Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как появился рынок труда

Возникновение рынка труда

Формирование рынка труда начало осуществляться в 15-16 веках. До этого, в древние и средние века существовал подневольный труд рабов и крепостных и индивидуальная деятельность мелких товаропроизводителей в виде ремесленного или крестьянского производства. В условиях средневековья товарное производство имело определенную специфику. Эта специфика заключалась в том, что товарное производство в те времена существовало в виде отдельных, мало связанных между собой, локальных рынков. В систему локальных рынков входил средневековый город и расположенная в радиусе 10-30 км от него сельская округа. Связано это было с тем, что при тогдашних транспортных средствах, житель сельской округи мог лишь при таком расстоянии в течение дня приехать в город, продать продукцию и возвратиться обратно.

С развитием производства объемы создаваемого продукта стали превышать возможности потребления локальных рынков. Стали возникать трудности в сбыте продукции. В результате избыточная масса производимых товаров начала неизбежно пересекать границы локальных рынков и устремляться на другие, где они не изготовлялись или создавались в незначительном количестве. Раньше сам ремесленник производил и продавал свои товары. В новых же условиях сбывать свои товары в отдаленных местах он не мог, т.к. это надолго бы отрывало его от процесса производства. Отдаленный сбыт товаров мог осуществиться лишь через деятельность торговцев-скупщиков. Они скупали в массовом количестве продукцию у ремесленников и продавали их в других местностях. В результате существовавший до этого мелкий разрозненный сбыт был заменен крупным, массовым.

В роли торговцев, скупающих товары у ремесленников для продажи на отдаленных рынках, выступали купцы. В результате начался новый этап в развитии общественного производства. На смену индивидуальным хозяйствам мелких товаропроизводителей пришли предприятия, основанные на совместном труде многих работников. Купец, скупая у ремесленников товары, тем самым освобождал их от необходимости заниматься сбытом своей продукции. Затем он полностью отрезает мелких товаропроизводителей от сферы обращения, снабжая их необходимыми средствами производства. Зная хорошо конъюнктуру рынка, сделав ремесленников зависимыми, превратив их доход фактически в заработную плату, купец начинает непосредственно вникать и вмешиваться в процесс производства своих подопечных. В результате вместо разрозненной ремесленной деятельности возникают различные предприятия, основанные на совместном труде мелких товаропроизводителей. Купец же превращался в промышленника, предпринимателя.

Наемный труд может функционировать лишь при следующих условиях. Во-первых, работник должен иметь личную свободу. Этим наемный работник отличается от раба и крепостного, труд которых был подневольным. Во-вторых, у наемного работника должна отсутствовать собственность на средства производства. Этим он, например, отличается от того же ремесленника, у которого в личной собственности были необходимые средства производства для осуществления своей трудовой деятельности. Превращение ремесленника в наемного работника в рассматриваемую эпоху осуществлялось следующим образом. Купец вначале отрезал ремесленника от сферы обращения. Последний являлся пока еще владельцем средств производства, но существовать без посредника в лице купца-торговца уже не мог. Конечно, ремесленник мог выйти из под зависимости торгового посредника. Но в таком случае ему пришлось бы самому заниматься куплей-продажей, которые он уже разучился делать. Мы здесь наблюдаем определенную переходную форму в превращении индивидуального собственника в наемного работника. Дальнейшая совместная деятельность в рамках предприятия приводила к необходимости сообща пользоваться имеющимися средствами производства, в результате чего они начинали терять индивидуальную принадлежность. Здесь определить кому и какие средства производства принадлежат становится невозможным. При таких условиях неосуществимым уже становится выделение работника в качестве индивидуального владельца средств производства. Уйти он мог лишь в качестве наемного работника, не обладающего средствами производства.

Увеличение количества наемных работников происходило и за счет крестьян. Рост производительности труда при наличии физиологических пределов в потреблении продуктов питания приводило к их разорению. В результате этого высвобождалась рабочая сила из сельского хозяйства и бывшие крестьяне становились наемными работниками.

В целом, переход к процессу труда, основанному на наемном труде, был шагом вперед в развитии общественного производства по сравнению с предшествующими ему этапами. Во-первых, для функционирования наемной рабочей силы не требовался громоздкий аппарат принуждения, какой необходим был в условиях рабовладельческой и феодальной системы организации труда. По сравнению с ними при наемном труде затраты на управление, неизбежные при кооперированном труде, минимальны. Во-вторых, товарное производство, основанное на наемном труде, стало более динамичным, могло лучше приспосабливаться к изменению общественных потребностей. Мелкий товаропроизводитель владел средствами производства и поэтому сфера применения его труда была узкой. Она ограничивалась той деятельностью, которую мог осуществить мелкий товаропроизводитель, имеющимися у него средствами производства. Он определенным образом был лишен возможности соединиться с другими средствами производства, которыми располагает общество. Чтобы, например, перейти в иную сферу производства, мелкому товаропроизводителю необходимо было продать свои средства производства и приобрести другие. При таких условиях рабочая сила малоподвижна. Иное дело, когда работник является наемным. Он может при помощи найма соединиться, практически, с любыми средствами производства, которыми располагает общество. Данному работнику значительно проще осуществлять переход от одного предприятия к другому, менять отрасли производства. В таких условиях общественное производство более мобильно, быстрее может перестраивать свою структуру в соответствии с общественными потребностями, так как значительно стираются границы перемещения общественного труда между различными отраслями.

С переходом на наемный труд начался формироваться рынок труда.

Рынок труда в России: особенности. Регулирование рынка труда

Рынок труда — это экономическая категория, посредством которой устанавливается уровень занятости, а также средняя заработная плата, регулируемые соотношением спроса и предложения.

Основные функции

Рынок труда характеризуется двумя основными функциями, в которых проявляется его значение:

  • Социальная функция подразумевает обеспечение достойного уровня жизни населения посредством предоставления работникам заработной платы и прочих гарантий. Также здесь идет речь о качестве образования, которое должно обеспечить замену квалифицированных кадров.
  • Экономическая функция заключается в том, чтобы обеспечить производственную и непроизводственную сферу достаточным количеством кадров для достижения максимального эффекта.

Роль рынка труда

Более узко суть рынка труда может быть отражена в следующих функциях:

  • установление платы за рабочую силу, что происходит под действием баланса спроса и предложения;
  • определение условий, по которым производится найм и увольнение, что позволяет избежать дискриминации;
  • формирование норм касательно безопасности и условий труда;
  • образование и повышение квалификации в том случае, когда производство выходит на принципиально новый уровень.
Читать еще:  Живой график бинарных опционов

Спрос и предложение

Основными категориями, посредством которых можно охарактеризовать рынок труда, являются спрос и предложение. Так, первое понятие подразумевает необходимое на данный момент количество работников определенной специальности и квалификации. Стоит отметить, что, как и в случае с рынком товаров, спрос начинает снижаться по мере того, как растет средняя заработная плата.

Говоря о предложении труда, нужно сказать, что это количество трудоспособного населения, которое готово приступить к работе. Данный показатель также характеризуется квалификацией и уровнем образования потенциальных кадров. В отличие от спроса, предложение труда будет неуклонно расти с увеличением показателя средней заработной платы.

Особенности рынка труда

Большинство людей привыкли применять понятие «рынок» только к той экономической среде, где речь идет о покупке и продаже определенных товаров. Тем не менее данная категория имеет отношение и к рабочей силе. Так, особенности рынка труда можно описать следующим образом:

  • саморегулирование данного механизма происходит исходя из того допущения, что взаимоотношения в экономической среде свободные и основаны на приоритете частной собственности;
  • каждый человек имеет право самостоятельно выбирать место и разновидность работы, а принуждать его к чему бы то ни было никто не имеет права (исключения составляют принудительные работы, назначенные по приговору судебных инстанций);
  • каждый участник трудовых отношений имеет полное право начать собственную предпринимательскую деятельность как самостоятельно, так и на основании партнерских отношений (при этом впоследствии он сам становится работодателем).

Рынок труда в России

В каждом отдельно взятом государстве рабочие отношения выстраиваются по приблизительно схожим принципам, но со своими специфическими моментами. Так, развитие рынка труда в России под действием разных политических и исторических процессов, что и обусловило некоторые его особенности. До распада СССР данная сфера была полностью под контролем государства, что исключало такие понятия, как «дефицит кадров» и «безработица». С распадом Союза ситуация в экономике резко усугубилась, что привело к кризисным явлениям и резкому сокращению количества трудоустроенных граждан. Тем не менее, пройдя через длительный период реабилитации, рынок труда вновь стал возвращаться к своему нормальному состоянию, что выражается в балансе спроса и предложения труда.

Анализ рынка труда, проведенный на основании статистических данных и социологических исследований, указывает на то, что на данный момент количество безработных граждан не превышает 5%, что является вполне допустимым показателем. Тем не менее он является усредненным, а потому не дает абсолютно объективной информации. Дело в том, что безработица в ряде регионов гораздо более существенна, что обусловлено природными условиями, географическим положением и отсутствием промышленности.

Основные проблемы отечественного рынка труда

Рынок труда в России может быть охарактеризован наличием целого ряда существенных проблем. Основными из них можно считать следующие:

  • Ежегодно в страну прибывают миллионы трудовых мигрантов. Если учесть, что требования к заработной плате и условиям работы у них гораздо скромнее, чем у граждан государства, то вполне естественно, что работодатели предпочитают именно их. Такая ситуация в основном наблюдается на рынке неквалифицированного труда.
  • Несоответствие спроса и предложения рабочей силы. Речь здесь идет не только о количественных показателях. Основная проблема состоит в том, что работодатели не могут предложить претендентам на должность желаемый уровень оплаты труда. Это приводит к уменьшению доходов населения, а также к утечке квалифицированных кадров, которые находят подходящие условия в иностранных компаниях.
  • Гражданам из регионов с высоким показателем безработицы достаточно сложно трудоустроиться в других областях. Это связано с тем, что практически во всех организациях обязательным условием приема на работу является наличие местной прописки или временной регистрации.

Законодательное регулирование

Основным законодательным актом, на основании которого осуществляется регулирование рынка труда, является Закон «О занятости населения Российской Федерации». В нем обозначены следующие моменты:

  • порядок признания граждан безработными и их соответствующая регистрация;
  • содействие реализации права на трудовую деятельность;
  • основные постулаты государственной политики касательно функционирования рынка труда;
  • мероприятия по улучшению ситуации в области занятости населения;
  • порядок деятельности служб занятости в регионах;
  • определение прав и обязанностей всех участников рынка труда;
  • порядок составления и анализа статистической отчетности;
  • права на труд, предоставляемые особым незащищенным категориям граждан.

Помимо вышеуказанного закона, рабочие отношения также регламентируются Трудовым и Гражданским кодексом.

Структура рынка труда

Современный рынок труда характеризуется довольно сложной структурой, которая включает в себя следующие элементы:

  • субъекты трудовых отношений, в качестве которых выступают соискатели на определенную должность, а также непосредственно работодатели;
  • рыночная конъюнктура, которая представляет собой совокупность спроса и предложения, а также условий труда, средней заработной платы, уровня образования и квалификации;
  • законодательные акты, которые содержат нормы, регулирующие трудовые отношения;
  • государственные органы, уполномоченные решать вопросы, связанные с занятостью;
  • альтернативное трудоустройство, которое может выражаться в работах временного характера или же неполной занятости;
  • система социальных гарантий для безработных, а также людей, не способных вести трудовую деятельность в связи с физическим состоянием или же ввиду преклонного возраста;
  • образовательная и информационная составляющая, направленная на подготовку и переподготовку кадровых резервов, а также повышение их квалификации.

Конкурентная модель рынка труда

Рынок труда, функционирующий на основе модели с чистой конкуренцией, характеризуется следующими особенностями:

  • число фирм, работающих в отрасли достаточно большое, а потому возникает высокий уровень конкуренции за трудовые ресурсы;
  • количество работников определенной квалификации, претендующих на схожие должности также находится на значительном уровне;
  • сложившаяся рыночная ситуация не дает ни одной стороне трудовых отношений возможности диктовать условия касательно заработной платы.

Таким образом, система регулируется самостоятельно исходя из рыночной конъюнктуры. Повышение уровня средней заработной платы провоцирует увеличение предложения и сокращение спроса. И наоборот.

Монополия на рынке труда

Для того чтобы рынок труда считался монополистическим, он должен обладать рядом обязательных признаков, а именно:

  • основная масса работников определенной специальности и квалификации сосредоточена в одной-единственной организации;
  • работники не имеют возможности альтернативного трудоустройства (это может быть вызвано экономическими и географическими особенностями, а также спецификой полученного образования);
  • все права и полномочия касательно установки размера заработной платы принадлежат исключительно нанимающей фирме (цифры могут существенно меняться в зависимости от количественного состава работников).

Подобная ситуация характерна для небольших и отдаленных населенных пунктов, где существует только одно градообразующее предприятие или же наблюдается напряженная ситуация в плане трудоустройства. Деятельность таких фирм должны контролировать профсоюзы, чтобы не допустить нарушения прав трудящегося населения.

Читать еще:  Избыточный рынок это

Международный опыт

Целью большинства продвинутых экономик мира (американской, японской и многих других) является абсолютная (или полная) занятость, и рынок труда в данном случае будет считаться оптимальным. Для достижения подобной задачи зачастую используются следующие мероприятия:

  • поддержка развивающихся фирм, а также жесткий контроль крупных организаций с целью некоторым образом уравнять заработную плату, которую они могут предложить соискателям;
  • из предыдущего положения вытекает правило, которое обязывает предприятия быть солидарными в политике оплаты труда (так, мелкие организации завышают данный показатель, а крупные, напротив, несколько занижают);
  • предприниматели получают некоторые льготы и субсидии, в обмен на которые они обязуются принимать на работу неквалифицированный персонал с достойной оплатой и условиями труда;
  • те отрасли экономики, которые производят социально значимую продукцию или услуги, получают всестороннюю государственную поддержку даже в случае неудовлетворительных экономических результатов.

Стоит отметить, что рынок труда не отличается статичностью, а склонен к постоянным изменениям. Они могут происходить как под воздействием рыночных факторов, так и в результате вмешательства со стороны государственных органов.

Рынок труда

Рынок труда – экономическая среда формирования спроса и предложения на трудовые ресурсы, в пределах которой субъекты хозяйствования и частные лица осуществляют наем сотрудников.

Как система социальных, экономических, правовых институтов он является неотъемлемой составляющей экономического механизма. Представляет собой сферу, в которой посредством конкурентного механизма формируется некий уровень занятости и оплаты труда.

Наиболее яркое воплощение такого рынка – биржи труда. Их функционирование обеспечивает Минтруд и Федеральная служба по труду и занятости. Действует общефедеральный госпортал «Работа в России».

Элементы рынка труда:

  • субъекты;
  • регламентирующие трудовые отношения нормативные акты;
  • рыночная конъюнктура;
  • соответствующая инфраструктура.

Рынок труда призван обеспечить:

  • воспроизводство рабочей силы;
  • эффективное использование труда;
  • свободный выбор отрасли и вида деятельности, поощряемой выгодными предложениями;
  • механизм найма и увольнения, гарантирующий права обеих сторон трудовых правоотношений.

Виды рынков труда

По территориальности и специализации различают международный, национальный и внутригосударственные региональные рынки, каждый из которых можно рассматривать в разрезе конкретной отрасли.

  • свободные, ищущие трудоустройства потенциальные работники;
  • работодатели, представляющие вакантные должности.
  • трудоустроенными сотрудниками, готовыми уволиться при наличии более выгодного предложения;
  • работодателями, подыскивающими замену на формально занятые должности.

Объект торга

В этом качестве выступают знания, умения, навыки и квалификация трудоспособного физического лица. Происходит обмен способностей человека к продуктивному труду на денежный или имущественный эквивалент – заработную плату.

Предметом торга при заключении конкретного трудового договора является:

  • право эксплуатации рабочей силы;
  • продолжительность ее использования.

Спрос и предложение

Потребность в наемных сотрудниках как факторе производства во многом определяется конъюнктурой товарных рынков. То есть, рынок труда относится к вторичным.

Спрос на труд со стороны хозяйствующих субъектов возникает тогда, когда его использование предполагает возможность производить затребованные товары и получать прибыль.

Конкурентоспособность работника оценивается путем его сравнения с уже представленными на рынке человеческими ресурсами. Значение имеют:

  • уровень квалификации;
  • профильное образование;
  • владение языками;
  • личные качества.

Поиски работы для неконкурентоспособных лиц сопряжены с трудностями и проволочками, а в некоторых случаях бесперспективны. Устанавливая гарантии для сотрудников и льготы для работодателей, государство способствует трудоустройству отдельных категорий граждан (ст. 13 1032-1-ФЗ «О занятости населения в РФ»).

В рыночной экономике наблюдается несоответствие вакантных мест составу представленных на рынке ресурсов по количественным, а также качественным показателям. Происходит жесткий отбор, стимулируется высококвалифицированный труд.

В этом отличие современной российской экономики от административно управляемой советской. Последняя предполагала:

  • централизованное планирование количества рабочих мест, полностью покрывающих потребность населения в трудоустройстве;
  • распределение, а при необходимости – перераспределение трудовых ресурсов.

Такая система существенно снижала мотивацию к труду.

Особенности рынка труда

1) Покупатель и продавец находятся в длительном личном контакте, что накладывает неизбежный отпечаток на их деловые взаимоотношения.

2) Неотделимость способности к труду от ее носителя.

3) Индивидуализации сделок в сфере трудоустройства посредством заключения контракта (раздел 3 Трудового кодекса РФ).

4) Законодательная обязательность коллективных переговоров (глава 6 ТК РФ), отраслевых договоров, привлечения профсоюзов (10-ФЗ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности»).

5) Значимость для сотрудника неденежных аспектов соглашения с работодателем: условий труда, психологического климата, возможностей карьерного роста и совмещения работы и учебы.

Ситуация на рассматриваемом рынке отображает текущий баланс интересов нанимателей и рабочей силы. Однако значительное влияние на нее могут оказывать иные факторы. Среди них: государственная политика и законодательство; демографическая ситуация; динамика ВВП; стадийность делового цикла; миграция.

История становления и развития Российского рынка труда;

Формирование рынка труда в России.

Сведения о трудоустройстве граждан, прошедших собеседование, работодатели предоставят до конца месяца.

Консультации специалистов Центра занятости получили 38 граждан, в том числе по вопросам законодательства в сфере занятости — 3 человека, различные профориентационные услуги оказаны 22 гражданам, интерес к программам активных форма занятости проявили 10 человек, 3 участника ярмарки получили квалифицированные консультации по профессиональному обучению и повышению квалификации.

С представителями кадровых служб предприятий смогли встретиться 265 соискателей.

На ярмарке 14 представителям предприятий были вручены информационные письма о программе мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Помимо этого, до участников ярмарки доведена информация о программах активных форм занятости и итоги деятельности ОГУ ЦЗН в 2008 году.

Ярмарка вакансий в Центре занятости г. Иркутска.

Пятница с 09 до 17.00.

Четверг с 11.00 до 19.00.

Среда с 09.00 до 17.00.

Вторник с 12.00 до 20.00.

Телефоны: (4152) 41-07-13 и 41-07-33.

В ОГУ ЦЗН города Иркутска 19 марта, в рамках месячника «Женщина и занятость», прошла ярмарка вакансий.

Для информирования населения и работодателей ярмарка анонсирована на сайте СЗН Иркутской области. Кроме того, с программой ярмарки могли ознакомиться все посетители Центра занятости – объявления были размещены на стендах в информационных залах, демонстрировалась видео-презентация мероприятия.

Участниками мероприятия стали 16 предприятий, заявившие 190 вакансий: Агродорспецстрой ООО, Байкал Моторс ООО, Больница 9 городская клиническая МУЗ, В/часть 2658 внутренних войск МВД России, Дока Плюс (строймаркет Дока) ООО, Завод тяжелого машиностроения ПО ОАО, Компания страховая Альянс РОСНО Жизнь, Компания транссибирская пассажирская ООО, Лес Сибири ООО, Медсанчасть 2, Медсанчасть ИАПО МУЗ, Сант ООО, Торговые технологии ООО, Ферро-ресурс ООО, Центр научный проблем здоровья семьи и репродукции человека, Центр студ. питания БГУЭП.

Читать еще:  Олигополистический рынок курсовая

Переходя к рыночной экономике, которой, естественно, соответствует рынок труда, мы начинаем понимать, что чем экономика эффективнее, свободнее, тем большее значение в ней имеет система занятости как ее социальная основа, и что только свободный труд может быть эффективным. При обосновании новой политики занятости полезно не только использовать опыт развитых стран, но и критически переосмыслить свой собственный опыт — положительный и отрицательный. Хочется надеяться, что наше общество сумеет сделать правильные выводы из уроков истории и не допустит повторения прежних ошибок.

Итак, немного истории.

В конце десятых годов нынешнего века происходили процессы, которые привели к развалу империи, демобилизации армии в результате выхода страны из войны. Началась хозяйственная разруха, появились толпы беженцев. Все это привело к невиданной в истории России безработице.

И вот для того, чтобы ликвидировать ее, по всей стране в течение короткого времени открываются биржи труда, которые помимо учета безработных, свободных рабочих мест и распределения по ним людей, оказывали материальную помощь нуждающимся.

Борьбу с начинавшейся безработицей существенно тормозило отсутствие специальных органов. В царской России было только шесть постоянных бирж труда и несколько их временных отделений (так называемых корреспондентских пунктов). Первый государственный закон о биржах труда был принят незадолго до Октябрьской революции — 19 августа 1917 года. Он предусматривал возможность их открытия в городах с населением не менее 50 тысяч человек.

Биржи должны были осуществлять регистрацию спроса и предложения рабочей силы, оказывать посреднические услуги по найму, вести статистику и систематизацию сведений о рынке труда. Всего в течение 1917 года было открыто 42 биржи труда.

Октябрьская революция положила начало революционной ломке отношений в сфере труда. Вместе с радикальными социально-экономическими преобразованиями стала меняться и ситуация в области занятости. Советское Правительство своими первыми декретами о труде удовлетворило все социалистические требования рабочих. Это создавало основные предпосылки для борьбы с усилившейся безработицей. Кроме того, был запрещен детский труд и расширено обучение рабочих — подростков.

31 января 1918 года. Советское Правительство обнародовало новый закон о биржах труда. Они переходили в ведение профсоюзов и учреждались в городах с числом жителей не менее 20 тысяч человек. Управление ими передавалось комитетам, в которых большинство принадлежало представителям рабочих. В декабре 1918 года был принят первый советский Кодекс законов о труде, который отразил новые принципы регулирования трудовых отношений. Для всех граждан в возрасте от 16 до 50 лет была установлена трудовая повинность.

Законом была установлена не только обязанность трудиться, но и впервые — право на труд. Безработным считался трудящихся, зарегистрированный в местных отделах распределения рабочей силы, не имевший работы по своей специальности и даже получивший таковую на срок менее двух недель. Все они получали пособия из фонда для безработных в полном размере заработка, соответствовавшего их специальности и квалификации.

Регистрация безработных и осуществление права на труд становились функциями государственных органов, профсоюзов, предприятий и учреждений. Был предусмотрен учет всех работающих по найму, установлено правило предварительной регистрации всех трудящихся, которым предстояло увольнение со службы. На учет стали брать не только безработных, ищущих работу, но и всех граждан, подлежащих трудовой повинности. Однако, несмотря на все принимаемые меры, нужда в работниках росла все быстрее. Тогда решили прибегнуть к принудительному учету и мобилизации рабочей силы.

В 1929 году в стране стала складываться тоталитарная, по сталинскому образцу, система государственного социализма, деформировавшая процессы свободного социально-экономического развития. В этом государственном устройстве бюрократия узурпировала власть. Решающим шагом становления всеобщности труда, оказавшем исключительное влияние на все общественные процессы, явилось упразднение рынка труда. Новый способ организации общественного труда предполагал устранение безработицы, в первую очередь ее социально-правового статуса и инструментов регулирования. К лету 1930 года около одного миллиона человек все еще состояли на учете бирж труда в поисках или ожидании подходящей работы, 134 тысячи из них были квалифицированные рабочие, 77 тысяч — строители, 132 тысячи — работники исследовательского труда. Парадоксально, но создаваемый экстенсивным экономическим ростом дефицит трудовых ресурсов уживался с оставшейся от рынка труда системой регулирования занятости.

На это «вопиющее» противоречие указал Сталин на проходившем в то время ХУ! съезде ВКП (б), заявив, что «эти безработные не составляют ни резервной, ни тем более постоянной армии безработных нашей промышленности». И тогда безработица была «упразднена». Раз и навсегда.

Экономически, социально, а главное — политически, безработица не вписывалась в сооруженную систему социального труда. Рынок труда был официально «закрыт». Было принято решение о распределении всех безработных на работы и прекращении выплаты пособий по безработице. Всем зарегистрированным на бирже труда безработным в принудительном порядке были предоставлены рабочие места. Фактически же безработица перешла в скрытую форму.

В годы застоя особенно мешало оставленное тотализмом идеологическое «наследие» по принципиальным проблемам труда и занятости, прочно вбитое в общественное сознание. «Золотой фонд» идеологии административно-командной системы — право на труд как общенародная обязанность работать на государство и связанная с этим поголовная занятость как важнейший устой социализма, а также абсолютная недопустимость рынка труда и полное отрицание безработицы. Все это рассматривалось как истины, не требующие доказательств, — своего рода аксиомы теории «казарменного социализма», и было завещано новым поколениям.

Официально было признано, что в СССР благодаря заслугам государственного аппарата по поддержанию поголовной занятости, безработицы не существовало около 60 лет. Нам внушали, и этому верилось, что безработица и социализм несовместимы, что всеобщая и полная занятость — величайшая победа экономики СССР, «завоевание» Советской власти, а безработица не наша проблема.

И вот теперь, расчищая завалы прошлого, мы столкнулись с реальным существованием «безработицы», «принципиально недопустимой» в нашем государстве.

Безработица. В пробудившемся от многолетнего застоя обществе ее образ возник внезапно вместе с ощущением острой тревоги и неминуемой расплаты за фальшь догматизма и беспринципную лакировку действительности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector