Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государство регулирует рынок

Регулирование рынка государством

Как всякая экономическая система, рынок должен отвечать на вопросы «Что?», «Как?», и «Для кого производить?». Рыночная экономика отвечает на эти вопросы посредством своих встроенных механизмов, проявляющихся на поверхности в виде цен, являющихся главным инструментом рыночной координации. Так что можно по-разному относиться к рынку, но никакой другой механизм не сможет его заменить с той же эффективностью.

Однако, как показывает практика, даже такой эффективный механизм как рынок, имеет пределы своих возможностей. Было бы неправильно в данном случае говорить о недостатках рынка в буквальном их понимании,- речь скорее идёт о том, что не является рыночным по своей природе. Эти пределы получили название «провалов» или «фиаско» рынка. Иными словами, эти понятия затрагивают те сферы хозяйственной жизни, где рынок не срабатывает.

Прежде всего, это наиболее ярко проявляется в «нейтральности» рынка по отношению к социальным и моральным нормам. Несложно представить себе ситуацию, когда, из-за чрезмерно высоких цен на продукты питания, большинство населения вынуждено переходить на потребление консервов для собак и кошек, из-за недоступности других продуктов. В то же время, семьи, сохранившие высокий доход, кормят этими консервами своих хвостатых любимцев. С точки зрения норм морали и этики, такая ситуация неприемлема, однако, с точки зрения рынка она не противоречит его принципам, и более того, вполне естественна, поскольку рынок, в данном случае разместил ресурсы в соответствии с покупательной способностью потребителей.

Следовательно, чтобы устранять недостатки рынка, необходим другой институт, который бы взял на себя соответствующие функции. Таким институтом является государство, которое берет на себя решение, в первую очередь, социально-экономических проблем.

1. Прежде всего, рынок не рассматривает в качестве своих субъектов индивидов, не получающих дохода. Но даже в странах с развитой рыночной экономикой таких людей очень много: это малоимущие, инвалиды, лица пожилого возраста, дети, неработающие студенты и т.п. Таким образом чисто рыночное распределение исключает все эти категории граждан из потребления, как не получающие дохода. Это не может считаться справедливым, так как препятствует не только достойному существованию этих людей, но и составляет угрозу их жизни. Рынок как таковой не имеет рычагов, обеспечивающих социальную защиту малоимущих граждан. Он добровольно не выделяет средств на воспроизводство благ коллективного пользования: зон отдыха, культурных центров.

Более того, законы рынка жёстки – тому, что не приносит дохода, нет места на рынке. Рынок игнорирует эффекты «перелива», т.е. результаты, достигаемые не по месту финансирования затрат. А ведь именно такими эффектами характеризуется социальная сфера: народное образование, здравоохранение. При чисто рыночных методах управления социальной инфраструктурой роль ее недооценивается. Поэтому вторжение государства в сферу социальных отношений путём перераспределения созданного во всей экономике дохода насущно необходимо.

2. Рыночный механизм порождает также так называемые «внешние эффекты» или экстерналии. Они могут быть как отрицательными, так и положительными. Эти эффекты также называют «эффектами соседства» по причине их происхождения.

Например, вы проживаете недалеко от аэропорта, и шум взлетающих или идущих на посадку самолётов нарушает покой всех жителей вашего района. Это пример отрицательного внешнего эффекта, поскольку жителям навязываются дополнительные затраты, связанные с мерами по шумоизоляции (остеклению лоджий и балконов, установкой стеклопакетов), что приводит к сокращению других потребляемых ими товаров и услуг.

Положительные внешние эффекты называются так потому, что приносят пользу. Например, при строительстве нового дома в старой части города происходит мощение тротуаров, прилегающие территории приводятся в надлежащий вид, открываются новые магазины, организуются автомобильные стоянки.

Однако проблему в экономике и обществе создают в основном именно отрицательные внешние эффекты, поскольку порождают конфликт «между соседями» на почве получения выгод одними за счёт других, и именно для компенсации этих потерь требуется вмешательство государства. Как правило, это достигается с помощью налогов.

3. Не все потребности населения находят выражение в индивидуальном платежеспособном спросе. Иными словами, люди хотят потреблять некоторые товары и услуги, но не хотят за них платить. Проще говоря, есть товары и услуги, которые нужны всем, но каждый конкретный потребитель не желает их оплачивать. Это национальная оборона, государственное управление, фундаментальная наука, защита окружающей среды, освещение улиц в тёмное время суток и т.п. Эти товары и услуги получили название «общественных благ», так как потребление блага одним индивидом не исключает из потребления никого другого. Но, поскольку никто не хочет оплачивать «общественные блага», рыночная экономика не станет их производить. Таким образом, задача обеспечения «общественных благ» полностью ложится на плечи государства и оплачивается за счёт обязательного налогообложения.

4. Механизм рынка не обеспечивает снабжение экономики необходимым количеством денег (рублей, евро, долларов и т.п.). Следовательно, важнейшей функцией государства является организация денежного обращения в стране.

Организация денежного обращения — это государственная монополия на выпуск денег и регулирование денежной массы в строгом соответствии с остальными экономическими параметрами.
5. Кроме вышеперечисленного, рыночный механизм не решает возникающих региональных проблем — экономических, демографических, социальных, экологических. Данные проблемы характерны практически для всех стран и вызываются, как правило, следующими основными причинами:

а) недостаток природных ресурсов (регион становится непривлекательным для капиталовложений, что приводит к снижению уровня жизни его жителей);

б) невозможность полного использования возможностей региона из-за недостатка капитала (к сожалению, сегодня это относится к большинству регионов России);

в) плачевное состояние или упадок предприятия ключевой отрасли региона, которое приводит к росту безработицы, крайне низким доходам, высоким показателям эмиграции, неразвитой инфраструктуре и социальной напряженности. В России это положение, к сожалению, встречается часто: это Урал, некоторые регионы Сибири и Дальнего Востока, центральная часть России.

Исправить положение за счёт рыночного механизма абсолютно невозможно, более того рынок только его усугубит. Цены, выступающие в виде сигналов, лишь уведут из этих регионов то, что там ещё остается — капитал, рабочую силу, природные ресурсы. Поэтому в таких случаях государство должно проводить соответствующую региональную политику, путём размещения в этих регионах части своих заказов и сместив в его пользу приоритеты в проведении таких общественных работ как строительство школ, новых дорог, медицинских учреждений. Ответственность за это лежит на соответствующих государственных министерствах и ведомствах.

6. В своей экономической деятельности государство и фирмы зачастую сталкиваются с противоположностью своих интересов. В самом деле, предприниматель, создавая своё предприятие преследует цель в виде собственной выгоды, и приложит все усилия с тем, чтобы её не упустить. Ориентированной на получение прибыли рыночной системе присуща склонность к монополизации, поэтому для поддержания рынка и сохранения информативности ценовых сигналов государство проводит антимонопольную политику.

Читать еще:  Рынок долговых обязательств

Интересом и задачей государства является достижение экономической стабильности в рамках страны. Поэтому, далеко не всегда то, что является благом для части, является и благом для целого, и наоборот, не всегда то, что является благом для целого, равножелательно и для его части. Иными словами, развитие национальной экономики ставит перед собой иные задачи, чем отдельный предприниматель или отдельная фирма.

Вопросы сбалансированности национальной экономики, достижение макроэкономического равновесия являются основными в экономической политике государства, однако вовсе не являются приоритетными для отдельного предприятия. Отсюда — необходимость вмешательства государства в структурную политику, связанную с поддержанием этого равновесия.

Для рыночной экономики характерна определенная нестабильность, повсеместно проявляющаяся в виде инфляции, безработицы и экономических кризисов. Следовательно, проведение антиинфляционной политики, политики в области занятости, антициклической политики, также являются важнейшими функциями государства.

7. Механизм рынка не в состоянии реализовывать национальные экономические интересы отдельных стран в сфере международных отношений. В этом случае регулирование экономической деятельности государством становится объективной необходимостью.

Для того чтобы иметь возможность оказывать влияние на экономику, государство должно иметь собственные методы и средства. Самыми эффективными являются методы, основанные на использовании государственных финансов. Основными средствами государственного воздействия на рынок являются:

1) налоги и субсидии;

2) регулирование цен путем установления их верхних или нижних пределов;

3) регулирование объема обращающихся на рынке товаров.

Налоги представляют собой основной источник, формирующий государственную казну. Без налогов государство лишается необходимых ему централизованных накоплений. Без налогов нет источника и для субсидий. Налоги считаются самым мягким орудием государственного вмешательства в работу рыночного механизма. Налоги не изменяют условия протекания рыночных процессов, не лишают свободы действия рыночных субъектов. Действуя как ценоудорожающий фактор, налоги сдвигают точку рыночного равновесия.

Влияние налогов на рыночное равновесие проследим на примере акцизного поштучного налога, уплачиваемого продавцом (рис. 6.14).

После введения налога кривая предложения сдвигается вверх на величину налога T. Для сохранения той же выручки за вычетом налога продавец вынужден запрашивать большую цену. Собственно выручка продавца после введения поштучного налога формируется на базе цены за минусом налога, то есть: Pт-Т.

Для покупателя товар подорожал. Равновесное состояние теперь будет соответствовать точке А, а не точке Е. Новому равновесному состоянию рынка соответствует теперь объем продаж Qт вместо исходного Q * . Причем Qт * до Pт.

Итоги сделок для заинтересованных сторон следующие: общие расходы покупателя: Pт х Qт ; поступления в пользу продавца: (Pт-Т) х Qт ; налоговые поступления государству: Т х Qт.

Рис. 6.14 Последствия введения поштучного акцизного налога

Несмотря на то, что формально плательщиком акцизного налога государству является продавец, налоговое бремя распределяется между ним и покупателем. Отрезку АБ на графике соответствует штучный налог, уплачиваемый покупателем, отрезку БВ- уплачиваемый продавцом. Распределение налогового бремени, очевидно, зависит от эластичности спроса и предложения. При эластичном спросе больше теряет продавец, при неэластичном-покупатель.

Уяснив последствия введения поштучного акцизного налога, несложно разобраться с субсидиями. Их можно рассматривать как отрицательные налоги или как налоги «наоборот». Налоги отрицательно влияют на рыночную конъюнктуру, субсидии — положительно. Но налоги — та жертва, без которой экономика не способна развиваться нормально.

Менее пригодным инструментом государственного влияния на рынок считается регулирование цен. Оно способно разрушить сам рыночный механизм координации. Установление государством «потолка» или «пола» цены, как показал опыт нашей страны, себя не оправдывает. Искусственно низкие цены на продукты питания в СССР были таковыми для всех, включая и самых состоятельных граждан. Цены невозможно сделать избирательно действующими в отличие от субсидий. Цены, пропускавшие плановые убытки в производстве, разрушали отношения нормального эквивалентного обмена, не способствовали рациональному использованию ограниченных ресурсов.

Для отраслей естественной монополии и после 1992 года сохранено прямое государственное регулирование цен (тарифов). Решение ныне представляется спорным. Переход к рынку очень сложно дозировать. Преобладание свободных рыночных цен требует регулярного пересмотра и цен (тарифов), назначаемых государством. Например, на железнодорожном транспорте тарифы приходится пересматривать с периодичностью индексации заработной платы. Транспорт трудоемок и всякое повышение заработной платы приводит к росту полных издержек, являющихся базой тарифа.

В целом, вопросы, касающиеся взаимоотношений государства и рынка являются, пожалуй, самыми сложными и проблемными в экономической теории. Очевидно, что государство должно вмешиваться, но какая степень этого вмешательства необходима и достаточна? Существует ли чёткая граница, за которую не должно переступать государство и, если существует, то где она? Различные экономические концепции не дают однозначного ответа на данный вопрос.Но, так или иначе, развитие рыночной экономической системы ведёт к её усложнению, и доказательством этому являются социально ориентированная рыночная экономика и те интеграционные процессы, которые происходят сегодня в Европе. Всё это предполагает усиление, или скорее изменение роли государства, но не объясняет, до какой степени это может происходить, чтобы не стать угрозой существованию самого рыночного механизма.

Государственное регулирование экономики

Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.

Государственное регулирование экономики – определение термина

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.

Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.

Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.

Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.

Роль государства в экономике

Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:

  • создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
  • проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
  • распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
  • развитие научной деятельности;
  • контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
  • регулирование отраслевой структуры экономики;
  • проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
  • контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
  • производство общественно необходимых благ.

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.

Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.

Принципами ГРЭ являются:

  • Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
  • Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
  • Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
  • Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
  • Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.

Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.

Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.

Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.

Государственное регулирование рыночной экономики

Необходимость государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.

Государственное регулирование рыночной экономики по своей сути – это такой комплекс мер, который предпринимает государство, чтобы установить и стабилизировать необходимые экономические процессы. Такое регулирование направлено на три взаимосвязанные стороны рынка: ресурсы, производство и финансы.

Целью государственного регулирования является создание определенных финансовых, административных и правовых механизмов, которые бы позволяли рыночной экономике нормально функционировать, избегая или же минимизируя негативные последствия ее существования.

Государство в экономике страны отвечает за:

  • Фискальную политику;
  • Регулирование рынка денежных средств и кредитного рынка;
  • Регулирование внешнеторговых отношений;
  • Регулирование бюджета и распределения доходов.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Государственное регулирование осуществляется через такие инструменты, как: целевые программы, прогнозирование, моделирование ситуаций и пр.

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики обоснована наличием ряда отрицательных процессов (бедность, преступность), существованием общественных благ (например, образование и здравоохранение), неуклонным стремлением крупных игроков рынка к монополизации и пр.

Функции государства

Основными и необходимыми функциями государства в рыночной экономике являются:

  • Создание правовой основы для функционирования бизнеса;
  • Борьба с монополиями, поддержание на рынке здоровой конкуренции;
  • Распределение доходов с помощью системы налогообложения и субсидий (пенсии, пособия и пр.);
  • Финансовое обеспечение науки и технического прогресса;
  • Контроль занятости населения, уровня цен, образующихся коммерческих объединений и альянсов;
  • Регулирование производства и ценовой доступности общественных благ.

Принципы государственного регулирования рыночной экономики

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Государственное регулирование экономики базируется на следующих непреклонных принципах:

  • Предпочтительна рыночная организация экономики;
  • Государственные предприятия не должны превалировать над частными, так как у последних имеются меньшие финансовые возможности для такого конкурирования;
  • Экономическая политика государства должна быть направлена на экономическое благосостояние страны и социальную стабильность общества;
  • Государственное регулирование может быть усилено или ожесточено в целях предотвращения экономического кризиса.

Методы и механизмы государственного регулирования экономики

Основные механизмы регулирования экономики:

  • Бюджетно-налоговая политика: предполагает, что ведется необходимая деятельность в области налогообложения и бюджетирования, которая направлена на стабилизацию развития экономики страны, решение негативных социальных эффектов, предотвращение кризисных ситуаций.
  • Денежно-кредитная политика: предполагает строгий контроль денежной массы со стороны государства.

Все методы государственного регулирования подразделяются на:

  • Прямые (основаны на создании и развитии правовой базы): установление стандартов качества, введение ограничений и запретов;
  • Косвенные (стимулирующие к принятию рыночного решения методы): основаны на финансовой и кредитной политике страны; предполагает, например, контроль доходов участников рынка.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Как государство регулирует рынок эзотерических услуг?

Кто такие рептилоиды и каково их влияние на мировые правительства?

Рептилоиды — это выдуманная раса. Предполагается, что они заменяют высшие должности в правительстве, чтобы управлять людьми. Нет никаких доказательств, что они существуют и как-то влияют на мировую экономику.

Чем обусловлен столь развитый рынок эзотерических услуг в России?

Магия и мистика сопровождали человечество на всём протяжении его истории. Начиная от самых первых наскальных изображений и заканчивая современными мегаполисами, магия является обязательным атрибутом всех культур. Почему так происходит — на это нет однозначного научного ответа, но есть различные теории. Мне, в частности, симпатичен функционалистский подход, который акцентирует внимание на том, что если какой-то социальный феномен воспроизводится в течение тысячелетий во всех культурах, это значит, что несёт какую-то социальную функцию. Так, религия исполняет, среди прочего, такие функции как формирование социальной сплоченности, идентичности и т.д. — посмотрите на еврейский народ в качестве примера, фактически, именно благодаря объединяющей их религии они смогли остаться единым народом даже тогда, когда были лишены собственного государства, сохранили свою идентичность и, в итоге, построили современный Израиль.

Каковы социальные функции магии или, шире, эзотерики — вопрос интересный. Таких функций было описано довольно много различными исследователями. Не буду говорить обо всех временах и эпохах, и сконцентрируюсь только на современности. Первая из таких функций — создание условий для обсуждения и апробации идей, не принимаемых обществом в целом. Это становится заметно, если посмотреть на рубеж XIX — ХХ века. Именно в эзотерических сообществах женщины стали впервые пробовать себя в качестве лидеров и, скажем так, интеллектуальных авторитетов — вспомните многочисленных женщин-медиумов и таких личностей как Блаватская. Но не только это. Задолго до 1960-х темы «сексуальной революции» обкатывалась такими фигурами как британский оккультист Алистер Кроули. То же касается и неортодоксальных научных идей: гипноз примерно полвека между Месмером и Шарко существовал именно в эзотерической среде, прежде всего. Даже такие авторы-эзотерики рубежа XIX — XX вв. как Папюс ещё уверенно относят гипноз к сфере оккультного.

Впрочем, конечно, не все идеи, циркулирующие в эзотерических сообществах, плодтворны. Эзотерические сообщества ценны для общества, прежде всего, тем, что они допускают циркуляцию и обсуждение любых идей, а не тем, что все такие идеи хорошие. Поэтому не удивительно, что в эзотерических сообществах часто циркулируют и идеи весьма странные, как минимум некоторые из которых, несомненно, окажутся бесплодными: конспирологические теории, торсионные поля и т.п. Именно поэтому есть очень интересный религиоведческий термин для характеристики эзотерических сообществ — «институты хаоса», в том смысле, что эзотерические сообщсетва придают обществу определённую долю «бардака», авантюризма, хаоса и новаторства, которые необходимы для его развития. Именно поэтому к эзотерике так часто обращаются учёные и инженеры, работающие на переднем крае науки (Паули, Парсонс — если говорить о ХХ веке) и люди творческих профессий (художники, музыканты, писатели и т.д.). Они находят в эзотерических идеях новаторство и вдохновение. Подробнее об этом см. здесь. Это также одна из частых причин, почему люди приходят на эзотерические треннинги, пользуются Таро и т.д.

Что же касается России, то рынок эзотерических товаров и услуг здесь развит относительно слабо. Подумайте о том, есть ли, например, в Вашем городе хотя бы один эзотерический магазинчик, и если есть, то что там продается. Если это не Москва или Петербург, то, скорее всего, если такой магазинчик и есть, то это будет небольшая лавка с сувенирами, «фен-шуй» и книгами. Даже в Москве такие места можно пересчитать по пальцам, а чего-то сопоставимого, например, с лондонским Atlantis Bookshop в России просто не существует. Пока что, во всяком случае.

Кроме того, рынок эзотерических услуг в России довольно дикий, поскольку находится вне правового поля — я имею в виду в данном случае, что ни нормы, ни права людей, оказывающих магические услуги в России никак не зафиксированы по существу. Из-за этого, с одной стороны, на рынке процветают сомнительные персонажи, с другой — сами эзотерики, оказывающие какие-либо услуги, оказываются абсолютно незащищенными с юридической точки зрения. Мне, например, доводилось слышать о совершенно вопиющих случаях, когда на полном серьезе на салонного экстрасенса подавали в суд за то, что, например, приворот не сработал. Это полный абсурд, сопоставимый с тем, как если бы человек освятил машину, потом попал в аварию и подал бы в суд на священника за то, что тот неправильно освятил. Или если бы с РПЦ после падения освященного «Протона» взыскали бы за это.

Совершенно ясно, во-первых, что подобного нонсенса быть не должно. Чтобы рынок был цивилизованным, он требует, во-первых, легализации, во-вторых, защиты трудовых прав эзотериков, в-третьих, ясных и прозрачных правил игры.

Ни в коем случае легализация не должна происходить по критерию какого-то лицензирования. Лицензирование профессиональных экстрасенсов — абсурд почище того, что есть сейчас. Только представьте себе комиссию из чиновников, оценивающих способности, например, гадателя на Таро. Я думаю, несложно представить себе, что это будет просто эпичнейшее поле для злоупотреблений, коррупции и торговли лицензиями. Первыми такие лицензии получат участники «Битвы экстрасенсов» и прочие деятели с налаженным бизнесом и связями, а под удар попадут люди, которые искренне и честно оказывают эзотерические услуги — гадают, строят астрологические карты и т.д.

Прежде всего, закон должен рассматривать оказание эзотерических услуг наравне с прочими услугами из духовной сферы, например, религиозными. Во-вторых, было бы уместно до какой-то степени регулировать и сам процесс, точнее, прописать правила игры. Например, категорически неуместны рекламные объявления вида «Приворот. Результат 100%» — это откровенное введение в заблуждение. Да и ни один серьёзный эзотерик не будет Вам говорить про 100% результат. Вне всякого сомнения, требуют регулирования и вопросы, связанные с медициной. Экстрасенс без медицинского образования не должен ставить диагнозы и, тем более, препятствовать лечению больного средствами обычной медицины. Эзотерическая медицина должна рассматриваться скорее как дополнение к обычному лечению — собственно, если Вы посмотрите американские пособия по целительству-рейки, то там авторы всё это прописывают для читателей в обязательном порядке: никогда не ставьте диагнозы, если Вы не врач; не призывайте отказаться от обычного лечения; не прикасайтесь к человеку, не спросив разешения и т.д. Вот этого нам, собственно, и не хватает.

Далее, как бы кто к этому ни относился, но в демократическом обществе существует право граждан на свободу убеждений и самостоятельное решение, к кому обращаться — к классическому психологу, например, или к экстрасенсу с образованием психолога, ехать ли летом в Турцию или на какой-нибудь ретрит, платить деньги за, я не знаю, новый танк в «World of Tanks» (или что там сейчас популярно?) или за фотографирование своей ауры. Задача государства — такую возможность обеспечить.

Как показывает практика, лучший способ сделать рынок эзотерических товаров и услуг более цивилизованным — это не мешать развиваться эзотерическим сообществам в данном регионе, как это показывает опыт США и Европы в последние полвека. Потому что когда эзотерические сообщества не загоняются в подполье, они начинают развиваться, их члены получают возможность для свободных дискуссий, образования и самообразования, эзотеризм в целом становится более рафинированным и интеллектуальным. В нем появляются свои авторитеты и среда сама по себе начинает до определенной степени регулировать рынок — грубо говоря, когда информация циркулирует свободно, те, кто в теме достаточно глубоко, прекрасно понимают, кто есть кто «по гамбургскому счёту». А вот когда эзотерика вынужденно уходит «в подполье», то тут интеллектуальный и культурный уровень, к сожалению, довольно быстро падает. Эзотерики думают скорее о выживании в таких условиях, и «шиковать» тут не приходится.

К сожалению, государственная политика в этой сфере в России находится в удручающем состоянии. Вариантов решения чиновники, в основном, видят два.

Первый — вообще никак не вводить эзотерические услуги в легальное поле и, соответственно, никак юридически не защищать самих эзотериков. То есть, грубо говоря, логика тут такая: если мы не назовем эту вещь, значит ее нет — что, кстати, само по себе является формой магического мышления. Прагматическая цель — не приравнивать эзотериков к «настоящему» бизнесу, «настоящим» психологам и т.п. Из этой серии, например, запрет рекламы соответствующих товаров и услуг, включенный в закон «О рекламе».

Второй вариант, который периодически слышится от чиновников — это лицензирование; о глупости этой затеи я писал выше. Разговор об этом то и дело поднимается, но, к счастью, пока что он так же быстро умирает.

Оба варианта совершенно нелепы. Они не могут помочь решению каких-то проблем и только создают новые.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector