Kafe-sviaz.ru

Финансовый журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственное воздействие на политический рынок

FAQ: Теория политических рынков

7 фактов о методе анализа политических решений

Lori Greig

Данная теория выросла на основе целого ряда научных направлений. В экономической науке это прежде всего теория общественного выбора, двое отцов-основателей которой — Джеймс Бьюкенен и Гэри Беккер — стали лауреатами Нобелевской премии. В рамках политической науки вопросы функционирования политических рынков активно рассматривались представителями теории рационального выбора, в науке о мировой политике — специалистами в области международной политической экономии.

Теория политических рынков акцентирует внимание на рыночном характере взаимодействия политических субъектов. Это значит, что при анализе процессов принятия политических решений (например, решений о вступлении России в ВТО или о формировании Таможенного союза) мы четко разделяем участников данного процесса на две группы. С одной стороны, это субъекты, предъявляющие спрос на соответствующее решение, с другой — субъекты, осуществляющие его предложение. Между этими субъектами происходит обмен рыночного типа: чтобы получить нужное им решение, субъекты спроса «платят» определенную «цену» субъектам предложения. Фактически здесь имеет место использование принципа экономического империализма, когда характерные для экономической науки методологические подходы применяются для анализа неэкономических явлений — в данном случае политических.

Соответственно, когда мы рассматриваем то или иное политическое решение, мы воспринимаем его не как плод фантазий или идеологических предпочтений политиков и их советников, а как результат рационального взаимодействия между теми, кто предъявляет спрос на соответствующие решения и теми, кто осуществляет их предложение. В качестве субъектов спроса традиционно рассматриваются избиратели и группы давления — лобби, представляющие бизнес-интересы или интересы иных общественных групп. На стороне предложения чаще всего рассматриваются субъекты принятия политических решений — политики и чиновники. Политики — это те, кто зависит от результатов выборов, чиновники — те, кто от них не зависит. Взаимодействие между данными группами субъектов имеет ключевое значение для анализа политических рынков национального и субнационального уровня. На более высоких уровнях анализа политических рынков мы выходим на изучение процессов принятия решений в рамках региональных интеграционных объединений или глобальных механизмов управления экономическими или политическими процессами (ВТО, МВФ, ООН и так далее).

Афонцев С. А. Политические рынки и экономическая политика. М.: Комкнига, 2010.

В рамках чисто теоретического рассмотрения вопросов функционирования политических рынков были получены очень интересные результаты, публикуемые в ведущих экономических и политологических журналах. Но еще более значимыми представляются те выводы, которые следуют из теории политических рынков для практического анализа тех процессов, которые связаны с выработкой политических решений.

Возьмем, например, влияние работы политических рынков на выработку экономической политики. В чем достоинства рассматриваемого подхода и в чем его практическая значимость? Прежде всего, мы оказываемся в состоянии проникнуть на «кухню» политического процесса и понять, почему принимаются те или иные решения, которые, с точки зрения экспертов или простых граждан, могут казаться неоптимальными. Но когда мы смотрим на политическую подоплеку соответствующих решений с рыночных позиций, то выясняется, что за теми малопонятными и, казалось бы, не совсем рациональными решениями, которые мы видим, часто стоят влиятельные силы, предъявляющие спрос на экономическую политику. В зависимости от конфигурации сил спроса на экономическую политику и ее предложения мы можем определить и характер текущей политики (почему она такая), и ожидаемый характер будущей политики (что можно ждать в будущем).

Афонцев С. А. Политико-экономический анализ внешнеторговой политики // Экономическая школа, 2011, № 7, с. 31–42.

В качестве примера можно указать на целый ряд эмпирических исследований структуры регулирования внешней торговли. Эти исследования проделывались применительно к США, к ряду стран Европейского Союза и Восточной Азии. На основе результатов этих работ можно ранжировать приоритеты деятельности правительств, что позволяет предугадать их следующий шаг. В частности, исследование структуры регулирования внешней торговли России показало, что в системе приоритетов правительства первостепенное роль играет мотив получения бюджетных доходов. Вторым по степени важности фактором является повышение благосостояния граждан страны, и — парадоксальным образом — лишь третье место занимают интересы бизнес-групп, которые лоббируют соответствующие решения.

Adam Ch. and Dercon S. The Political Economy of Development: An Assessment // Oxford Review of Economic Policy, Volume 25, Number 2, 2009, p.173–189.

Когда мы рассматриваем комплекс решений, связанных с состоявшимся в 2012 году присоединением России к ВТО, мы видим, что в качестве основных экономических потерь от членства в ВТО правительство называет потерю бюджетных доходов. Это как раз то, о чем, в соответствии с проведенными ранее исследованиями, правительство должно заботиться более всего. В качестве выгод от присоединения к ВТО правительство называет возможное удешевление товаров для рядовых потребителей (в первую очередь для низкообеспеченных слоев населения), что показывает его заинтересованность в учете благосостояния избирателей. При этом практически игнорировалась мощная оппозиция со стороны бизнес-интересов, которые активно лоббировали против присоединения России к ВТО. Таким образом, на основе эмпирического анализа процессов выработки внешнеторговой политики были идентифицированы именно те мотивы, которые впоследствии сыграли свою роль при принятии решения о присоединении России к ВТО.

Bonardi J.-Ph., Hillman A.J. and Keim G.D. The Attractiveness of Political Markets: Implication for Firm Strategies // Academy of Management Review, 2005, v.30, no.2, p.397–413.

Одна из наиболее интересных практических проблем сегодня связана с анализом антикризисной политики, в частности, в США и в Европейском Союзе. Многие из тех решений, которые на первый взгляд кажутся непонятными, объясняются исключительно соотношением сил спроса и предложения на политическом рынке. В частности, многие назревшие меры в сфере бюджетной политики и сокращения размеров государственного долга сегодня откладываются или вообще не рассматриваются. Большинство экспертов убеждены, что эти меры необходимы, но парадоксальным образом они не реализуются. Это означает, что соответствующие решения просто блокируются субъектами политических рынков, интересам которых они противоречат.

Castanheira M., Nicodème G. and Profeta P. On the Political Economics of Tax Reforms: Survey and Empirical Assessment // Condorcet Center for Political Economy Working Paper no.2012-08-ccr, March 2012.

Если мы понимаем механизмы принятия политических решений — каков следующий шаг? Что мы можем предложить политикам? Если все регулируется политическими рынками, значит ли это, что ничего изменить нельзя? Разумеется, можно. Теория политических рынков позволяет предложить алгоритм выработки рекомендаций для экономической политики. Какие рекомендации нужно предлагать политиков? Как правило, это не должны быть «идеальные», самые эффективные рекомендации. В большинстве случаев такие рекомендации не будут восприняты политиками и не получат поддержку субъектов, предъявляющими спрос на экономическую политику. У этих субъектов совсем другие интересы, им не нужны «идеальные» рекомендации. Имеет смысл предлагать такие рекомендации, которые являются экономически наиболее эффективными из числа политически приемлемых. Если мы определим круг политически приемлемых рекомендаций и выберем из них те, которые в наибольшей степени ориентированы на решение интересующей нас проблемы, есть шанс, что эти рекомендации будут поддержаны. Если же мы будем формулировать абстрактные, оторванные от политического процесса рекомендации просто потому, что они являются «правильными» с точки зрения экономической теории, мы рискуем остаться у разбитого корыта. Субъекты принятия политических решений такие рекомендации просто проигнорируют.

Читать еще:  Робот бинарных опционов

Drazen A. Political Economy in Macroeconomics. Princeton: Princeton University Press, 2000.

В настоящее время в науке сложилась очень интересная ситуация. В 1990-е годы был предложен ряд принципиально новых экономических моделей, которые, с точки зрения формально-теоретического аппарата, позволяют объяснять равновесные результаты функционирования политических рынков. С конца 1990-х годов по 2000-е годы появился огромный комплекс эмпирических исследований, посвященных тестированию тех гипотез, которые вытекают из теоретических моделей. Многие из этих гипотез подтвердились — как и многие предсказания, полученные на их основе (например, в рассмотренном ранее случае с присоединением России к ВТО). Сейчас возникла некоторая пауза, которая, на мой взгляд, должна привести к новому всплеску активности в деле разработки теоретических моделей. Прежде всего, я жду появления таких моделей в сфере анализа макроэкономической политики с учетом того, что эта тема стала крайне актуальной в условиях глобального кризиса. Определенные достижения здесь уже есть — в частности, применительно к вопросам анализа бюджетной политики и финансовых рынков. В академическом сообществе уже сформировался значительный спрос на новые теоретические прорывы — а этом позволяет надеяться, что эти прорывы не заставят себя долго ждать.

Взаимодействие институтов рынка и государства

Рыночная система — явление, находящееся в постоянном развитии. На определенном историческом этапе в его эволюции стало отражаться влияние государства. В ходе последних двух столетий сложился богатый опыт взаимодействия двух экономических институтов — рынка и государства. Характеризуя данный социально-экономический «тандем», уместно отметить несколько типичных его признаков.

1. Обе системы взаимно обуславливают друг друга. Рынок нуждается в инфраструктуре, в «игровом поле» с совокупностью определенных правил, создать которые может только государство. Оно обеспечивает и систему защиты игроков (от внешних и внутренних угроз). Государству же рынок нужен для получения необходимых ресурсов (ради самосуществования и реализации предначертанных обществом функций).

2. Институты оказывают друг на друга позитивное влияние. Встречное воздействие приводит к эволюции и взаимной адаптации обеих систем. Государство в течение столетий приобретает более либеральный, толерантный (по отношению к бизнесу) характер. К системе правил приучается и бизнес. Хотя сокрытие от налогов сохраняется всегда, однако в целом это явление становится менее активным. Более того, взаимодействие двух институтов обеспечивает проявление дополнительной результативное, что рождает так называемый синергетический эффект. Государственные меры не только помогают рынку нейтрализовать ряд его изъянов, но и обеспечивают дополнительный эффект (выраженный в динамизме рыночной экономики). Величина получаемого позитива зависит во многом от оптимальности сочетания сил двух «агентов». При этом следует учитывать, что разумная пропорция («рынок — государство») определяется историческими условиями развития.

В порядке иллюстрации отметим, что помощь, предоставляемая государством рынку на первом этапе индустриального развития — в XVIII — начале XIX в. (в форме обеспечения системой правовых норм, условиями внешней и внутренней безопасности, устойчивой национальной валютой, системой общественных, т.е. коллективных благ), оказала сильнейшее стимулирующее воздействие. Это привело к тому, что в первой половине XX в. динамизм экономики стал чрезмерным. К тому периоду у хозяйственной системы еще не сложился механизм, который в процессе экспансии мог бы автоматически вызывать «тормозной рефлекс», необходимый для соблюдения общеэкономического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. уже не следует трактовать (с позиции сегодняшнего понимания экономической истории) однозначно сбоем. Он явился первым сигналом, продемонстрировавшим мощь неконтролируемой экспансии рыночной стихии.

3. Каждый из двух институтом обладает относительной самостоятельностью. Это обусловливает наличие различных, иногда противостоящих интересов, вызванное тем, что оба института — как рыночный (но линии фирм), так и государственный представляют собой системы, построенные на централизованной иерархии. У каждой из них (помимо общих целей) существуют и свои собственные устремлении, побуждающие к самостоятельной экспансии, к своему, «личному», доходу Эти стимулы становятся понятными, если мы обращаемся к категории человеческого эгоизма. Как отмечали классики политической экономии, рынок (представленный совокупностью фирм) выражает концентрацию человеческой воли и желаний. По аналогии с этим государство можно рассматривать как «большую команду бюрократов», наделенную (хотя и с предписанными ограничениями) теми же слабостями человеческой натуры. В итоге на конкурентном поле неизбежны столкновения частных и государственных команд с противоположными устремлениями и интересами.

Наиболее яркий пример противостояния интересов проявляется в области налоговой политики. В основе этого лежит то обстоятельство, что государство (как любая живая система) стремится к экспансии. Для ее реализации нужны ресурсы. Сбор средств обеспечивается за счет налогов. Отсюда естественное стремление к растущим налоговым изъятиям (что порой может превышать чисто функциональные, оправданные для общества масштабы). В итоге усиливается налоговое давление, которое противостоит интересам фирм.

Другой наглядный пример противостояния интересов прослеживается в развитии феномена бюрократизации. Реализуемая государством законодательная, исполнительная деятельность объективно создает основу для системы порядка в обществе, что внешне реализуется через принятие законов, правил, предписаний (и соответственно создания кругопотока документации, что требует немалого времени). Однако чрезмерное нарастание «бюрократических потоков», затяжки в принятии решений имеют и целевой мотив, выражающий «личные интересы» государства. Этот интерес строится на экономической основе (возможность получения «левых» доходов) и подспудном стремлении к демонстрации своей власти, распорядительных прав и функций. Последнее дает госчиновнику благостное чувство самозначимости.

Более мягкий пример противостояния можно увидеть в растущей конкуренции двух институтов в области формирования объектов инфраструктуры. В последние десятилетия материальные затраты в этой сфере постепенно стал осуществлять и частный сектор. Вызвано это тем, что многие крупные корпорации приобрели финансовую мощь, достаточную для финансирования ряда объектов инфраструктуры (в сфера образования, здравоохранения, транспортного дела, страхования, системы связи и информации).

Читать еще:  Рынок покупателя пример

Взаимодействие двух институтов реализуется и определенной внешней среде, в рамках которой проявляется влияние дополнительных обстоятельств, глобализации и мировых политических процессов (рисунок 2.2.).

Рисунок 2.2. Взаимодействие институтов рынка и государства

При анализе взаимодействия двух институтов обычно принято рассматривать то влияние, которое государство оказывает на рыночную систему. Это предопределено тем, что недостатки рынка вызывают необходимость коррекции ряда сбоев, справиться с которыми самому рынку сложно. В процессе регулирования проявляется серия аспектов:

— государство формулируем цели воздействия и разрабатывает стратегию, которая должна быть оптимальной среди большой группы альтернативных решений;

— в реализацию экономической политики включается совокупность субъектов: государственных (министерство финансов, министерство экономики, центральный банк, органы местного самоуправления, юридиче­ские инстанции) и негосударственных;

— осуществление экономической политики происходит за счет использования определенных механизмов: финансовой (фискальной) и монетарной политики,

— потребность в широком спектре мер государства привела к созданию опыта действий государства по нескольким направлениям.

В обобщенном виде процесс государственного регулирования можно представить следующим образом (рисунок 2.3.).

Рисунок 2.3. Воздействие государства на рыночную систему

Обозначит общие параметры воздействия государства на рыночную систему, обратимся к краткой характеристике тек аспектом, которые отражают встречное воздействие: рыночной системы на государство (рисунок 2.4.).

Рисунок 2.4. Воздействие рыночной системы на государство и экономические процессы

Анализ встречного влияния побуждает опираться на некие аналогичные структурные компоненты (цели, субъекты, механизмы, направления реализации), которые использовались при анализе воздействия государства на рыночную экономику.

Характеризуя встречное воздействие рыночной системы, необходимо учитывать, что данный институт имеет менее четкую структуру по сравнению с институтом государства. В ней заключается двойственная природа, соседствуют два начала: спонтанность, с одной стороны, и иерархичность, жесткая организованность с другой.

Многоаспектность рынка побуждает экономистов искать пути его воздействия на хозяйственную систему и государство по двум относительно самостоятельным направлениям. Первый путь реализуется по линии анализа роли рыночной среды как стихийного, спонтанного начала. Второй путь осуществляется но линии воздействия фирм, корпораций, что предполагает четко обозначенные целевые (стратегические) установки.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое социально – экономическая система. Охарактеризуйте виды социально – экономических систем.

2. Охарактеризуйте основные модели социально – экономических систем. Какими чертами можно охарактеризовать российскую социально – экономическую систему?

3. Что такое национальная экономика? Раскройте структуру национальной экономики.

4. Что такое отрасль экономики и ОКВЭД?

5. Какие институциональные образования вы можете назвать среди субъектов экономической политики? Чем объясняется их разнообразие? Почему в российской практике несколько иное понимание субъектов регулирования?

6. Каким образом выбор целей экономической политики государства зависит от политического цикла в стране? Как распределяются популярные и непопулярные меры регулирования на протяжении политического цикла?

7. Что характерно для регулирования макроэкономики со стороны государства?

8. Какова целевая ориентация регулирования макроэкономики со стороны рынка?

9. В чем специфика peгулирующей деятельности фирм? Каково содержание прямых и косвенных методов воздействия на экономическую политику государства?

10. В чем заключается сходство и в чем различия между бизнесом и государством в деле макроэкономического реагирования?

11. Что представляет собой «рынок коррупционных ycлуг? Какое научное обозначение получил доход, присваиваемый бюрократом?

12. Если коррупция стала одной из острейших проблем в современном мире (о чем говорилось на заседании стран «восьмерки» в 1999 г.), можно ли говорить, что она — составной элемент теневой экономики?

13. В чем заключается смысл рынка коррупционных услуг?

14. Каково содержание рынка государственных услуг на международном уровне?

15. Почему государство стремится адаптировать в свой институт элементы рыночной экономики? Каким образом оно это делает?

16. В последние десятилетия сложился международный рынок услуг для иностранных инвесторов. Какой товар предлагает государство зарубежным клиентам? Какие блага планирует оно получить в качестве оплаты своего товара?

17. Что представляет собой государственно-частное партнерство? Какие цели реализуются? В чем при этом проявляется воздействие бизнеса на экономические процессы в стране?

18. Какие изменения происходят в разделении труда между бизнесом и государством при реализации партнерских отношений? На чем сосредоточивается бизнес, на чем — государство?

19. Что означает термин «капитализм альянсов»?

20. Является ли институт лоббизма легальным или нелегальным институтом?

21. Какие стороны лоббизма оправданны для рыночной экономики, а какие нет?

22. Какова взаимосвязь между понятиями «лоббизм» и «коррупция»?

23. Какие стороны лоббизма проявляются в реальной экономической жизни, по вашему мнению, более определенно, позитивные или негативные?

24. В действиях органов власти, как считают аналитики, могут возникать так называемые разрывы позиций. О чем идет речь? Почему эти разрывы мешают частному бизнесу? Какие меры по преодолению этих проблем традиционно предпринимает бизнес?

25. Почему фирмы заинтересованы в либеральном настрое населения?

26. Почему СМИ являются столь желанным полем деятельности для корпораций? Можете ли назвать примеры того, кто является владельцем крупнейших экономических газет и журналов в России?

27. В чем состоят возможности СМИ в деле влияния на экономическое мировоззрение населения?

28. Какую классификацию российских СМИ (газеты, журналы, радио и ТВ-станции) вы Могли бы предложить, разделяя их на приверженцев левого направления (социально ориентированные) и правого направления (либерально ориентированные)?

29. При какой системе финансирования партий (бюджетной частной) у бизнеса больше шансов воздействия на политические партии (а через них — на атмосферу в обществе)?

30. Какие две особенности российского менталитета особенно «удобны» корпорациям для их влияния на российских покупателей?

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Читать еще:  Рынок земли в отношении ее предложения

Политический рынок

Сущность политического рынка

Как уже отмечалось, маркетинго­вые способы организации полити­ческого дискурса направлены на отбор, форматирование и распространение информации в соот­ветствии с интересами и запросами ее потребителя.

Все маркетинговые способы установления коммуникаций слу­жат средствами поддержания политической борьбы, конкуренции за власть. Но при этом они носят диалогический характер и в ко­нечном счете направлены на то, чтобы заставить различные соци­альные группы совершать определенные политические действия. Кроме того, на практике все они используют, по сути, однород­ные приемы и технологии. В частности, основа применяемых ими информационных методов и процедур — выявление характерных отличий политических товаров и придание им такой формы, что­бы данный продукт смог выдержать конкуренцию с другими. Но главное, что все маркетинговые коммуникации могут складывать­ся и способствовать информационному сопровождению (продви­жению) товара только в определенной части политического про­странства, а именно в условиях политического рынка, создающе­го для них необходимую среду обитания.

Возникновение политического рынка явилось прямым порож­дением потребительского рынка в экономической сфере жизни общества. На его становление и развитие значительное влияние оказывали политическая игра, укрепление ее плюралистических и конкурентных начал и, как следствие, — расширение политиче­ских свобод граждан, рост творческих возможностей и самостоя­тельности игроков на сцене власти.

Однако, несмотря на это никем не оспариваемое происхожде­ние, политический рынок все же понимается неоднозначно. Боль­шинство ученых считают его местом столкновения различных мне­ний, проявления индивидуальных позиций граждан через выбор приоритетов и голосование, которое выполняет функции цены на экономическом рынке. Правда, одни исследователи полагают, что таким образом избиратель просто обменивает свой голос на эко­номические и социальные блага (У. Андерсон); другие же делают акцент на соотношение и взаимное регулирование частных пред­почтений граждан относительно тех или иных политических объек­тов. Они рассматривают политический рынок по преимуществу как механизм принятия публичных решений (Дж. Бьюкенен). Иные, в том числе и отечественные, теоретики рассматривают политиче­ский рынок как место, где люди решают свои проблемы путем ориентации на производство и потребление политических услуг, которые в свою очередь могут быть представлены в виде идей, кандидатов или иных объектов, удовлетворяющих реальные или мнимые потребности людей (Е. Морозова). Многие ученые настаи­вают на том, что рынок — это инструмент обеспечения открытос­ти политики правительства, ее публичного характера.

Показательно, что отсутствие политического рынка в быв­шем СССР не только создало такое абсурдное явление, как «социалистическая демократия» (исключившее плюрализм и конкуренцию из всех форм организации власти), но и, по сути, уничтожило саму публичную политику.

Думается, что вкупе все эти позиции отображают базовые ха­рактеристики политического рынка, акцентируя внимание на раз­личных аспектах этого феномена. Главное, что он представляет собой конкурентное пространство, в котором основными регуляторами динамики информационных процессов и определения качества коммуникаций стали спрос и предложение.

Информационное содержание политического рынка

Наличие политического рынка — непременное условие демократии, но не панацея от всех трудностей и проблем демократического развития.

Для развития политического рынка, как и демократии, нужны сильные управленческие структуры, позволяющие поддерживать прозрачность публичного дискурса, принятия решений, бороться с монопольными практиками.

В условиях виртуального мира, гиперреальности, усиливающих позиции источника информации, а также позиции коммуникато­ра, способного фабриковать и конструировать исходные сообще­ния, рыночные механизмы действуют иначе, чем в экономике. Зача­стую здесь не только и не столько предложение является ответом на спрос, но активно используются прямо противоположные способы, когда спрос стимулируется и создается предложением. Иными сло­вами, конкуренция политических товаров возникает по преимуще­ству на основе информационных предложений коммуникатора, т.е. сознательного конструирования спроса граждан на те или иные по­литические товары и услуги. Например, рядовым гражданам, заин­тересованным не в участии в голосовании, а, скажем, в поездке в это время на свои дачные участки, предлагаются некие скандальные (нередко сфабрикованные) сообщения, которые привлекают вни­мание к борьбе лидеров или партий, побуждая людей прийти на избирательные участки.

Будучи ареной конкуренции различных сил, политический ры­нок представляет собой, как правило, весьма неоднородное прост­ранство, в котором взаимодействуют группы с различными инте­ресами, взглядами, ресурсами, склонностями к коммуникации. Раз­нородность рынка обычно принимают в расчет при проведении специальных акций и кампаний, и прежде всего при выборах.

В частности, определяя перспективы восприятия информации населением, политические технологи выделяют так называемые целевые аудитории — группы людей, имеющих общие характери­стики: место проживания, способ реагирования на информацион­ные предложения и др. В идеологическом отношении сегментация политического рынка осуществляется по осям «левые — правые» и «либералы — консерваторы (государственники)», в территориаль­ном плане, «город — село», а в демографическом — «молодежь — люди среднего поколения — пенсионеры». Эта сегментация поли­тического рынка, т.е. его деление на различные участки в соответ­ствии с интересами различных групп потребителей информации, необходима для организации специализированной деятельности продавца политического товара, для побуждения коммуникатора соответствующим образом обрабатывать и форматировать предла­гаемую людям информацию.

Выбранные информационные стратегии поведения на полити­ческом рынке могут в разной степени учитывать предпочтения, характер имеющихся у целевых групп ресурсов и т.д. Как правило, рыночные стратегии формируются либо не принимая во внима­ние отличительные черты аудитории (когда, к примеру, характер исходной информации таков, что ее потребление не зависит от групповых очертаний социальной аудитории), либо с учетом диф­ференциации всех основных групп, либо путем концентрации уси­лий на какой-то одной группе.

В силу сложного конкурентного характера политического рынка информационные связи и коммуникации складываются в рамках взаимоотношений «заказчика», «эксперта (консультанта)», «испол­нителя» и «потребителя». Так, заказчик, как правило, не фигурирует на информационном пространстве, он только определяет, какой товар должен быть выдвинут на рынок, с какой целью, для решения ка­кой задачи. Эксперт выбирает наиболее оптимальные способы нала­живания такой целевой коммуникации, необходимые для этого сред­ства и методы, выделяет стратегические и тактические приоритеты действий. Исполнитель «заземляет» этот план, пытаясь осуществить поставленные задачи исходя из имеющихся в его распоряжении ресурсов. В свою очередь потребитель усваивает тот объем инфор­мации и в том виде, в каком он это может сделать в настоящее время. В итоге и складывается некий информационно-коммуника­ционный процесс, который может отвечать или не отвечать целям коммуникатора. Но в любом случае именно эти информационно-коммуникационные процессы служат реальным показателем на­личия политического рынка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector