Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственный долговой рынок

Рынок государственного долга

Государственные заимствования осуществляются на финансовом рынке . Финансовый рынок представляет собой особую форму организации движения денежных средств от их владельцев к пользователям на основе покупки ценных бумаг или предоставления кредитов, выражающих собой форму движения ссудного капитала. Это означает, что финансовый рынок включает в себя два компонента: рынок ценных бумаг и рынок ссудных капиталов. Оба этих компонента предоставляют средства для государственных заимствований.

Основными сегментами рынка ценных бумаг являются рынки государственных, муниципальных и корпоративных ценных бумаг.

Заново становление рынка государственных ценных бумаг в России началось в 1991 г. Основными факторами, определяющими его развитие, явились:

— развитие практики финансирования федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ за счет выпуска государственных ценных бумаг;

— реструктуризация внутреннего валютного долга на основе выпуска облигаций валютного займа;

— появление специфических финансовых инструментов – казначейских обязательств, налоговых освобождений и векселей для решения кризиса неплатежей;

— постепенное открытие доступа эмитируемым в России ценным бумагам на международные рынки капиталов и доступа иностранным инвесторам на российский рынок.

Под воздействием этих факторов сформировались правовые, экономические и организационные основы для дальнейшего развития отечественного рынка государственных ценных бумаг.

В качестве приоритетных задач своей стратегии на рынке государственных ценных бумаг исполнительная власть определяет следующие направления:

— восстановление участия государства на финансовом рынке на приемлемых условиях путем проведения сдержанной и гибкой политики осуществления новых заимствований;

— восстановление доверия участников рынка к государству как эмитенту ценных бумаг на основе полного выполнения обязательств по обслуживанию и погашению облигационной части государственного долга;

— последовательная работа по снижению стоимости и увеличению сроков государственных заимствований;

— функциональное разделение государственных ценных бумаг на инструменты денежного рынка (краткосрочные бумаги) и инструменты рынка капиталов (облигации со сроком погашения свыше одного года);

— выпуск широкого спектра финансовых инструментов для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;

— обеспечение скоординированных действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по привлечению заимствований через механизмы рынка ценных бумаг;

— поддержание надежности и доступности государственных ценных бумаг для инвесторов.

Надежность и доступность государственных долговых обязательств для инвесторов обеспечивается формированием государственной долговой книги и возможностью прямого владения ценными бумагами любыми группами инвесторов. Для обеспечения доступа максимально широкому кругу инвесторов на рынок государственных займов, и, прежде всего, коллективных инвесторов, государство стимулирует развитие соответствующих механизмов и технологий.

В истекшие годы становления и развития рынка государственного долга власти опробовали функционирование различных видов ценных бумаг. Среди них – облигации, казначейские векселя, казначейские обязательства, векселя Минфина РФ, золотые сертификаты, жилищные сертификаты.

Облигация государственного займа – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право её держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок её номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента или иного имущественного эквивалента. Как эмиссионное обязательство она характеризуется одновременно следующими тремя признаками:

— закрепляет совокупность имущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка;

— имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения облигации.

Для покрытия текущей бюджетной задолженности перед предприятиями и организациями в 1994 г. Правительство РФ выпустило казначейские векселя и казначейские обязательства. Оба вида новых государственных финансовых инструментов удовлетворяли всем признакам эмиссионной ценной бумаги. Однако если казначейские векселя сразу могли поступать во вторичный оборот, то казначейские обязательства могли попасть во вторичное обращение только после прохождения установленного числа индоссаментов (обязательных расчетов с поставщиками).

Золотые сертификаты 1993 г. выпускались в виде ценных бумаг государства, замещавших собой операции по продаже золота. Они отвечали требованиям эмиссионной ценной бумаги, но являлись именными и не подлежали вторичному обращению на финансовом рынке.

Жилищные сертификаты — государственные ценные бумаги, замещающие собой операции по продаже общей жилой площади в домах-новостройках по частям. По накоплении определенного количества жилищные сертификаты обмениваются на соответствующую квартиру или погашаются деньгами. Сертификаты представляют собой специфический вид облигаций с индексируемой номинальной стоимостью, номинал которых выражается в единицах общей площади жилья и в его денежном эквиваленте.

Выпуск свободно обращающихся векселей Министерства финансов РФ осуществлен в 1995 г. для восстановления собственных кредитных ресурсов коммерческими банками, проводившими в 1992-1994 годах кредитование организаций АПК, потребительской кооперации и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера. Векселя эмитировались в размере задолженности заемщиков по централизованным кредитам и процентам по ним по состоянию на 1 апреля 1995 г. Эта задолженность образовалась в результате погашения с корреспондентских счетов коммерческих банков централизованных кредитов и начисленных процентов по ним без уплаты соответствующих сумм заемщиками.

Некоторые действующие на этом рынке инструменты будут рассмотрены подробнее при изучении следующих тем.

Рынок ссудных капиталов можно условно разделить на рынок долгосрочных кредитов и краткосрочных кредитов. На этих рынках государственные органы действуют на началах обычных заемщиков, т.е. как и все другие юридические лица. Они могут обращаться к любым банкам, и кредиты получают на условиях, формирующихся под воздействием закона спроса и предложения. Исключение составляет кредитование Банком России потребностей Правительства РФ, которое осуществлялось на льготных условиях (на длительные сроки и при низкой процентной ставке).

Читать еще:  Бингуру бинарные опционы

На финансовом рынке государство выступает и как гарант по заимствованиям, привлекаемым хозяйствующими субъектами. Для эффективного использования предприятиями и организациями государственных гарантий они предоставляются на конкурсной основе. Получение государственной гарантии по ценным бумагам или привлекаемым кредитам является действенным инструментом привлечения средств инвесторов для развития инвестиционных проектов.

До недавнего времени государственные гарантии предоставлялись и по коммерческим кредитам, используемым субъектами РФ и иными получателями средств федерального бюджета в случае их недофинансирования. Замещение бюджетного финансирования банковским кредитованием приводило к существенным потерям сначала федерального бюджета, а потом и самих получателей бюджетных средств. Кроме того, предоставление государственных гарантий не решало проблему недофинансирования из федерального бюджета, а лишь отодвигало необходимость ее решения на будущее. С 1997 г. порочная практика предоставления государственных гарантий при недополучении бюджетных средств прекращена. Таким образом, рынок государственного долга можно определить как совокупность отношений между государством как эмитентом и гарантом, другими эмитентами, инвесторами и их посредниками по поводу эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, получения кредитов органами государственной власти и предоставления государственных гарантий по займам и кредитам, привлекаемым региональными и местными органами власти, экономическими субъектами.

Секторы и участки финансового рынка, которые полностью или частично входят в состав рынка государственного долга. Последний включает в себя полностью рынок государственных (федеральных и региональных) ценных бумаг, отношения по поводу эмиссии, обращения и погашения муниципальных и корпоративных ценных бумаг, гарантированных федеральными или региональными органами власти, часть рынка ссудных капиталов, соответствующую кредитам, предоставленным федеральным или региональным органам власти либо выданным экономическим субъектам под гарантии государственных органов.

Другими словами, рынок государственного долга включает в себя следующие три сегмента: рынок государственных ценных бумаг, рынок привлекаемых государством кредитов, рынок государственных гарантий (или гарантированных государством муниципальных и корпоративных ценных бумаг и кредитов, привлекаемых органами местного самоуправления и экономическими субъектами).

Рынок государственных долговых обязательств делится на внутренний и внешний. На внутреннем рынке государственного долга заимодателями и кредиторами государства являются многочисленные российские предприятия и организации, финансово-кредитные институты, физические лица. На внешнем рынке инвесторами государства выступают иностранные правительства, банки, фирмы и физические лица, международные финансовые организации.

Рынок государственного долга

5. Рынок государственного долга

Общее понятие о рынке государственного долга

Государственные заимствования осуществляются на финансовом рынке. Последний представляет собой особую форму организации движения денежных средств от их владельцев к пользователям на основе покупки ценных бумаг или предоставления кредитов, выражающих собой форму движения ссудного капитала. Это означает, что финансовый рынок включает в себя два компонента: рынок ценных бумаг и рынок ссудных капиталов. Оба эти компонента предоставляют средства для государственных заимствований.

Основными сегментами рынка ценных бумаг являются рынки государственных, муниципальных и корпоративных ценных бумаг. Заново становление рынка государственных ценных бумаг в России началось в 1991 г. Основными факторами, определяющими его развитие, явились развитие практики финансирования федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ за счет выпуска государственных ценных бумаг; реструктуризация внутреннего валютного долга на основе выпуска облигаций валютного займа; появление специфических финансовых инструментов – казначейских обязательств; постепенное открытие доступа эмитируемым в России ценным бумагам на международные рынки капиталов и доступа иностранным инвесторам на российский рынок.

В качестве приоритетных задач своей стратегии на рынке государственных ценных бумаг исполнительная власть определяет следующие направления:

¨ восстановление участия государства на финансовом рынке на приемлемых условиях путем проведения сдержанной и гибкой политики осуществления новых заимствований;

¨ восстановление доверия участников рынка к государству как эмитенту ценных бумаг на основе полного выполнения обязательств по обслуживанию и погашению облигационной части долга;

¨ последовательная работа по снижению стоимости и увеличению сроков государственных заимствований;

¨ функциональное разделение государственных ценных бумаг на инструменты денежного рынка (краткосрочные бумаги) и инструменты рынка капиталов (облигации со сроком погашения свыше 1 года);

¨ выпуск широкого спектра финансовых инструментов для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;

¨ обеспечение скоординированных действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по привлечению заимствований через механизмы рынка ценных бумаг;

¨ поддержание надежности и доступности государственных ценных бумаг для инвесторов.

В целом рынок государственного долга охватывает отношения по поводу государственных заимствований в форме займов, кредитов и государственных гарантий. Таким образом, рынок государственного долга можно определить как совокупность отношений между государством как эмитентом и гарантом, другими эмитентами, инвесторами и их посредниками по поводу эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, получения кредитов органами государственной власти и предоставления государственных гарантий по займам и кредитам, привлекаемым региональными и местными органами власти, экономическими субъектами.

Заемная деятельность России на внешнем рынке

Цель заемной деятельности РФ на внешнем рынке – покрытие дефицита федерального бюджета. Право осуществления государственных внешних заимствований РФ и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени РФ осуществлять внешние заимствования может Правительство РФ либо уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти.

После принятия Россией всего внешнего долга СССР остро встал вопрос о методах его регулирования. Конечное решение проблемы внешнего долга России заключалось в ежегодной выплате кредиторам во второй половине 90-х годов 15-18 млрд. долл. Но выполнение такой задачи могло поставить под угрозу судьбу экономики страны. Поэтому основным методом регулирования внешнего долга стала его реструктуризация на максимально приемлемых для России условиях.

Читать еще:  Живой график для бинарных опционов онлайн

Большую часть внешнего долга России в зависимости от природы его происхождения можно разделить на три группы – это кредиты Парижского, Лондонского и Токийского клубов кредиторов.

¨ Основная сумма долга РФ приходится на Парижский клуб, объединяющий около двадцати государств – крупнейших мировых кредиторов. Двойственное положение РФ заключается в том, что Россия выступает в качестве должника одних стран и кредитора других одновременно.

¨ Межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использовавшиеся во внешнеторговых расчетах и предназначенные для учета. Интересы этой группы кредиторов представляет Лондонский клуб, объединяющий более 600 коммерческих банков. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования.

¨ Наиболее интересной с коммерческой точки зрения до последнего времени оставалась еще одна группа долгов – коммерческая торговая задолженность (задолженность Токийскому клубу). Российское правительство признало эту группу задолженности позже всех – в октябре 1994 г. Из-за того, что реально переговоры начались в декабре 1996 г., образовался большой временной интервал, в течение которого кредиторы были в полной неопределенности относительно реальности погашения им задолженности. В настоящее время после выверки долгов разрешена переуступка прав требования по ним.

Реструктуризация внешнего долга на время смягчила кризис с выплатой внешней задолженности, но принципиально не решила его. Внешняя задолженность России все еще существенна. Положение России, с точки зрения обслуживания внешнего долга, остается непростым.

Чтобы избежать возникновения кризисной ситуации, необходимо изменение долговой стратегии России и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга.

Эту проблему может решить конверсия внешнего долга, под которой принято понимать все механизмы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики государства-должника. Возможны разные формы: конверсия долга в инвестиции, погашение его товарными поставками, обратный выкуп долга самим заемщиком на особых условиях, обмен на долговые обязательства третьих стран, собственность, облигации и др.

В 1996 г. РФ впервые вышла на мировой кредитный рынок со своими ценными бумагами. Первый выпуск российских еврооблигаций состоялся 27 ноября 1996 г. на общую сумму 1 млрд. долл. Выпущенные еврооблигации представляли собой купонные ценные бумаги, по которым каждые полгода выплачивается фиксированный доход по ставке 9,25%. Срок обращения – 5 лет. Это был первый облигационный заем России, размещенный ею на международных рынках капиталов. Займы успешно размещались также в 1997-1998 гг.

Тема 3. Облигации. Государственные долговые обязательства

3.3. Общая характеристика государственных долговых обязательств

Рынок правительственных заимствований имеет разные названия, в их числе:

— рынок государственных облигаций;

— рынок государственного или национального долга;

— рынок правительственных займов;

— рынок государственных инструментов с фиксированной ставкой.

Государственные долговые обязательства могут обозначаться различными терминами: облигация, казначейское обязательство, казначейский вексель, сертификат задолженности, займ.

Функции государственных долговых обязательств:

1) финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т.е. без дополнительного выпуска денег в обращение;

2) финансирование целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения;

3) регулирование экономической активности: денежной массы в обращении, воздействие на цены и инфляцию, направления инвестирования.

Государственные долговые обязательства могут быть классифицированы по различным критериям. (табл. 5):

Размещение государственных долговых обязательств:

— через центральные банки или министерства финансов (казначейства). Основными инвесторами являются население, пенсионные фонды, страховые компании, банки, инвестиционные компании и фонды;

— в бумажной (документарной) или безбумажной (бездокументарной) формах. Безбумажная технология выпуска ведет к экономии эмиссионных издержек, в этом случае ценные бумаги существуют в виде записей на электронных счетах в уполномоченных депозитариях;

— разнообразными методами: аукционные торги, открытая продажа по установленным ценам, закрытое распространение среди ограниченного круга инвесторов.

В практике заимствования правительств зарубежных государств используются, как правило, разнообразные долговые инструменты. Так, в США наиболее распространенными долговыми инструментами являются:

— векселя казначейства — выпускаются сроком на 52 недели, являются дисконтными;

— билеты казначейства — выпускаются на срок от одного года до десяти лет с выплатой процентов по полугодиям;

— облигации казначейства — выпускаются на срок более десяти лет, приносят купонный доход;

— сберегательные облигации имеют длительные сроки обращения (18-20 лет), могут быть дисконтными и купонными;

— бескупонные расписки казначейства выпускаются в результате трастового соглашения с банком о передаче облигаций казначейства на хранение. Являются обязательством по купонным выплатам или погашению на определенную дату;

— ценные бумаги федеральных агентств (облигации с различной степенью государственного обеспечения);

— облигации учреждений, финансируемых из федерального бюджета.

Рынок государственных долговых обязательств в России имеет специфическую историю и современную практику.

Рынок государственного долга

5. Рынок государственного долга

Общее понятие о рынке государственного долга

Государственные заимствования осуществляются на финансовом рынке. Последний представляет собой особую форму организации движения денежных средств от их владельцев к пользователям на основе покупки ценных бумаг или предоставления кредитов, выражающих собой форму движения ссудного капитала. Это означает, что финансовый рынок включает в себя два компонента: рынок ценных бумаг и рынок ссудных капиталов. Оба эти компонента предоставляют средства для государственных заимствований.

Читать еще:  Рынок земли и земельные отношения

Основными сегментами рынка ценных бумаг являются рынки государственных, муниципальных и корпоративных ценных бумаг. Заново становление рынка государственных ценных бумаг в России началось в 1991 г. Основными факторами, определяющими его развитие, явились развитие практики финансирования федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ за счет выпуска государственных ценных бумаг; реструктуризация внутреннего валютного долга на основе выпуска облигаций валютного займа; появление специфических финансовых инструментов – казначейских обязательств; постепенное открытие доступа эмитируемым в России ценным бумагам на международные рынки капиталов и доступа иностранным инвесторам на российский рынок.

В качестве приоритетных задач своей стратегии на рынке государственных ценных бумаг исполнительная власть определяет следующие направления:

¨ восстановление участия государства на финансовом рынке на приемлемых условиях путем проведения сдержанной и гибкой политики осуществления новых заимствований;

¨ восстановление доверия участников рынка к государству как эмитенту ценных бумаг на основе полного выполнения обязательств по обслуживанию и погашению облигационной части долга;

¨ последовательная работа по снижению стоимости и увеличению сроков государственных заимствований;

¨ функциональное разделение государственных ценных бумаг на инструменты денежного рынка (краткосрочные бумаги) и инструменты рынка капиталов (облигации со сроком погашения свыше 1 года);

¨ выпуск широкого спектра финансовых инструментов для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;

¨ обеспечение скоординированных действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по привлечению заимствований через механизмы рынка ценных бумаг;

¨ поддержание надежности и доступности государственных ценных бумаг для инвесторов.

В целом рынок государственного долга охватывает отношения по поводу государственных заимствований в форме займов, кредитов и государственных гарантий. Таким образом, рынок государственного долга можно определить как совокупность отношений между государством как эмитентом и гарантом, другими эмитентами, инвесторами и их посредниками по поводу эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, получения кредитов органами государственной власти и предоставления государственных гарантий по займам и кредитам, привлекаемым региональными и местными органами власти, экономическими субъектами.

Заемная деятельность России на внешнем рынке

Цель заемной деятельности РФ на внешнем рынке – покрытие дефицита федерального бюджета. Право осуществления государственных внешних заимствований РФ и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени РФ осуществлять внешние заимствования может Правительство РФ либо уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти.

После принятия Россией всего внешнего долга СССР остро встал вопрос о методах его регулирования. Конечное решение проблемы внешнего долга России заключалось в ежегодной выплате кредиторам во второй половине 90-х годов 15-18 млрд. долл. Но выполнение такой задачи могло поставить под угрозу судьбу экономики страны. Поэтому основным методом регулирования внешнего долга стала его реструктуризация на максимально приемлемых для России условиях.

Большую часть внешнего долга России в зависимости от природы его происхождения можно разделить на три группы – это кредиты Парижского, Лондонского и Токийского клубов кредиторов.

¨ Основная сумма долга РФ приходится на Парижский клуб, объединяющий около двадцати государств – крупнейших мировых кредиторов. Двойственное положение РФ заключается в том, что Россия выступает в качестве должника одних стран и кредитора других одновременно.

¨ Межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использовавшиеся во внешнеторговых расчетах и предназначенные для учета. Интересы этой группы кредиторов представляет Лондонский клуб, объединяющий более 600 коммерческих банков. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования.

¨ Наиболее интересной с коммерческой точки зрения до последнего времени оставалась еще одна группа долгов – коммерческая торговая задолженность (задолженность Токийскому клубу). Российское правительство признало эту группу задолженности позже всех – в октябре 1994 г. Из-за того, что реально переговоры начались в декабре 1996 г., образовался большой временной интервал, в течение которого кредиторы были в полной неопределенности относительно реальности погашения им задолженности. В настоящее время после выверки долгов разрешена переуступка прав требования по ним.

Реструктуризация внешнего долга на время смягчила кризис с выплатой внешней задолженности, но принципиально не решила его. Внешняя задолженность России все еще существенна. Положение России, с точки зрения обслуживания внешнего долга, остается непростым.

Чтобы избежать возникновения кризисной ситуации, необходимо изменение долговой стратегии России и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга.

Эту проблему может решить конверсия внешнего долга, под которой принято понимать все механизмы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики государства-должника. Возможны разные формы: конверсия долга в инвестиции, погашение его товарными поставками, обратный выкуп долга самим заемщиком на особых условиях, обмен на долговые обязательства третьих стран, собственность, облигации и др.

В 1996 г. РФ впервые вышла на мировой кредитный рынок со своими ценными бумагами. Первый выпуск российских еврооблигаций состоялся 27 ноября 1996 г. на общую сумму 1 млрд. долл. Выпущенные еврооблигации представляли собой купонные ценные бумаги, по которым каждые полгода выплачивается фиксированный доход по ставке 9,25%. Срок обращения – 5 лет. Это был первый облигационный заем России, размещенный ею на международных рынках капиталов. Займы успешно размещались также в 1997-1998 гг.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector