Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Миграция и рынок труда

Миграция и рынки труда в современной России

В отечественной науке под рынком труда понимается сфера спроса и предложения наемного труда, специфика которого в свою очередь состоит в том, что он не только основной или существенный источник дохода, но одновременно и способ реализации определенных жизненных установок и интересов человека, в том числе и в области профессиональной карьеры.

На рынке труда происходит согласование совокупного предложения (вся наемная рабочая сила из числа экономически активного населения) и совокупного спроса (общая потребность экономики) на наемную рабочую силу. Особой функцией рынка труда является соединение свободной в рассматриваемом периоде рабочей силы, а также желающих сменить место работы либо получить работу как второе занятие (наряду с уже имеющейся работой или учебой), с соответствующим спросом. Тем самым обеспечивается включение в народное хозяйство начинающих трудовую жизнь или возобновляющих ее после длительного перерыва, перераспределение занятых или потерявших работу по предприятиям, отраслям и территориям. С этой же функцией рынка труда связана фиксация безработицы как характерной черты.

Наряду с распределением и перераспределением к основным функциями рынка труда также относятся: усиление профессиональной переподготовки, повышение качества рабочей силы, влияние на мобильность рабочей силы — профессиональную, территориальную, отраслевую, межсекторальную, социальную, в том числе вынужденную при понижении статуса и изменении значимости профессиональных групп.

Одно из важных понятий рынка труда — текучесть рабочих мест (процесс их создания и ликвидации), размеры которой наглядно отражают динамику развития и структурных изменений рынка труда и его корректировки. Кроме текучести рабочих мест как первичного фактора рынок труда характеризуется текучестью рабочей силы, увольнением наемных работников; выходом на пенсию; уходом женщин из сферы занятости в связи с рождением ребенка; смертью занятого работника или его увечьем, приводящим к инвалидности, не дающей возможности работать. Современный российский рынок труда характеризуется интенсивным движением кадров: в середине 90-х гг. ежегодно меняли место работы до 14 млн человек, при этом среди уволившихся до 2/3 составили те, кто делал это по собственному желанию, хотя доля выбывших по экономическим причинам (сокращение численности, санация, банкротство) медленно, но постоянно растет.

Активная политика на рынке труда проводится по следующим основным направлениям:

— увеличение предложения рабочей силы (подготовка и переподготовка кадров, организация территориальной мобильности и перемещения трудящихся между предприятиями);

— повышение спроса на рабочую силу (субсидирование найма в частном секторе, программы поддержки самозанятости и развития малого предпринимательства, в том числе среди вынужденных переселенцев, специальные проекты занятости в государственном секторе и общественных работах, создание рабочих мест в рамках четко определенных местных рынков труда);

— совершенствование действующих на рынке труда процессов (совершенствование системы государственной службы занятости, информация о рынках труда, развитие агентств по временному трудоустройству, социальные программы выплат пособий трудящимся как возмещение доходов, потерянных не по своей вине).

В 90-е гг. XX в. российский рынок труда претерпел целый ряд существенных изменений. Возник феномен открытой безработицы, масштабное развитие получила «неполная занятость», по существу, скрытая безработица, появился неформальный рынок труда и соответственно скрытые формы занятости, выявились острые проблемы, связанные с межтерриториальными перемещениями рабочей силы. Важным фактором, изменившим характер миграций и подходы к их регулированию, стало то обстоятельство, что с распадом СССР многие ранее внутренние миграционные потоки превратились в межгосударственные. Это обусловливает проблемы как для самих мигрантов, превратившихся в иностранных граждан, так и для рынков труда, участвующих в миграционном обмене стран, многие из которых понесли немалые потери в трудовом и квалификационном потенциале, что в определенной мере углубило экономический кризис на их территориях.

В советский период перемещения рабочей силы по большей части централизованно формировались и контролировались государством, поэтому влияние миграционных потоков на рынок труда было минимальным. В последнее время значительная часть миграционных перемещений в России, как внутренних, так и внешних, происходит преимущественно уже вне государственного контроля и регулирования либо при очень слабом его участии. К внутренним потокам можно отнести миграцию из депрессивных российских регионов, миграционные потоки между городом и селом. К внешним — эмиграцию квалифицированный рабочей силы из России в другие страны, в основном западные, в том числе «утечку умов»; встречные потоки экономических мигрантов из-за пределов бывшего СССР (особенно из Китая, Турции, Вьетнама, КНДР), трудовых мигрантов из стран СНГ (особенно с Украины, из Молдавии, государств Закавказья). Именно эти перемещения оказывают на рынок труда и сферу занятости заметное влияние, часто негативное[68].

Исследования отечественных ученых выявили, что миграция имеет прямую связь с долей занятых в частном секторе. В целом эта альтернативная сфера занятости получила наибольшее развитие в Европейской части (за исключением Севера) и в регионах, пограничных с Казахстаном. Зоны миграционного тяготения еще плотнее придвинуты к западным границам, что обусловлено лучшими возможностями для коммерции и проявлением частной инициативы на территории приграничных районов. Переход России к политике «открытых дверей», создав огромные возможности для коммерции, особенно в форме челночной торговли, сформировал огромный рынок труда и мобилизовал самоорганизующий потенциал населения. Наиболее мобильны квалифицированные, имеющие хорошее образование работники, что делает мигрантов вполне конкурентоспособными. При всей структурной неоднородности частного сектора, неполноте учета его деятельности, он является наиболее оптимальным ориентиром в уровне развития регионов и рынков труда, чем другие показатели. Он ставит все на свои места, показывая, что именно староосвоенные регионы страны, несмотря на глубокое падение производства и высокую безработицу, обладают более благоприятными возможностями для развития рынка труда, проявления инициативы и получения доходов.

С позиции рассматриваемой проблемы следует отметить, что рынок труда в России очень гибкий и гораздо более емкий, чем следует из официальной статистики. Он весьма либерален и слабо отрегулирован, что позволяет играть роль важнейшего социального амортизатора, смягчающего удары кризисного перехода. Следовательно, в современных условиях миграция является лучшим индикатором социально-экономической дифференциации регионов России.

Влияние миграции на рынок труда Российской Федерации

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 13.01.2017 2017-01-13

Статья просмотрена: 3218 раз

Библиографическое описание:

Дикусарова, М. Ю. Влияние миграции на рынок труда Российской Федерации / М. Ю. Дикусарова, А. А. Кириллова, О. В. Непокупная. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 399-402. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38101/ (дата обращения: 10.04.2020).

В статье на основе анализа статистических данных рассматривается влияние миграции на рынок труда РФ. В ходе написания работы было выявлено, что привлечение мигрантов в качестве рабочей силы, безусловно, является положительной тенденцией и на данный период не представляет особой угрозы для местного населения. Однако нельзя отрицать опасность замещения местного населения мигрантами на рынке труда в дальнейшем.

Ключевые слова: миграция, рынок труда

In this article based on secondary analysis of statistical data is considered how migration effect on Russian human resource rialto. During on writing this article it revealed that attraction migrants as labor certainly is a positive trend and poses no threat to local population on human resource rialto. But it can not be denied risk of substitution on the local population in future.

Keywords: migration, human resource rialto

Такая проблема как международная миграция рабочей силы известна уже в течение одиннадцати веков. На протяжении времени она претерпевала изменения в связи с тем, что менялся строй общества, а, соответственно, и его менталитет. Миграция рабочей силы играет существенную роль в функционировании рынка труда и выполняет ряд важнейших функций, как для общества, так и для самого мигранта. Среди них можно отметить экономическую функцию и социальную, которая тесно связана с профессиональным становлением личности, охватывающим длительный период жизни человека (по разным источникам от 17 до 65–70 лет) [1, с.20].

Государства издавна предпринимали попытки регулирования миграционных процессов, однако, воплотить это в жизнь и добиваться положительных результатов удаётся лишь в наши дни. Национальные рынки труда становятся всё менее закрытыми и обособленными. И всё чаще между рынками возникают транснациональные перемещения и потоки рабочей силы, которые в свою очередь, несомненно, становятся постоянными и систематическими.

Экономика России не может существовать без привлечения к труду мигрантов. Это явление всего лишь около десяти лет назад считалось абсолютно категоричным, непатриотичным и чуть ли не кощунственным [2, с.1]. В настоящее время большинство экспертов-экономистов уверены, что запланированный на ближайшую перспективу экономический рост невозможен без масштабного пополнения миграционных трудовых ресурсов, даже при реальном повышении производительности труда [3, с.155]. На многих локальных рынках труда РФ уже сейчас существует абсолютный дефицит рабочей силы. Частично регулировать, а точнее, пополнять трудовые ресурсы в России можно с помощью мер, сокращающих смертность населения трудоспособного возраста, а также общее улучшение физического здоровья населения с последующим увеличением возрастных границ его трудоспособности. Однако даже такие сравнительно эффективные меры не могут в настоящем времени принести нужный рынку труда результат. В этом плане миграция более гибка и эластична, что означает, что реагирует более гибко на внешние факторы, за счёт чего и способна дать быстрый и своевременный результат в необходимости восполнения рабочей силы.

Опыт европейских стран показал, что обширный приток трудовых мигрантов может являться катализатором абсолютно неблагоприятных и негативных экономических процессов, главным из которых, является уменьшение сферы занятости труда местных работников. Россия, является одним из самых обширных и благоприятных центров притяжения международных миграционных притоков, сталкивается с идентичными процессами, что актуализирует проблему миграции для страны. Также не стоит забывать, что трудовые мигранты, в первую очередь, это не только дешевая рабочая сила, а люди, которые ежедневно соприкасаются с ужасающей дискриминацией и живут в скверных и сложных условиях. В России для борьбы с экстремизмом и ксенофобией в 2009 г. правительство приняло дополнительные необходимые меры, которые направленны на воспитание и взращивание толерантности в современном обществе.

Читать еще:  Рынок недвижимости земли

Таким образом, проблема притока международных мигрантов актуальна для России. На основе статистических данных Федеральной государственной службы статистики составлен график динамики прироста международных мигрантов [4].

Рис. 1. Динамика роста численности международных мигрантов, прибывших в РФ

Согласно предоставленным данным можно сделать следующий вывод о том, что численность международных мигрантов имеет тенденцию к увеличению. В период с 2012 года по 2015 год численность притока мигрантов в Россию увеличилась с 417618 до 598617 человек. Данные являются усреднёнными по России, из чего можно сделать вывод, что хоть приток международной миграции и увеличивается, но численность растёт умеренным темпом, не наблюдается скачков. Это свидетельствует о том, что государство способно регулировать притоки и численность мигрантов, что, безусловно, является позитивной тенденцией и не представляет особой угрозы для населения. Также, на основании данных статистики и представленного графика, можно утверждать, что если государство способно регулировать притоки и уровень международной миграции, значит местное население достаточно защищено от замещения их трудовыми мигрантами, конкуренции между трудовыми мигрантами и местным населением не существует, или она является не столь значительной.

Проблема притока международных мигрантов является актуальной и для Приморья. На основе статистических данных и аналитических материалов составлен график динамики прироста международной миграции в Приморском крае [5].

Рис. 2 График динамики прироста международной миграции в Приморском крае

В соответствии с представленным графиков, можно сделать вывод, о том, что с каждым годом количество трудовых мигрантов, приезжающих в Приморский край, растёт. На 2006 год количество прибывших трудовых мигрантов составляет 927 человек, а уже на 2015 год — 9079 человек. Эта глобальная разница объяснима промежутком в 9 лет, но, тем не менее, динамика отслеживается отчетливо. За последние 9 лет приток международной миграции в Приморском крае увеличился почти в 10 раз. Что, безусловно, является позитивной тенденцией, так как за счёт международных мигрантов компенсируется отток местных жителей. В то же время, учитывая низкую плотность Российского населения в Приморском крае, столь активное замещение приморских граждан мигрантами имеет негативную тенденцию. Она проявляется в том, что в будущем данное явление может грозить потерей территории Приморья.

В ходе исследования рассматриваемой темы можно предложить следующие рекомендации по коррекции проблем, возникающих в связи с миграцией на рынке труда:

Во-первых, с целью минимизировать ущерб от миграции на рынке труда, следует организовать мониторинг процесса миграции. То есть — осуществлять контроль численности миграции, её основные направления. Нужно совершенствовать и оптимизировать все процессы и механизмы взаимодействия всех участников экономических отношений на рынке труда.

Во-вторых, государству следует интенсивно поддерживать развитие научно-технической базы, с целью повышения социального статуса ученых, и, безусловно, развития научно-технического прогресса в стране и мире с целью сокращения оттока отечественных специалистов из РФ.

В целом, следует отметить, что в большинстве своём миграция является позитивной тенденцией. Несмотря на активный рост численности трудовых мигрантов, на данный период времени миграция не представляет негативного влияния на рынок труда, а даже наоборот, является необходимой его составляющей, без которой рынок труда будет испытывать дефицит рабочей силы. Несмотря на то, что миграция — позитивное явление, не стоит забывать о толерантности к трудовым мигрантам, ведь в обратном случае это может стать достаточно обширной и сложной проблемой для современного общества. В качестве негативных тенденций можно отметить риск замещения российского населения мигрантами. И хоть сейчас это и не несёт особой угрозы, в ближайшем будущем данное явление может стать, безусловно, важной и сложной проблемой.

Миграция и рынок труда

Источник: оценки на основе данных текущего учета населения и переписей населения 1989, 2002 и 2010 гг.

Второй центр всероссийского масштаба, существенно уступающий столичному, — Санкт-Петербург с Ленинградской областью. Суммарный прирост можно оценить примерно в 700 тыс. за два десятилетия. «Вторая столица», также собирает население со всей страны, но почти треть миграционного прироста обеспечили регионы Северо-Запада, еще 40% — регионы востока страны.

Устойчивым центром миграционного притяжения является Краснодарский край, который нарастил свое население с начала 1990-х гг. примерно на 0,5 млн. человек за счет миграции с другими частями страны – прежде всего, регионами Азиатской части, а также регионами Северного Кавказа.

В Европейской России есть и иные центры притяжения населения: Татарстан, Белгородская, Калининградская, Нижегородская и Самарская области, Ставропольский край. Но два последних региона в последние годы не удерживали миграционный прирост, что является следствием обострившейся «конкуренции» за мигрантов даже между небольшим количеством привлекательных регионов, как между собой, так и со столичным регионом. Отток «в Москву» у многих из них по масштабам сопоставим с притоком населения из других регионов.

За пределами Европейской части страны значимые центры притяжения населения – богатый углеводородами и потому успешный Ханты-Мансийский АО, однако его притягательность является таковой только на фоне других регионов Севера, миграционный прирост здесь в отдельные периоды сменяется оттоком. Скромные результаты долгосрочной миграции компенсируются тем, что Ханты-Мансийский АО – крупнейший центр временной трудовой миграции, о чем будет сказано ниже. Также за Уралом центром притяжения (скорее, регионального масштаба) является Новосибирская область, привлекающая население из других регионов Сибири и Дальнего Востока. Но дальше на восток сколько-нибудь значимых центров притяжения населения в России нет.

Переток населения из сельской местности в города, ненадолго притормозившийся в начале 1990-х гг., ведет к сокращению сельского населения и, что не менее важно, к его ускоренному старению. Несмотря на то, что сельское население сокращается за счет миграции существенно меньшими темпами, чем в позднесоветский период, отток идет, прежде всего, молодежи. В последние два десятилетия схожие с сельской местностью масштабы оттока молодого населения имели малые и средние городские поселения, расположенные на некотором удалении от региональных столиц. По расчетам, основанным на данных переписей населения 2002 и 2010 гг., районы и города внутрирегиональной периферии теряют ежегодно более 30% выпускников школ, направляющихся на учебу в региональные столицы. Очень немногие из них возвращаются, оставаясь в дальнейшем проживать и работать в региональных центрах, или переезжая в «Москву».

В результате оттока молодежи в сельской местности, поселках и малых городах не только изменяется структура населения, но и сокращается база для его дальнейшего воспроизводства. Напротив, региональные столицы, в т.ч. самые миграционно привлекательные, получают дополнительную подпитку за счет молодежи, прибывающей с периферии. Это необходимо учитывать при проведении социальной политики, в т.ч. при планировании и оптимизации сети социальных учреждений.

Региональные столицы – центры концентрации населения второго порядка, подавляющее их большинство имеет устойчивый прирост населения за счет миграции из других городов и районов своего региона. Отдельные, наиболее крупные и успешные города (помимо обеих столиц — Казань, Нижний Новгород, Ярославль, Краснодар, Екатеринбург, Новосибирск, Тюмень, Красноярск), стягивают население с соседних регионов. Среди них выделяются своего рода «учебные центры», например, Томск. Из нестоличных городов большой миграционный прирост имеют города Московской области, благодаря их «пристоличному» положению.

У ряда регионов России (прежде всего, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого округов, Красноярского края) внутренняя миграция имеет «ротационный» характер. Они получают приток населения в возрасте 20-30 лет, и схожий по размерам отток в предпенсионных и пенсионных возрастах. С социально-экономической точки зрения такая модель миграции является очень выгодной, т.к. население этих регионов постоянно омолаживается, в нем высока доля молодежи и невелика доля пожилых людей. Соответственно, общие показатели рождаемости и смертности населения выглядят более благоприятно, обеспечивается естественный прирост населения. С другой стороны, во многих регионах центральной России отток молодежи сопровождается притоком пожилых людей, в т.ч. выезжающих из регионов Севера и Востока страны.

Межрегиональная и внутрирегиональная миграция ведет к перераспределению населения и рабочей силы и оказывает заметное влияние на состояние региональных и локальных рынков труда. Для большинства регионов России, испытывающих длительный демографический спад, а с конца прошлого десятилетия – сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, возможность привлечения населения из других регионов страны является важным фактором экономического развития. В ближайшее десятилетие конкуренция между регионами за трудовые ресурсы, прежде всего – за молодежь, обострится.

Временная трудовая миграция россиян

В начале 2000-х гг., по данным выборочных обследований, масштабы трудовой миграции оценивались в 3 млн. человек (Зайончковская, 2001). Эти оценки были получены на основе обследований домохозяйств в 7 малых и средних городах России. В то же время, обследование НОБУС в 2003 г. показало, что работники на выезде есть только в 1,3% российских домохозяйств. К тому же периоду относятся и исследовательские оценки численности трудовых и коммерческих мигрантов в диапазоне 4,5-5,8 млн. человек[3].

Читать еще:  Помощник для бинарных опционов

Обследование населения 10 крупных городов в 2005 г., проведенное по репрезентативной для каждого города выборке, показало, что временные трудовые мигранты были в 4,4% домохозяйств (исключая маятниковую миграцию и работу вахтовым методом)[4]. Столько опрошенных указали, что в течение последних 2-х лет они или члены их семьи выезжали с целью заработка в другие населенные пункты, в т.ч. в 1,7% домохозяйств такого рода поездки совершались постоянно.

Согласно опросу безработных и лиц, ищущих работу, проведенному при содействии Роструда, за два года, предшествовавшие опросу, работали в других населенных пунктах, отличных от места нынешнего жительства: 7,8% в 2008 г. и 11,1% в 2009 г. Для 3,0% безработных и ЛИР в 2008 г. и 3,8% в 2009 г. такие поездки были частыми и регулярными, Эпизодические, редкие поездки совершали, соответственно, 4,7% и 7,4%[5].

Жители крупных и малых городов, сельской местности участвуют во временной трудовой миграции с разной интенсивностью. Согласно уже упомянутому обследованию безработных и ЛИР, в 2008 г. среди жителей региональных столиц работу за пределами своего населенного пункта (исключая маятниковую миграцию) имели 4,9% опрошенных, а в сельской местности – 11,0%[6]. По результатам локальных обследований в отдельных регионах, до половины трудоспособного сельского населения уже находится на заработках в городах[7].

Есть также оценки, появившиеся недавно, что в России сегодня 15-20 млн. семей живут за счет отходничества[8] , и есть местности, где до 80% трудоспособного населения уходят в отхожие промыслы. Такие оценки выглядят неправдоподобно завышенными, но все же надо признать, что временная трудовая миграция россиян – явление массовое и оказывающее серьезное влияние на общестрановой, региональные и локальные рынки труда. Недоучет трудовой миграции серьезно осложняет анализ региональных рынков труда, многих социально-демографических процессов.

С недавнего времени появился новый источник информации о временной трудовой миграции – результаты разработки ответов членов российских домохозяйств о месте работы, содержащиеся в регулярных обследованиях населения по проблемам занятости (ОНПЗ). Данные обследования позволяют выделить тех жителей России в возрасте 15-72 лет, чье место работы находилось в другом регионе страны или в другом городе или административном районе. Следует оговориться, что использование подобных критериев для выделения временных трудовых мигрантов условно. Прежде всего, наличие работы в другом регионе не всегда ведет к временной трудовой миграции, в отдельных случаях имеет место маятниковая (суточная) миграция. Например, между Москвой и Московской областью поездки на работу осуществляются в суточном ритме. Также в основном наличие работы в другом городе/районе в пределах одного региона означает чаще всего суточные поездки. Хотя здесь могут быть исключения, если поездки осуществляются на большие расстояния, например, из отдаленного города на периферии региона в региональную столицу (например, из гг. Серов или Тавда в Екатеринбург, не говоря уже про работу в Норильске жителей Красноярска).

По данным ОНПЗ, в 2012 г. численность работавших за пределами своего региона составила 2,3 млн. человек[9], однако 760 тыс. (32,7%) ежедневно приезжали домой, т.е. являлись маятниковыми мигрантами, большая их часть — 437,5 тыс. – жители Московской области, работающие в Москве. Однако, по данным переписи 2010 г., численность жителей Московской области, работающих на территории другого региона, составляла 891 тыс. человек. Естественно, подавляющее их большинство совершали маятниковые поездки в Москву. Эта цифра близка к исследовательским оценкам масштабов ежедневной маятниковой миграции в данном направлении, которые составляют 800-1300 тыс. человек[10]. Согласно данным ОНПЗ, значимая по масштабам маятниковая миграция – это трудовые перемещения из Ленинградской области в Санкт-Петербург – 102 тыс. человек, и в обратном направлении – 5 тыс., а также миграция из республики Адыгея в Краснодарский край – 24,6 тыс. человек. На все остальные маятниковые перемещения приходится 129 тыс. – это крайне мало, учитывая, что значимые межрегиональные трудовые перемещения с суточным ритмом – довольно распространенное явление во многих регионах Европейской части страны.

Если исключить из рассмотрения суточную миграцию, в 2012 г. численность временных трудовых мигрантов составляла 1563 тыс. человек, из которых 19% работали в недельном ритме (посещали дом раз в неделю), 39% — 1-2 раза в месяц, 42% — реже 1 раза в месяц.

Распространенность и география трудовой миграции россиян

Если исключить из рассмотрения ежедневные (маятниковые) поездки и не рассматривать поездки в пределах региона, в 2012 г. в трудовую миграцию было вовлечено 1,4% российского населения в возрасте 15-72 года, или 2,2% занятого населения. Это немного, но соотнесение численности трудовых мигрантов с занятым населением тех регионов, постоянными жителями которых они являются, выявляет сильные межрегиональные различия. В Калмыкии они составляли 12,7% занятого населения, в Чувашии – 11,7% (трудовые мигранты есть в каждом пятом домохозяйстве, что немало), еще в 13 регионах – от 5 до 10%. В населении многих территорий востока страны, а также федеральных городов, доля участвующих в трудовой миграции не превышала 1% занятого населения.

Соотнесение количества трудовых мигрантов с занятым населением регионов, где они осуществляют трудовую деятельность, показывает, что различия также велики. Доля трудовых мигрантов из других регионов страны во всем занятом населении Тюменской области, Ханты-Мансийского АО и Ямало-Ненецкого АО составляет 14,4%, в Москве – 10,1%, в Ненецком АО – 5,3%. Выше среднего по стране доля «неместных» работников в Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Краснодарском крае, республиках Коми и Саха, на Чукотке и в Камчатском крае. С другой стороны, во многих регионах Европейской части страны и Западной Сибири доля временных трудовых мигрантов не превышает 1% от всего занятого населения.

Данные ОНПЗ подтверждают представление о большей распространенности трудовой миграции среди селян сравнительно с горожанами. Среди всего населения доля сельских жителей составляла 26%, а среди трудовых мигрантов – 42%.

Для любого вида миграции мощность потока обратно пропорциональна расстоянию, самые интенсивные потоки осуществляются на сравнительно короткие расстояния. Почти половина (48,7%) всех временных трудовых перемещений осуществляется в пределах федеральных округов, остальная часть перераспределяет рабочую силу между округами (табл. 2). Самые мощные потоки трудовых мигрантов в 2012 г. были в Центральном округе, а также между Приволжским и Центральным, Приволжским и Уральским округами (рис. 8), в меньшей мере – между Сибирским и Уральским, Южным и Центральным. Основной переток трудовых мигрантов между округами шел в пользу Центрального и Уральского ФО, самый явный «донор» — Приволжский ФО.

Таблица 2. Трудовая миграция между федеральными округами России,
2012 г., тыс. человек*

Территория постоянного проживания трудовых мигрантов

Международный журнал

гуманитарных и естественных наук

Никифорова Д.С. Трудовая миграция и ее роль в трансформации рынка труда / Д.С. Никифорова, Н.Е. Денисова // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 8. №1. – С. 267-270.

Трудовая миграция и ее роль в трансформации рынка труда

Д.С. Никифорова, студент

Н.Е. Денисова , с тудент

Научный руководитель: Е.А. Васильева, канд. экон. наук, доцент

Поволжский государственный университет сервиса

(Россия, г . Тольятти )

Аннотация . В данной статье будут даны определение понятия «миграция» и краткая историческая справка о возникновении и развитии этого процесса. Также будет ра с смотрено влияние миграции на экономическое положение страны и рынок труда, пол о жител ь ные и отрицательные стороны данного явления, государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации и запланированные преобразования, н а пра в ленные на урегулирование процесса миграции .

Ключевые слова: миграция, труд, рынок труда, экономика, демография .

Первоисточник термина «миграция» переводится как «странствовать, путеш е ствовать пешком». В более узком поним а нии, которое миграция приобрела в н а стоящее время , ее можно рассматривать как передвижение населения в рамках св о его государства или за его пределы.

Вопрос миграции на сегодняшний день является одним из самых животрепещ у щих не только в Российской Федерации. Им озабочено большинство мировых де р жав, включая и те, которые расположены на других континентах. Основной прич и ной данного явления, происходящего в с о временном обществе, являются военные действия, которые влекут за собой угрозу жизни, низкий уровень жизни и безраб о тицу.

Миграционные процессы в совреме н ной России берут свое начало еще в бы в шем Союзе Советских Социалистических Республик, точнее, в процессах после его распада. Именно в тот момент граждане уже несуществующего государства были вынуждены п о кинуть одну территорию, чтобы обосноваться на другой и не ок а заться отрезанными от своих родственн и ков. Кроме того, дальнейшее экономич е ское и политическое развитие вновь обр а зовавшихся государств, которые некогда были братскими республиками, происх о дило с разной интенсивностью и сопров о ждалось разными процессами, которые не всегда заканчивались мирными демонс т рациями. В результате такого неравноме р ного становления возникла ситуация, к о гда одни республики оказались менее ра з витыми и пригодными для жизни, чем другие. Это обусловило большой поток мигрантов в РФ из таких, к примеру, стран, как Узбекистан, Казахстан, Та дж и кистан, чьи граждане покидали родные дома в поисках работы и возможности обеспечить свою семью. В силу такого большого интереса к Российскому гос у дарству , управление миграционными пр о цессами в Росси и стало необходимой м е рой для предотвращения кризисной ситу а ции. На сегодня ш ний день перемещение граждан происходит в четырех направл е ниях:

Читать еще:  Регулируемый рынок и его основные черты

– Российская Федерация – бл ижнее з а рубежье ;

– Российская Федерация – дальнее з а рубежье .

Россия по-прежнему остается привлек а тельной д ля мигрантов. По данным Ро с сийской статистики , число при езжих из стран СНГ, прибывших в Российскую Ф е дерацию в первые 9 месяцев 2014 года, дост игло 361384 человек. Это на 50 0 00 больше, чем за весь 2013 год [5] .

Среди основных благ, к которым стр е мят ся мигранты, можно перечислить:

– уровень и доступность медицинского обслуживания;

– возможность приобрести собственное жильё;

– доступность качественных товаров,

– продуктов питания и т.д.

Самыми густозаселенными регионами в России на сегодняшний день оказались мегаполисы, которые позволяют найти р а боту и обеспечить свое существование множеству желающих. Вопреки госуда р ственной программе поддержки сельск о хозяйственной отрасли, наметилась те н денция маятниковой миграции, которая вынуждает жителей села о т правляться на поиски более стабильного и высокого з а работка в города и пригороды.

Несмотря на кризис, Россия привлекает трудящихся из других стран и иностра н ные капиталовложения. В зависимости от организации процесса миграция может стать как выгодным, так и убыточным д е лом. Чтобы решить миграционные пр о блемы в России и сд е лать сотрудничество взаимовыгодным, необходимо позаботит ь ся о создании приемлемых условий для мигрантов, помочь им в получении офиц и альных разрешений на работу. Не менее важно сформулировать перечень востр е бованных профессий и усовершенствовать методы статистики. В целом приток м и грантов выгоден России, ведь они прои з водят до 12% В ВП стр аны. Пользу из тр у да мигрантов извлекают как наниматели, так и многие учреждения: банки, телефо н ные операторы, авиалинии и пр. Кроме т о го, приезжие готовы выполнять тяжелую физическую работу, котора я не привлекает местных жителей [4] .

Рисунок 1. Международные мигранты России по странам, тысяч прибывших и выбывших за я н варь-июнь 2014 и 2015 годов

Количество приезжих внушает росси я нам опасение, что для граждан Российской Федерации остается меньше рабочи х мест. На самом же деле Российская статистика отм е чает снижение производительности труда в России. В настоящее время многие работодатели жалуются, что с трудом н а ходят нужных специалистов, переплачивая даже за пр о стую работу. [1]

Экс-министр финансов Российской Ф е дерации Алексей Кудрин не раз заявлял, что на российском рынке недостаточно людей, готовых трудиться. Зачастую м и гранты не составляют конкуренции мес т ному населению, занимая те рабочие ме с та, которые считаю т ся непрестижными или низкооплачиваемыми.

По словам Никиты Мкртчяна, ведущего научного сотрудника Института дем огр а фии высшей школы экономики , в 70% случаев мигранты не конкурируют с мес т ными жител я ми. Они готовы заниматься любой работой, например:

– грязной или физически изнурител ь ной, не требующей особой квалификации (конвейер, добыча природных ресурсов, обработка пищевых продуктов);

– в сфере услуг (химчистка, развоз пр о дуктов, уборка помещений, уход за бол ь ными, п о жилыми, детьми);

– сезонными сельскохозяйственными работами , обслуживанием туристов и т.д.

Противники миграции считают, что, с о глашаясь на невысокую оплату труда, пр и езжие мешают россиянам получать до с тойный оклад. На самом же деле рост м и грации практически не влияет на уровень зарплат ни в целом по стране, ни в отдел ь ных секторах экономики. Другие полаг а ют, что количество мигрантов влияет на рост преступности. На самом же деле это не так. Приезжие достаточно серьезно о т носятся к соблюдению законов, боясь д е портации. По сведениям авторитетных и с точников, 10 миллионов иност ранцев, ж и вущих на территории Российской Федер а ции , ответственны всего за 2% соверше н ных в стране преступлений. Причем зн а чительная их часть связана лишь с нар у шениями требований федерльной мигр а ционной службы .

Опытные же , квалифицированные ка д ры стремятся капитализировать свои сп о собности, расширяя возможности зан и маться научными исследованиями или н о выми разработками, участвовать в межд у народных проектах, поставлять свою пр о дукцию на большую территорию. Согла с но сводкам статистического ведомства, как правило, большинс т во эмигрантов-россиян отправляются в США, Германию, Канаду и Финляндию. Согласно Росси й ской статистике, миграция из России с я н варя по авгус т 2014 года составила более 200 000 человек. Годом раньше за то т же период страну покинули 120 756 наших соотеч е ственников. За весь 2013 го д из РФ выехало 186382 граждан [3] .

Прогнозирование миграционных пр о цессов в России на сегодняшний день представляет собой довольно существе н ную проблему. Вызвано это несоверше н ством мигр а ционного законодательства, сложной ситуацией, сложившейся во мн о гих странах, а также развитием такого п о пулярного вида перемещения гра ждан, как нелегальная миграция.

Государственное регулирование мигр а ционных процессов в РФ стало первост е пенной задачей правительства.

Речь идет о таких мерах:

– создание условий для переселения на российскую территорию на постоянной основе с о отечественников;

– разработка индивидуальных механи з мов привлечения иностранной рабочей с и лы;

– содействие развитию внутренних п е ремещений граждан, особенно оказание всяческой помощи для переезда в дальн е восточные регионы, где наблюдается ре з кая нехватка раб о чей силы и населения в целом;

– оказание содействия образовательной миграции и академической мобильности граждан;

– гуманитарная поддержка внутренне перемещенных лиц;

– правовое регулирование миграцио н ных процессов в РФ, которое отражается в упрощении процедур легализации ин о странных граждан;

– всесторонняя помощь в адаптации м и грантов к новым условиям и их интегр а ции в ро с сийское общество;

– формирование взаимодействия между принимающим населением и новыми чл е нами общества;

противодействие нелегальным пер е мещениям граждан.

Запланированные преобразования, н а правленные на урегулирование процесса миграции были разделены на три этапа:

– 2012-2015 гг. – организация миграц и онных центров, создание инфраструктуры для но р мальной жизни мигрантов, а также цент ров для их скорейшей адаптации;

– 2016-2020 гг. – анализ правопримен и тельной практики, внедрение информац и онных технологий для мониторинга с и туации, приостановка оттока гражда н из Сибири и Дал ь него Востока;

– 2012-2025 гг. – оценка эффективности принятых мер, корректировка необход и мых программ, обеспечение притока нас е ления в указанные выше регионы.

Библиографический с писок

1. Васильева, Е.А. Аудит трудовых ресурсов как диагностический инструмент в сист е ме управления предприятием [Текст] / Е.А. Васильева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2011. – № 24. – С. 70-75.

2. Медведева, Е.В. Трудовой потенциал как фактор социально-экономического разв и тия [Текст] / Е.В. Медведева // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – Т. 15. – С. 1086-1090.

3. Барбашина , И.О. Проблем ы учета использования трудовых ресурсов и их оплаты в современных условиях хозяйствования [Текст] / И.О. Барбашина , Л.А. Насакина // NovaInfo.Ru . – 2016. – Т.1. – № 46. – С. 256-259.

4. Элефтеров а , М. П. Трудовая миграция в России: ее влияние на спрос и предложение рабочей с илы на рынке труда [Текст] / М.П. Элефтерова // Вопр . статистики. – 2010. – №2. – С. 49-55

5. Иванов, С. Международная миграция в России: динамика, политика, прогноз [Текст] / С. Иванов // Вопр . экономики. – 2011. – № 10. – С. 35-52 .

6. Российский статистический ежегодник 2015 г.: стат. сб. / Росстат М., 2015 г.

LABOR MIGRATION AND ITS ROLE IN TRANSFORMATION OF THE

D. S. Nikiforova , student

N.E. Denisova , student

Supervisor: E.A. Vasilyeva , candidate of economic sciences, associate professor

Volga region state university of service

Abstract: In this article determination of the concept «migration» and the brief historical i n formation about origin and development of this process will be this. Also influence of migr a tion on an economic situation of the country and the labor market, positive and negative sides of this phenomenon, state regulation of migratory processes in the Russian Federation and the planned transformations directed to migration process settlement will be considered.

Keywords: migration, work, labor market, economy, demography.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector