Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пенсионный рынок казахстана

Пенсионный рынок казахстана

Экономические науки/2. Финансовые отношения

К.э.н. Борисова Е.И.

Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза

ПЕНСИОННЫЙ РЫНОК КАЗАХСТАНА КАК РЕСУРСООБРАЗУЮЩИЙ СЕГМЕНТ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

Появление накопительных пенсионных фондов (в настоящее время, это Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ)) – явилось мощным стимулом развития банковского сектора, так как в условиях усиления конкуренции со стороны фондов банки были вынуждены создавать новые инструменты инвестирования, искать новые инвестиционные проекты, новых клиентов для кредитования, работать с ними на качественно новом уровне. Результатом конкуренции на денежном рынке было то, что стоимость кредитов все в большей степени стала регулироваться рыночными механизмами, а не монопольным положением банков, и максимально приблизилась к справедливой цене. Впервые пенсионные взносы стали выполнять одновременно две важные функции – увеличивать реальную пенсию вкладчиков и инвестировать экономику страны. Фактически объемы пенсионных взносов следует считать вкладом населения в развитие экономики страны, поскольку пенсионные взносы накопительной системы поступают не в государственный бюджет, а направлены на развитие рынка капиталов. Пенсионные активы являются самым главным внутренним долгосрочным инвестиционным источником, поскольку в отличие от других институциональных инвесторов накопительные пенсионные фонды сегодня имеют самые «длинные» инвестиционные ресурсы и, соответственно, генерируют самый мощный инвестиционный потенциал. В отличие от других сегментов финансового рынка, инструменты пенсионного рынка имеют незначительный ассортимент, более того, их виды и сущность четко регламентируются законом и не рождаются под влиянием изменений рыночной конъюнктуры, что в свою очередь определяет их особую природу [1, с.19]. Особенность финансовых потоков пенсионного рынка заключается в том, что с момента начала их движения по определенному пенсионному счету они носят аккумулирующий характер (средства поступают на кредит счета и его дебетование для обычного вкладчика, а для молодого специалиста только устроившегося на работу, будет начинаться в среднем лишь через 40 лет). Кроме того, при прочих равных условиях эти финансовые потоки в основном носят регулярный характер (каждый месяц) и, как правило, остаются фиксированными или растут. Для пенсионного рынка с точки зрения прямых отношений (поставщик услуг и его потребитель) характерно участие определенного вида участников рынка: пенсионных фондов, вкладчиков и агентов по уплате обязательных пенсионных взносов (работодатель). Таким образом, государство выступает на пенсионном рынке как регулирующий орган в лице НБРК, как пенсионный фонд в лице ЕНПФ, и как агент в лице государственных учреждений, организаций и компаний. Некоторым исключением являются такие инструменты пенсионного рынка как добровольные пенсионные отчисления, по которым вкладчик может осуществлять зачисление средств самостоятельно, хотя чаще всего, для облегчения расчетов по временным льготам индивидуального подоходного налога, вкладчики подают заявление в свою компанию, которая осуществляет перечисление добровольных пенсионных отчислений совместно с обязательными. Отметим, что по состоянию на 1 ноября 2014 года количество индивидуальных пенсионных счетов (ИПС) вкладчиков ЕНПФ по всем видам договоров составило уже 10,093 миллиона единиц, сумма пенсионных накоплений — 4,35 триллиона тенге. Чистый инвестиционный доход с начала года превысил 119,7 миллиарда тенге. По данным фонда, за десять месяцев 2014 года сумма пенсионных выплат составила 65,6 миллиарда тенге, переводов в страховые организации — более 9,3 миллиарда тенге [2,с.9-10]. Однако, основным негативом при разрешении проблемы эффективного использования средств пенсионных фондов является недостаточная развитость рынка капиталов, в частности рынка ценных бумаг, что тормозит процесс инвестирования в производственные предприятия страны. И без изменения ситуации в этом направлении невозможно рассчитывать на дальнейшее успешное продолжение пенсионной реформы, а также несовершенное пенсионное законодательство [3]. Таким образом, пенсионный рынок — это рынок, на котором функционируют финансовые институты и экономические агенты, обращаются пенсионные инструменты, опосредующие процесс формирования пенсионных накоплений и размещения пенсионных активов в целях инвестирования, получения дохода и пенсионного обеспечения населения страны. Инструменты пенсионного рынка как, было отмечено ранее, имеют особую специфику, что определяет соответствующий подход к процессу ценообразования на нем. Важным этапом в исследовании пенсионного рынка, определяющего опять таки его особенность, выступает необходимость определения сущности пенсионных инструментов.

1. Соловьев А.К. Пенсионное страхование: Учебное пособие. М.: Норма, 2011.

2.Библиографическое описание: Машенбай Т. А. Пенсионная система Республики Казахстан / Т. А. Машенбай, А. М. Маратова // Молодой ученый. — 2014. — №2.1. — С. 9-10 3. Закон Республики Казахстан от 16 июня 2005 г. 58-Ш ЗРК «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (с изменениями от 04.07.2006 г.).

Текущее состояние пенсионного рынка Казахстана.

На 1 января 2012 года в республике функционировали 11 накопительных пенсионных фондов (далее — фонды). Лицензии на деятельность по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат в течение 2011 года юридическим лицам не выдавались.

Читать еще:  Национальный рынок и его структура

Лицензии на инвестиционное управление пенсионными активами фондов имеют 14 юридических лиц, из них 12 фондов имеют лицензию на самостоятельное управление пенсионными активами.

На отчетную дату 10 банков второго уровня осуществляли кастодиальную деятельность. Вместе с тем, кастодиальное обслуживание фондов осуществляли 6 банков второго уровня: Дочерний банк АО «HSBC Банк Казахстан», АО «Банк ЦентрКредит», АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана», АО «Евразийский банк», АО «АТФБанк», АО «Ситибанк Казахстан».Вкладчики (получатели) фондов По состоянию на 1 января 2012 года количество счетов вкладчиков (получателей) по обязательным пенсионным взносам составило 8 137 395 с общей суммой пенсионных накоплений 2 645,6 млрд. тенге. За 2011 год количество счетов вкладчиков, перечисляющих обязательные пенсионные взносы, увеличилось на 147 613 (1,9%), а пенсионные накопления увеличились на 393,0 млрд. тенге (17,4%). На 1 января 2012 года наибольшее количество счетов вкладчиков (получателей) по обязательным пенсионным взносам сосредоточено в 3 фондах: «Народного Банка Казахстана» — 27,8%, «ГНПФ» — 22,3% и «Ұлар Үміт» – 19,6% от общего количества вкладчиков всех фондов.

Количество счетов вкладчиков (получателей) по добровольным пенсионным взносам составило на 1 января 2012 года 38 318 с общей суммой пенсионных накоплений 1,2 млрд. тенге. За 2011год количество счетов вкладчиков (получателей), перечисляющих добровольные пенсионные взносы, уменьшилось на 1 216 единиц (3,1%).

Количество счетов вкладчиков по добровольным профессиональным пенсионным взносам по состоянию на 1 января 2012 года составило 4 102 с общей суммой пенсионных накоплений 114,4 млн. тенге. Пенсионные накопления вкладчиков (получателей) Пенсионные накопления вкладчиков (получателей), увеличившись с начала 2011 года на 393,2 млрд. тенге (17,4%), на 1 января 2012 года составили 2 651,4 млрд. тенге. Общее поступление пенсионных взносов, увеличилось за год на 182,0 млрд. тенге (10,0%), составило на 1 января 2012 года 2 003,7 млрд. тенге. Сумма «чистого» инвестиционного дохода (за минусом комиссионных вознаграждений) от инвестирования пенсионных активов, зачисленная на счета вкладчиков (получателей) по состоянию на 1 января 2012 года составила 555,1 млрд. тенге. За 2011 год «чистый» инвестиционный доход уменьшился на 16,3 млрд. тенге (2,9%).

По состоянию на 1 января 2012 года совокупный объем пенсионных активов, находящихся в инвестиционном управлении ООИУПА составил 2 652,2 млрд. тенге, увеличившись за 2011 год на 392,1 млрд. тенге или на 17,3%.

Вопросы для самопроверки.

1. Что представляет собой пенсионный рынок?

2. Каковы участники пенсионного рынка Казахстана?

3. В чем отличие новой пенсионной системы от прежней, существовавшей в СССР?

4. Каков механизм работы пенсионной системы Казахстана?

5. Какова структура пенсионного рынка РК?

Список использованной литературы

1. Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997 года № 136-I О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан(с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.01.2011 г.)

2. Усенова Г.С. Финансовые рынки и посредники, М.: ЮРИСТ, 1999.

3. КидузллД.С. Финансовые институты, СПб: Питер, 2000 г.

4. Искаков У.М., БохаевД.Т. Финансовые рынки и посредники Алматы.: 2005 г.

Пенсионный рынок Республики Казахстан: проблемы и перспективы развития на примере АО НПФ «Республика»

Прошло, казалось бы, всего 11 лет с момента проведения в Казахстане пенсионной реформы. Однако сегодня казахстанцы уже и не помнят, что пенсионная система была когда-то иной. Прежняя система, поддерживаемая на протяжении целой эпохи и мало отвечавшая настоящим принципам всеобщей справедливости, изжила себя практически сразу после распада СССР. Новая всего за 11 лет оправдала себя и доказала свое право на существование.

С распадом Советского Союза произошло разрушение единой системы пенсионного обеспечения, позволявшей сносно существовать миллионам престарелых граждан. Прежняя система была привязана к плановой экономике, которая в силу своей глобальности и разветвленной системы связей между регионами обеспечивала ряд преимуществ для пенсионного обеспечения, и построена в соответствии с принципом солидарности поколений.

Пенсии формировались за счет фиксированного процента отчислений от суммы фонда заработной платы. Расчет пенсий производился по усредненным показателям зарплаты и стажа. При этом размер пенсии ограничивался и не мог превышать определенного для различных категорий рабочих и служащих уровня.

Такой социалистический подход ограничивал единственное желание людей скопить средства на тот период, когда они оставят работу, тем, что исключал отождествление индивидуума с пенсионным взносом.

Естественно, что с развалом общей системы управления и экономическим кризисом в странах СНГ, пришла в упадок и система пенсионного обеспечения. Либерализация цен, высокие темпы инфляции, спад производства, сокращение рабочих мест и закрытие предприятий, потерявших рынок сбыта продукции, кризис платежей, неконтролируемые миграционные процессы и ряд других обстоятельств привели к двум основным тенденциям, определяющим кризисное состояние системы пенсионного обеспечения: снижению числа плательщиков страхового взноса и увеличению числа претендентов на социальные выплаты. Поэтому возник вопрос: сохранять ли функционирование громоздкого и неэффективного аппарата контроля и репрессий, присущих административно-командной системе, либо попытаться создать гибкий экономический механизм саморегулирования системы, построенный на рыночных отношениях, а именно: создание широкомасштабной системы негосударственных пенсионных фондов, которые стали для многих стран путем к экономическому благополучию?

Читать еще:  Копирование сделок успешных трейдеров бинарных опционов

Негосударственные пенсионные фонды в экономике развитых стран являются мощным средством стабилизации рынка, выступая в качестве постоянного источника внебюджетных поступлений, активизирующих позитивные процессы в экономическом и социальном развитии общества.

Более десяти лет назад созданием негосударственных пенсионных фондов (НПФ) всерьез занялись россияне. В июле 1995 года в Казахстане был зарегистрирован первый Казахстанский добровольный пенсионный фонд.

В настоящий момент в нашей стране выстроена эффективная пенсионная система. Она является наилучшей в СНГ, и ее опыт перенимают соседи. Не останавливаясь на достигнутых результатах, государство постоянно развивает систему обеспечения пенсионеров и прилагает все усилия, чтобы каждый гражданин был уверен, что его пенсии будет достаточно для достойной жизни. Сегодня стоит задача – максимально эффективно использовать ресурсы накопительных пенсионных фондов для роста экономики и повышения доходов вкладчиков.

Актуальность темы дипломной работы заключается в необходимости повышения эффективности управления пенсионными активами, что послужит фактором не только ростов объемов накоплений населения, но и послужит стимулирующим фактором экономического роста. Тема особенно актуальна в условиях проблем связанных с существующим дефицитом эффективных финансовых инструментов и ограничений в структуре инвестиционного портфеля пенсионных фондов.

Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 21 июня 1997 года определил правовые и социальные основы пенсионного обеспечения, которые предусматривают создание в Казахстане накопительной пенсионной системы, представленной накопительными пенсионными фондами, Организациями, осуществляющими инвестиционное управление пенсионными активами и банками — кастодианами.

Накопительные пенсионные фонды стали первыми полноценными институциональными инвесторами на казахстанском рынке ценных бумаг. Реальное функционирование накопительных пенсионных фондов (НПФ) в качестве институциональных инвесторов было начато в феврале 1998 года, когда Национальной комиссией были выданы лицензии на осуществление деятельности по управлению пенсионными активами первым двум КУПА. Компании по управлению пенсионными активами (КУПА) являются важнейшим элементом накопительной пенсионной системы. КУПА в силу важности и актуальности пенсионной реформы стали на данном этапе одним из основных звеньев инфраструктуры фондового рынка. На сегодняшний день КУПА переименовались в ООИУПА, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами, и являются одним из наиболее универсальных институтов фондового рынка в том плане, что могут совмещать различные функции. Помимо выполнения прямых функций они вправе напрямую (минуя брокеров) выходить на организованный фондовый рынок, имеют возможность осуществлять деятельность по управлению портфелем ценных бумаг, имеют упрощенный режим лицензирования на осуществление операций, связанных с вывозом капитала. С момента возникновения накопительной пенсионной системы в Казахстане, пенсионные фонды развивались в условиях постоянного соперничества. На начальном этапе это привело к положительному результату: слабые фонды ушли с рынка, другие, объединившись и усиливая свои позиции, продолжили экспансию на пенсионном рынке. Сегодня, судя по всему, время жесткой конкуренции пенсионных фондов отходит на второй план, уступая место конструктивному сотрудничеству. За 11 лет своего существования накопительная пенсионная система Казахстана претерпела ряд положительных изменений. Не смотря на актуальность, не снижающуюся уже на протяжении нескольких лет, проблемы управления пенсионными фондами остаются на данный момент не решенными. Проблеме эффективности управления пенсионными фондами в РК уделяется достаточно внимания со стороны казахстанских ученых-экономистов, таких как Алибаев.А, Нурмуханбетов Е, Шибутов Д.Х. И тем не менее, ответы на вопросы: каким должен быть инвестиционный портфель, обеспечивающий прибыльность пенсионного фонда; как решить проблему дефицита финансовых инструментов для пенсионных фондов; как снизить финансовые риски при управлении пенсионными фондами пока не обеспечивают полного решения существующих проблем. Этим и определяются цель и задачи дипломной работы. Цель дипломной работы — на основе анализа результатов деятельности пенсионных фондов выявить проблемы пенсионного рынка в целом и предложить пути решения этих проблем, а также обосновать перспективы развития НПС Казахстана. Для достижения поставленной цели будут выполнены следующие задачи:

— теоретическое обоснование функционирования пенсионной системы Казахстана;

— изучение результатов развития пенсионной системы Казахстана;

— рассмотреть современное состояние пенсионной системы Казахстана;

— проанализировать деятельность АО НПФ «Республика»;

— на основе проведенного анализа выявить проблемы развития пенсионных фондов Казахстана и разработать пути их преодоления;

— разработать предложение для совершенствования деятельности исследуемого пенсионного фонда.

Объект исследования — накопительный пенсионный фонд АО НПФ «Республика».

Предмет исследования – деятельность пенсионных фондов и их взаимоотношения с другими участниками пенсионной системы РК.

Основой при проведении исследований стали Законы и постановления правительства РК, учебная и научная литература отечественных и зарубежных авторов, финансовая отчетность АО НПФ «Республика», данные Агентства РК по статистике, данные Агентства по надзору за финансовыми рынками, Internet.

Читать еще:  Торговля бинарными опционами в рублях

Структура казахстанского пенсионного рынка.

Невзирая на то, что в существующей пенсионной системе имеют место недоработки, в Республике создана достаточно стройная институциональная структура ее участников, включающая накопительные пенсионные фонды, компании по инвестиционному управлению пенсионными активами, банки-кастодианы, брокерские компании по ценным бумагам, депозитные банки второго уровня, фондовая биржа, центральный депозитарий, государственные регулирующие органы.

Структуру пенсионного рынка Казахстана можно представить так:

Рис. Институциональная структура пенсионного рынка РК.

Как уже было сказано, в Казахстане был образован Государственный центр по выплате пенсий (ГЦВП). Право на получение пенсионных выплат из ГЦВП имеют следующие категории граждан:

· получающие пенсию до 1 января 1998 года;

· военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, Комитета уголовно – исполнительной системы Министерства юстиции РК, органов финансовой полиции и государственной противопожарной службы, которым присвоены специальные звания и на которых распространяется порядок, установленный законодательством РК для сотрудников органов внутренних дел, имеющим право на получение пенсионных выплат по выслуге лет;

· граждане, проживающие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года не менее 10 лет: мужчины по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее 25 лет и женщины по достижении 45 лет при общем стаже не менее 20 лет;

· женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до 8 –летнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту в полном объеме по достижении 50 лет с последующим увеличением указанного пенсионного возраста на 6 месяцев ежегодно, начиная с 1 июля 1998 года, но не более чем на 3 года в целом; и др.

ГЦВП создан в форме государственного предприятия. Основными функциями данного органа являются осуществление пенсионных выплат имеющим право на пенсионное обеспечение за счет средств республиканского бюджета; присвоение СИК гражданам; персонифицированный учет обязательных пенсионных взносов; перевод обязательных пенсионных взносов от агентов в НПФ и др.

Помимо ГЦВП в РК существуют государственный и негосударственные накопительные пенсионные фонды. НПФ привлекают обязательные и добровольные пенсионные взносы населения и зачисляют данные ресурсы на счет банка – кастодиана, выступающего здесь в качестве номинального держателя. Управлением пенсионными активами пенсионных фондов осуществляется организациями, осуществляющими инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА) или пенсионным фондом самостоятельно при наличии у него соответствующей лицензии. ООИУПА в течение 3-х дней со дня поступления пенсионных взносов на счет банка – кастодиана обязана разместить эти средства в соответствующие ценные бумаги.

В своей деятельности накопительные пенсионные фонды, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами и банк-кастодиан по отношению друг к другу руководствуются положением трехсто­роннего кастодиального договора, в котором подробно оговариваются права и обязанности каждой из сторон и все возникающие правоотношения. Взаимодействие между этими тремя юридическими участниками пенсионного обслуживания происходит по следующей схеме в соответствии с договором о пенсионном обеспечении между пенсионным фондом и вкладчиком взносы вкладчика-получателя поступают в банк-кастодиан, с которым у фонда заключен кастодиальный договор, на специально открытый для этого инвестиционный пенсионный счет фонда.

В перспективе строгого разграничения полномочий и обязанностей каждого из участников является одним из основных принципов, заложенных в пенсионную систему с целью обеспечения надежности ее функционирования и сохранности пенсионных накоплений, и в этой обойме обеспечения выплат с индивидуальных пенсионных счетов будущим пенсионерам является построение механизма взаимодействия пенсионных фондов и компаний по страхованию жизни. Схемы пенсионных фондов по осуществлению пенсионных выплат и возвратно-накопительные схемы страхования на дожитие являются близкими по существу. Дальнейшее развитие и создание страховых компаний по страхованию жизни и их подключение к осуществлению пенсионной реформы может стать одним из вариантов решения проблемы по обеспечению надежности пенсионных выплат состоявшимся пенсионерам и придать дополнительную устойчивость и надежность существующей институциональной структуре пенсионного обеспечения и решению инвестиционной политики в Казахстане.

Хотя новая накопительная пенсионная система начала работать с января 1998 года, только в феврале полностью созданы и определены администраторы всех звеньев накопительной системы. До 01.01.2004 года лицензию на осуществление деятельности по привлечению пенсионных взносов и обеспечению пенсионных выплат получили Государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ) и 15 негосударственных накопительных пенсионных фондов (ННПФ), из них один является корпоративным фондом. В соответствии с новым законом «об акционерных обществах» все пенсионные фонды осуществляют прием пенсионных взносов от вкладчиков, независимо от места работы и жительства получателя, т.е. отсутствует деление НПФ на открытые и корпоративные, в связи с отменой деления АО на открытые и закрытые.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector