие года кривая Филлипса служила базой социально-экономического регулирования в США и других странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существуем однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разноплановое — между данными величинами и безработицей. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.

Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существуют методы косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство — о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т. д.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector